Найти в Дзене
О чем кричит редактор

ФЛЕШБЕК: ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ НАПИСАНИЯ

Просматривала свои заметки по книге «Жена» Мег Вулицер (я - поклонница идеального сценария фильма 2017 г. по этой книге). Меня интересовала тема флешбеков, а эта книга почти целиком выстроена на нырках в прошлое. У начинающих писателей такие частые флешбеки делают текст нечитаемым, разница между настоящим и прошлым в повествовании размывается, а часто вообще непонятно, зачем нам показывают сцену из прошлого - какова цель этой сцены, как она движет сюжет, какую задачу решает. В книге «Жена» в прошлом героини заключен ответ на вопрос из первого абзаца книги, где говорится, о том, что жена решила бросить мужа в момент получения им престижной литературной премии. Обоим уже за 60 лет, они прожили вместе всю жизнь - с чего вдруг? О содержании я пишу для того, чтобы было понятно, что флешбеки составляют основную силу динамики книги и отвечают на вопрос, поставленный в завязке. То есть, у флешбеков есть четкая цель и задача. (Об этом у меня есть пост в тг). Так вот эти частые нырки в прошлое с

Просматривала свои заметки по книге «Жена» Мег Вулицер (я - поклонница идеального сценария фильма 2017 г. по этой книге). Меня интересовала тема флешбеков, а эта книга почти целиком выстроена на нырках в прошлое. У начинающих писателей такие частые флешбеки делают текст нечитаемым, разница между настоящим и прошлым в повествовании размывается, а часто вообще непонятно, зачем нам показывают сцену из прошлого - какова цель этой сцены, как она движет сюжет, какую задачу решает.

В книге «Жена» в прошлом героини заключен ответ на вопрос из первого абзаца книги, где говорится, о том, что жена решила бросить мужа в момент получения им престижной литературной премии. Обоим уже за 60 лет, они прожили вместе всю жизнь - с чего вдруг? О содержании я пишу для того, чтобы было понятно, что флешбеки составляют основную силу динамики книги и отвечают на вопрос, поставленный в завязке. То есть, у флешбеков есть четкая цель и задача. (Об этом у меня есть пост в тг).

Так вот эти частые нырки в прошлое сделаны хорошо, хотела привести в пример одну сцену для демонстрации удобного приема, который часто игнорируется начинающими писателями.

Итак, прием звучит так.

Флешбек ‒ может быть не просто внезапным скачком от настоящего в прошлое, он случается через нечто (образ, событие, действие, фразу, вещь), что герой увидел в настоящем времени. Это нечто переносит героя мыслями в прошлое. Так сохраняется не только логика повествования без резкий обрывов повествования, что обычно выкидывает читателя из истории, но и имитируется логика естественного хода мысли. На таком приеме почти целиком выстроена книга невероятной В.Вулф «Миссис Дэллоуэй».

Сцена из книги «Жена»:

К писателю Джо подходит девушка-поклонница, которая надолго задержала его руку в своей, и жена Джоан думает, не психопатка ли эта девушка. Что переносит ее в прошлое, где речь идет о психопате их сыне, который напал на отца - Джо (сцена того вечера подробно).

Затем, чтобы выйти из этой сцены, говорится, что не только сын не любит Джо, но и другие люди. Поэтому Джо опасается поклонников его книг. Кроме молодых девушек, которых он соблазняет, а жена постоянно это наблюдает. И мы возвращаемся к моменту настоящего из флешбека, где девушка-поклонница держит руку ее мужа Джо.

То есть, автор постоянно ведет динамику «от» и «до», не прерывая логики действий. Плотная ткань на основе причинности, где одна сцена вытекает из другой, когда одно действие рождает следующее, в итоге получается неразрывное повествование, из которого сложно вынырнуть.

Книгу, кстати, я не люблю, но люблю эту историю из-за фильма, что не мешает мне отдавать должное мастерству автора. Описанный прием вообще широко применяется в литературе, в этой книге просто вся история именно во флешбеке, поэтому мне и интересно ее разбирать.

______________________

Анна Гутиева, литературный редактор, писатель, психолог

Книга о сознании писателя "О чем кричит редактор" (На Озоне сегодня с большой скидкой)
Сайт: Редакрик