Найти в Дзене

Академический сюрреализм: Параноико-критический сюрреализм

Это течение сюрреализма достигло пика своего развития в 1920-х гг., его лидером был Андре Бретон – один из основных теоретиков течения. В этом русле работали и многие литераторы: Тристан Цара, Мишель Лерис, Робер Деснос, Поль Элюар, Луи Арагон и др. Основные художники этого течения пришли из дадаизма и привнесли из него много эпатажа. На первых порах течение было сильно политизировано, и его вожаки мечтали установить свою политическую власть через сюрреалистическое искусство. Они выпускали журнал «Сюрреалистическая революция», в котором излагали свои политические взгляды. В конце 1920-х гг. почти все представители этого течения вступили в ряды французской коммунистической партии, однако вскоре большинство из них были исключены по тем или иным причинам. Крупнейшим художником параноико-критического сюрреализма был Макс Эрнст (1891-1976). Его работы изображают нагромождения предметов, похожих на кору деревьев, или фантастические растения («Видение, вызванное ночным обликом ворот Сен-Дени»

Это течение сюрреализма достигло пика своего развития в 1920-х гг., его лидером был Андре Бретон – один из основных теоретиков течения. В этом русле работали и многие литераторы: Тристан Цара, Мишель Лерис, Робер Деснос, Поль Элюар, Луи Арагон и др. Основные художники этого течения пришли из дадаизма и привнесли из него много эпатажа. На первых порах течение было сильно политизировано, и его вожаки мечтали установить свою политическую власть через сюрреалистическое искусство. Они выпускали журнал «Сюрреалистическая революция», в котором излагали свои политические взгляды. В конце 1920-х гг. почти все представители этого течения вступили в ряды французской коммунистической партии, однако вскоре большинство из них были исключены по тем или иным причинам.

Макс Эрнст «Лоп-лоп», 1929
Макс Эрнст «Лоп-лоп», 1929
Макс Эрнст «Человек с этим ничего не может поделать» (1923)
Макс Эрнст «Человек с этим ничего не может поделать» (1923)

Крупнейшим художником параноико-критического сюрреализма был Макс Эрнст (1891-1976). Его работы изображают нагромождения предметов, похожих на кору деревьев, или фантастические растения («Видение, вызванное ночным обликом ворот Сен-Дени», 1927; «Лес, солнце и птицы», 1928; «Лоп-лоп», 1929). Однако уже в то время М. Эрнст все чаще и чаще обращался к неадекватному сюрреализму. Примером тому может служить его работа «Человек с этим ничего не может поделать» (1923), на которой символически изображен половой акт. Это, кстати, также вытекало из теории З. Фрейда о половой активности. В 1930-х гг. художник полностью перешел на позиции неадекватного сюрреализма, и его работы иногда несли социально значимое содержание, как, например, холст «Голова человека, решающего полет неевклидовой мухи» (1947) – прямая реакция на атомные бомбардировки городов Японии.

Макс Эрнст «Голова человека, решающего полет неевклидовой мухи» (1947)
Макс Эрнст «Голова человека, решающего полет неевклидовой мухи» (1947)

Другой представитель параноико-критического сюрреализма, Андре Массон (1896-1987), был более последовательным в своем творчестве. Его поздняя работа «Ирокезский ландшафт» может считаться классикой беспредметничества.

Андре Массон. «Метаморфоза любовников»
Андре Массон. «Метаморфоза любовников»
Андре Массон «Гёте или метаморфозы растений»
Андре Массон «Гёте или метаморфозы растений»
Андре Массон «Ирокезский ландшафт»
Андре Массон «Ирокезский ландшафт»

Еще более последовательным был художник-самоучка Ив Танги (1900-1955). Его холсты, чаще всего монохромные, напоминали пейзажи морского дна (например, «Без названия», 1927; «Затухание ненужных огней» 1927; и др.). Его творчество удивительно однообразно, однако он имел очень тонкое чувство ритма форм, что позволяло ему создавать интересные сочетания, как например в последней работе «Умножение дуг» (1954).

Ив Танги «Без названия», 1927
Ив Танги «Без названия», 1927
Ив Танги «Затухание ненужных огней» 1927
Ив Танги «Затухание ненужных огней» 1927
Ив Танги «Умножение дуг» (1954)
Ив Танги «Умножение дуг» (1954)

В следующем выпуске: АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЮРРЕАЛИЗМ. Неадекватный сюрреализм.