Найти в Дзене

Он называл себя творческой личностью, а меня спонсором

Оглавление

Лера стояла в прихожей и смотрела на мужские ботинки. Знакомые ботинки. Те самые, что она купила Максу месяц назад в "Эконика" за восемь тысяч. Только стояли они не в её квартире.

— Максим дома? — спросила она у девушки, которая открыла дверь.

— А вы кто? — насторожилась та.

Я его спонсор, — хотела сказать Лера, но вместо этого произнесла:

— Лера. Его... подруга.

Девушка улыбнулась с пониманием:

— А, ещё одна! Проходите, он в душе. Я Настя, кстати.

Ещё одна? Лера почувствовала, как земля уходит из-под ног.

Встреча с "гением"

Три года назад Лера работала менеджером в строительной компании. Зарплата неплохая, квартира однушка в ипотеку, размеренная жизнь. Скучновато, но стабильно.

А потом она пошла на литературный вечер. Подруга Света затащила:

— Лер, ну сколько можно дома сидеть! Там классные ребята выступают.

На сцене стоял высокий парень с растрёпанными волосами и читал стихи. Голос у него был бархатный, глаза — серые, как грозовое небо. Лера заслушалась.

— Это Максим Королёв, — шепнула Света. — Талантище! Но, говорят, совсем не приспособлен к жизни.

После выступления Лера подошла к нему:

— Очень красиво читаете.

Он посмотрел на неё внимательно:

— Спасибо. А вы сами пишете?

— Нет, я в строительстве работаю.

— А-а, — протянул он с лёгким разочарованием. — Понятно.

Но номер телефона всё-таки взял.

Первые свидания

Макс звонил нерегулярно. То исчезал на неделю, то вдруг появлялся с цветами и словами о том, что соскучился. Лера таяла от его непредсказуемости.

— Я не могу жить по расписанию, — объяснял он. — Творчество требует свободы. Понимаешь?

Она кивала. Конечно, понимала. Гений не может быть как все.

На третьем свидании он привёл её в свою квартиру. Однокомнатную, старенькую хрущевку, но с особой атмосферой. Книги везде, картины на стенах, гитара в углу.

— Извини за бардак, — сказал он, убирая с табуретки стопку исписанных листков. — Вчера всю ночь работал. Когда приходит вдохновение, я не могу остановиться.

Лера смотрела на него с восхищением. Рядом с ним она чувствовала себя серой мышкой.

— Хочешь кофе? — спросил Макс.

— Конечно.

Он открыл пустой холодильник и развёл руками:

— Блин, забыл сходить в магазин. Когда пишешь, забываешь про всё на свете.

— Ничего, — засмеялась Лера. — Давай я схожу.

Она вернулась с двумя пакетами продуктов. Макс встретил её поцелуем:

— Спасибо, солнышко. Ты понимаешь меня лучше всех.

*

Через полгода Макс практически переехал к Лере. Официально у него была своя квартира, но ездил он туда редко.

— Мне нужна тишина для работы, — объяснял он. — А соседи у меня шумные. Зато у тебя здесь такая творческая атмосфера!

Лера не понимала, откуда в её обычной квартире взялась творческая атмосфера, но спорить не стала.

Макс оборудовал себе рабочее место в гостиной. Купил (точнее, попросил Леру купить) новый ноутбук в кредит – она решила сделать подарок на его предстоящее День Рождения. Ещё докупили удобное кресло и настольную лампу. Говорил, что без правильного освещения не может писать.

— Это инвестиции в моё творчество, — убеждал он. — Когда я стану знаменитым, ты будешь первой, кому я буду благодарен.

*

Домашние дела как-то сами собой легли на Лерины плечи. Макс объяснял это просто:

— Я не могу отвлекаться на быт. Когда я мою посуду, во мне умирает поэт.

Лера готовила, убирала, стирала. Макс творил. Он мог просидеть весь день за ноутбуком, потом встать и торжественно объявить:

— Написал сегодня гениальную строчку!

— Какую? — спрашивала Лера.

— "Осень в душе моей плачет дождём". Чувствуешь глубину?

