Почему его фильмы запрещали в США?
Гойко Митич - легендарный югослав, актер восточногерманских фильмов об индейцах, которого обожал весь наш СССР. На днях главному Чингачгугу всея соцлагеря исполнилось целых 85 лет!
А ведь детство у Гойко весьма непростое случилось. На дворе стояла вторая мировая, родная Югославия оказалась оккупирована фашистами. Отец нашего героя ушел в партизаны. Сам маленький Гойко вместе с маленьким братом прятался в маленькой деревушке у бабушки.
- Зато здесь на лоне природы я впервые познал свободную жизнь, - вспоминал спустя годы Митич. - Научился мастерски скакать на лошади и лазать на самые высокие деревья!
В школе наш герой понял: не может и дня жить без спорта. Занимался бегом, плаванием, борьбой, футболом. И мечтал стать... простым учителем физкультуры. Однако матушка-судьба совершенно по иному распорядилась.
Нужно было бриться и курить
Крепкого ладного парня двадцати лет от роду в 1960-м году присмотрел режиссер фильма «Ланселот и королева» - требовался спортивный дублер, что сменил бы главного героя в бешенной скачке на лошади. Так и состоялся экранный дебют юного Гойко.
- Однако по настоящему Гойко блеснул в кино - в 1966-м. Тогда в ГДР начали снимать фильмы об индейцах - на основе приключенческих романов немецкого писателя Карла Майя. В ответ пропагандистским американских вестернам - чтоб вправду показать, как американцы жестоко уничтожили подчистую целые племена коренных жителей Нового света.
Первый раз Гойко сыграл индейского вождя в ленте «Сыновья Большой Медведицы». А затем -в культовом «Чингачгук – Большой Змей». Помнится, все без исключения мальчишки СССР тогда хотели подражать Митичу. А все девчонки в него влюбились разом :)
- Сниматься было непросто. Например, в кадре по сценарию часто приходилось курить самую настоящую трубку мира - с крепчайшим табаком, что для меня, некурящего, стало настоящим испытанием, - вспоминал Гойко. - Выкуривал ее и потом добрых два часа за кадром кашлял еще после съемок. А еще нужно было регулярно начисто до синевы выбриваться - индейцы ведь безбородые. Да и постоянности требовалось много загорать - чтоб у кожи появился бронзовый оттенок.
Индеец из Югославии
Обычно показывать фильмы с участием Гойко в США цензура заокеанская строго запрещала. Ибо после одного показа, когда местные жители увидели в ленте «Сыновья Большой медведицы», что янки творили с бедными индейцами всего сто лет назад, начались массовые беспорядки. На фоне шедшей вьетнамской войны, особенно страшные для режима в Вашингтоне.
Однако, говорят, как-то фильм с участием Гойко случайно смогли посмотреть, несмотря на все американские запреты, запертые в резервации индейцы-команчи. И остались просто поражены увиденным:
- Что это за наш брат снимается в кино? Кто он, из какого племени?
А когда команчи узнали всю правду, то пригласили Гойко к себе, нарекли Бледнолицым Волком. И одарили богатыми дарами.
- Я навсегда остался заложником одного образа свободолюбивого индейца. В каких других фильмах не пробовал сниматься, ничего не шло, - вспоминал Гойко.
Недавно в 2019-м Гойко появился в российской ленте «Балканский рубеж», что повествует о нападении янки на Югославию. С той поры пока более не снимается. Говорит возраст, усталость. Да и ролей подходящих не предлагают режиссеры.
Не выношу сор из вигвама
Немудрено, что красавчик Гойко всегда пользовался огромным успехом среди прекрасного пола. Среди его возлюбленных был и сама Барбара Брыльска и известнейшая восточногерманская актриса Ренат Блюме. Однако Гойко не особо любил распространяться на тему личной жизни, отшучиваясь.
- Я же настоящий индеец. Сор из вигвама не выношу.
Гойко никогда не был официально женат. И лишь в 52 года от роду, в 1992-м, обзавелся потомством: дочь ему родила итальянская подруга. Девочку Гойко нарек Натальей - типично русским именем, как дань уважения к горячо любимой России.
Ныне Наталья давно выросла. И владеет собственной гостиницей в солнечной Италии, где всегда рада видеть своего папу-индейца. Так и говорит друзьям в шутку:
- Мой отец - вождь племени Чингачгук!
Чингачгук в Берлине
С 2000-го наш друг Гойко постоянно живет в Берлине - он гражданин Германии. Тут у него огромный дом.
Несмотря на солидные годы старина Митич остается крепким активным мужиком. Ныряет с аквалангом и тренируется со штангой, бегает по утрам, катается на велосипеде, плавает на байдарке. Появляется время от времени на театральной сцене, посещает крупные кинофестивали.