Я практикующий психолог, а это значит, что я постоянно работаю с людьми, и часто ко мне приходят именно люди с депрессией.
Наблюдая, как и почему появляется депрессия, откуда она берется, я не могу не замечать, что очень часто к депрессии приводят неосознанные и некомпенсированные нейроотличия.
Я сталкивалась с этим настолько часто, что прошла специальный курс по нейроотличиям, чтобы улучшить свои навыки диагностики.
Возможно, вы сейчас думаете, что это не про вас.
Ну, зато это про меня, и я могу и не стесняюсь рассказать об этом.
Нейроотличия — это необязательно какой-то синдром или расстройство, как СДВ(Г) или РАС.
Это вообще не про диагнозы, не про "ненормальность", совсем не об этом.
Я говорю об отдельных особенностях, которые мы обычно называем "у него такой характер", "она просто застенчивая", "о, он такой неуклюжий", "не обращай внимания, она просто вот такая".
Как нейроотличия могут выглядеть в обыденно жизни?
Например, у человека могут быть особенные отношения со временем:
- нечувствительность к его течению,
- неспособность планировать свое время адекватно реальным затратам,
- сложности с соотнесением внутреннего и внешнего времени и тп.
Но окружающие видят просто человека, который все время опаздывает, и это создает всем проблемы.
И нет, я не оправдываю опоздания, и не считаю, что раз у человека есть какие-то нейроотличия, то все должны под него подстраиваться.
Но чтобы не опаздывать, такому человеку нужны другие навыки, не такие, как остальным.
Потому что устройство его нервной системы и то, как он ощущает разные процессы, действительно отличается — в этом и заключается суть термина "нейроотличия".
Обращаться со своими особенностями нужно учиться, но не у кого — потому что вся система обучения человека социальным навыкам построена в расчете на нейротипичность.
Никто не знает, как научить не опаздывать, потому что обычно все это обучение сводится к инструкции "не опаздывай".
Но человеку, у которого как будто нет внутренних часов, такая инструкция не поможет.
Он будет очень стараться, но у него просто нет такого инструмента, и ему нужно, чтобы ему дали какие-то другие.
Как еще могут выглядеть нейроотличия?
Например, это могут быть особенности схемы тела, из-за которой человек постоянно "сшибает углы", падает на ровном месте, хотя у него все в порядке с вестибулярным аппаратом, равновесием, опорно-двигательным аппаратом и моторикой.
Но схема тела в мозге почему-то сформировалась неверно, и человек — "неуклюжий".
И к сожалению, его могут за это ругать, высмеивать, злиться: "Ну что такого сложного, почему ты не можешь просто нормально ходить?!?"
При этом порой такие люди могут с высочайшей точностью выполнять какие-то очень сложные операции, а ходить все равно будут, врезаясь во все косяки и постоянно набивая шишки.
И постоянно выдерживая осуждение, злость, раздражение окружающих...
А еще бывает застенчивость на грани «замораживания», так что становятся как будто недоступными вещи, которыми ты вообще-то обычно владеешь.
Это когда человек прекрасно умеет пользоваться обычными формулами вежливости: здороваться, прощаться, формулировать просьбы, благодарить и тд; но с незнакомыми людьми или в определенных ситуациях впадает в ступор и ведет себя крайне неловко, как будто забывая или не умея применить свои социальные навыки.
И все косятся на него и разве что пальцем у виска не крутят...
Такие особенности часто делают нашу социальную жизнь сложной, заставляют нас каждый день переживать какие-то неудачи, мешают достигать целей и жить счастливо.
Я описываю то, что наблюдаю в том числе и у себя.
В детстве и юности я была ужасно застенчивой с посторонними.
Если меня просили что-то передать малознакомому человеку, могла просто подойти, молча ткнуть эту вещь в руку и уйти.
Хотя вообще-то я была хорошо социализирована, имела обширный словарный запас, прекрасно умела вежливо разговаривать — но в такие моменты не могла, и все.
Сейчас я знаю, почему так происходило: момент контакта с человеком, реакции которого (любые, даже позитивные) я не могла предсказать, меня эмоционально перегружал — настолько, что я могла лишь что-то делать, но не говорить.
И еще я теперь знаю, что это не только мои особенности, они встречаются гораздо чаще, чем принято думать.
А еще знаю, как преодолевают такие трудности чаще всего: длительным самонасилием, когда человек заставляет себя делать то, что ему сложно️, но не знает, как облегчить себе эти задачи...
Например, я свои сложности с общением преодолела после того, как лет 10 проработала пиарщиком — таким, знаете, специальным человеком, который только и делает, что общается с незнакомыми людьми.
Это было, мягко говоря, очень непросто и болезненно, и еще через несколько лет привело к жесткому выгоранию и депрессии.
И я знаю, что вообще-то можно было бы сделать иначе, без переламывания себя через колено — если бы тогда у меня была возможность с кем-то поговорить о своих реакциях, понять, откуда они берутся, поискать ДРУГИЕ способы с ними обходиться.
Запись на консультацию: @Nekotoraya