Лера чувствовала. Или делала вид, что чувствует.

*

Зарплату Макс не получал. Точнее, получал, но нерегулярно. Подрабатывал переводами, иногда что-то писал на заказ. Но это был "не его жанр".

— Я не могу писать то, что мне не интересно, — объяснял он. — Это убивает во мне художника и всё вдохновение.

Коммунальные услуги, продукты, одежда — всё это оплачивала Лера. Макс благодарил её красивыми словами:

— Ты моя муза и мой спонсор. Без тебя я бы не смог творить.

Слово "спонсор" сначала казалось комплиментом. Потом — привычкой. А потом начало раздражать.

Тревожные звоночки

Первый звоночек прозвенел через год совместной жизни. Максу позвонили среди ночи. Он быстро схватил трубку и вышел в коридор.

— Кто это был? — спросила Лера утром.

— Редактор, — ответил он. — У них там аврал, нужно срочно доделать перевод.

Голос редактора был женский. И очень встревоженный.

*

Макс стал часто отлучаться. То к издателю, то на встречу с потенциальными спонсорами его творчества, то в библиотеку за редкими книгами.

— А почему ты не можешь работать дома? — спросила Лера.

— Мне нужна смена обстановки, — ответил он. — Дома я уже всё вдохновение исчерпал.

Вернулся он в новой рубашке. Дорогой, явно не из массмаркета.

— Красивая рубашка, — заметила Лера.

— А? — он посмотрел на себя. — Ах да, это... нашёл в шкафу дома у себя. Давно покупал и забыл про неё.

Лера знала содержимое его шкафа. Рубашки там не было.

*

Макс начал тщательно следить за телефоном. Раньше он мог оставить его где угодно, теперь носил с собой даже в душ.

— Жду важный звонок от издательства, — объяснял он.

А ещё он стал часто стираться. Раньше мог носить одну футболку три-четыре дня, теперь переодевался дважды в день.

— Имидж важен для творческого человека, — говорил он.

*

Лера шла с работы и увидела знакомую фигуру в кафе. Макс сидел за столиком с девушкой. Блондинкой лет тридцати, в дорогом пальто.

Лера хотела зайти, но что-то её остановило. Она решила наблюдать из-за стекла.

Макс что-то эмоционально рассказывал, жестикулировал. Девушка слушала, улыбалась. Потом достала кошелёк и положила на стол деньги.

Может, это заказчица? — подумала Лера.

Но почему тогда Макс не рассказал ей об этой встрече?

*

Вечером Лера решила осторожно спросить:

— Как дела с работой?

— Нормально, — ответил Макс, не поднимая глаз от ноутбука.

— Встречался сегодня с кем-нибудь?

— Нет, весь день дома сидел.

Лера почувствовала укол в груди. Он соврал.

— Точно дома? А я думала, видела тебя в кафе.

Макс поднял голову:

— А, да! Вспомнил. Заходил в "Шоколадницу" на Тверской. Встречался с одним редактором.

— Женщина-редактор?

— Да, — он снова уткнулся в экран. — Интересный проект предложила.

Интересный проект, — мысленно повторила Лера. — С деньгами на столе?

*

Лера начала наблюдать. Не специально, просто стала повнимательнее. Макс действительно часто встречался с женщинами. Всегда в кафе, всегда одна и та же схема: он рассказывает, они слушают и платят.

Однажды она проследила его до дома. Не до его дома, а до другого. Макс открыл подъезд своим ключом. У него есть ещё одна квартира? — подумала Лера.

Дома она решила поискать информацию в интернете. Почему-то только сейчас ей пришла мысль посмотреть – что могут писать о такой творческой личности как Макс? Он ведь всё-таки поэт со стажем – должны быть какие-то статьи.

*

Профиль в "Одноклассниках": "Максим Королёв, поэт, ищу спонсора для издания книги".

Отзывы в группе "Знакомства 35+": "Осторожно, альфонс! Выманивает деньги под предлогом издания стихов".

Объявление на сайте знакомств: "Творческий человек познакомится с женщиной для серьёзных отношений. Материальная поддержка приветствуется".

У Леры похолодели руки. Она продолжала копать.

*

Оказалось, что Макс "дружил" минимум с тремя женщинами. Все они его "спонсировали", все думали, что они особенные.

Лера нашла группу в "ВКонтакте" "Жертвы Максима Королёва". Там было семь участниц. Семь женщин, которые рассказывали одну и ту же историю.

Талантливый поэт. Не приспособлен к жизни. Нужна поддержка для творчества. Обещания славы и благодарности.

Семь, — думала Лера. — Семь дурочек, которые верили в его обещания.

*

Лера решила действовать. Она списалась с Настей — той самой девушкой, которая открыла дверь в чужой квартире.

— Встретимся? — написала она.

— Конечно, — ответила Настя. — Мне тоже есть что рассказать.

Они встретились в том же кафе, где Лера видела Макса с блондинкой.

— Знаешь, — сказала Настя, — я давно что-то подозревала. Он слишком часто "работал" в библиотеке.

— А я думала, он гений, — вздохнула Лера. — Два года его содержала.

— Два года? — удивилась Настя. — И со мной он уже два года встречается.

Они сидели и считали. Макс встречался с Настей два года, с Лерой — два, с Олей (блондинкой из кафе) — полтора года. Одновременно.

— Он настоящий профессионал, — сказала с грустью Настя. — Графики, наверное, составлял, чтоб никого не перепутать.

*

Лера вернулась домой, когда Макс сидел за ноутбуком. Как обычно.

— Пишешь? — спросила она.

— Угу, — не поднимая головы, ответил он. — Новый цикл стихов.

— Про любовь?

— Конечно. Ты же знаешь, ты моя муза.

Лера подошла и закрыла ноутбук:

— Макс, нам нужно поговорить.

Он удивленно нахмурившись поднял голову:

— О чём?

— О Насте. Об Оле. О семи женщинах, которые тебя содержали.

Лицо Макса изменилось. Исчезла мягкость, появилась холодность.

— Откуда ты это знаешь?

— Не важно. Важно, что знаю.

Макс встал, прошёлся по комнате:

— Лера, ты не понимаешь. Я действительно творю. Мне нужна поддержка!

— От семи женщин одновременно?

— Творчество — это дорого. Никто не может потянуть в одиночку.

Лера смотрела на него и не узнавала. Где тот наивный романтичный поэт, в которого она влюбилась?

— Значит, мы все для тебя просто кошельки?

— Не кошельки, — он попытался её обнять. — Спонсоры. Инвесторы в моё искусство!

Лера отстранилась:

— Собирай вещи.

— Лера, подожди...

— Собирай вещи и уходи! – уже повышая голос произнесла она.

Месяц спустя

Лера сидела в том же кафе, но теперь одна. Читала книгу, пила кофе, наслаждалась тишиной.

За соседним столиком сидела молодая девушка лет двадцати пяти. Она разговаривала по телефону:

— Он такой талантливый, Светка! Поэт! Правда, сейчас без работы, но это временно...

Лера обернулась. Девушка была хорошенькая, с горящими глазами.

— ...конечно, я его поддержу. Искусство требует жертв! И я в него верю!

Лера хотела подойти, предупредить. Но передумала. Каждый имеет право на свои ошибки.

*

Теперь Лера знала: настоящий талант не требует содержания. Настоящий мужчина не живёт за счёт женщин. А настоящая любовь не измеряется деньгами.

Она снова жила одна, но не чувствовала себя одинокой. Наоборот, она чувствовала себя свободной.

Макс иногда писал ей сообщения. Просил вернуться, обещал измениться. Лера не отвечала.

Пусть ищет новых спонсоров, — думала она. — А я найду того, кто будет любить меня, а не мой кошелёк.

А вы встречали таких "творческих личностей"? Поделитесь в комментариях — где, по-вашему, проходит граница между поддержкой близкого человека и откровенным использованием?

*

Понравился рассказ? Поддержи автора лайком и подпиской🖤Спасибо🖤