Если бы кто-то ещё 30 лет назад сказал, что по дну одного из самых знаменитых проливов мира будет курсировать электропоезд, его бы посчитали сумасшедшим. Просто потому что проект посчитали бы невероятно сложным в техническом плане и нереально дорогостоящим. Но именно это и произошло.
В 2013 году Стамбул официально получил тоннель под Босфором — проект «Мармарай». Это не просто железнодорожная линия. Это мост между эпохами, технологиями и частями света.
Расскажу, почему строили тоннель, какие вызовы пришлось преодолеть, и зачем японские инженеры оказались глубоко под водой в самом сердце Евразии.
Почему Стамбул нуждался в «Мармарай»
Представьте огромный город, разорванный надвое проливом шириной от 700 метров до 3 километров. С одной стороны — Европа, с другой — Азия. И миллионы людей каждый день пересекают эту невидимую географическую границу, чтобы попасть на работу или домой.
К 2000-м годам три автомобильных моста через Босфор уже не справлялись с всё возрастающей нагрузкой. Плотность трафика была такая, что в часы пик можно было стоять по два-четыре часа, чтобы просто переехать на другой берег. Паромы тоже были переполнены. Город задыхался.
Нужна была альтернатива. И её нашли в виде подводной железной дороги.
Система Мармарай
Мармарай - сложнейшая система, которую характеризуют её главные параметры:
- Общая протяжённость линии — 76,3 км;
- Число станций — 43;
- Пропускная способность — до 1,5 млн пассажиров в сутки;
- Максимальная скорость движения — 80 км/ч;
- Глубина залегания самой нижней точки — около 60 метров от поверхности воды.
А сам тоннель под Босфором — это 1,4 км из общих 13,6 км трассы, остальное — подземные участки на обоих берегах.
На станциях автоматические турникеты, цифровые указатели, лифты для маломобильных. граждан. Частота движения — до 4 минут в часы пик. Время перехода из Европы в Азию — меньше 4 минут. Так работает действительно отлаженная система!
Инженерный кошмар: геология и сейсмичность
Строить под водой сложно. А если эта вода — часть активного разлома?
Босфор находится в зоне высокой сейсмической активности. Недалеко проходит Северо-Анатолийский разлом — источник многих землетрясений. Учёные предупреждают: рано или поздно Стамбул ждёт новое сильное землетрясение.
Инженеры не могли игнорировать этот факт. Поэтому они создали систему, которая выдержит даже 9-бальный подземный удар и ядерный взрыв. Ну так - с запасом прочности на всякий случай.
Обеспечение прочности
Для обеспечения прочности всей системы и ради безопасности пассажиров тоннель собирался из 130-метровых секций, каждая из которых — отдельный герметичный блок. Каждый блок имеет толщину стенок 1,2 метра, бетон — особо прочный, с добавками для защиты от коррозии.
Между секциями были установлены сейсмостойкие шарниры, которые позволяют конструкции двигаться, но не рваться.
Подключение секций проводилось под водой, на глубине 4–6 метров от дна. Представьте: вы собираете конструктор LEGO, только размером с поезд, под давлением воды, в условиях возможного землетрясения. Именно это и сделали специалисты.
Значение «Мармарай» для Стамбула и мира
Давайте рассмотрим тоннель и со стороны ещё одних занятных цифр и данных. После своего запуска «Мармарай»:
- Снизил нагрузку на автомобильные мосты почти на 30%;
- Улучшил экологическую обстановку в городе;
- Стал частью будущего транспортного коридора «Железная Шёлковая дорога»;
- Позволил развивать новые районы на отстающем в этом плане азиатском берегу
Но главное — он стал символом единства. Не политического, а человеческого. Каждый день тысячи людей переходят из Европы в Азию без паспорта, без границ, на скорости 80 км/ч. Это ли не высшее отражение прогресса и технологий?
Японская помощь: технологии из страны сейсмоустойчивых поездов
Своих технологий для такого уровня строительства у Турции не было. Пришлось обратиться к тем, кто умеет строить под водой и выдерживать удар землетрясений и цунами — к японцам.
Япония — страна, где почти каждый крупный город стоит на земле, которая может внезапно начать дрожать. Там давно освоили технологию иммерсионного метода (immersed tube method) — сборки тоннелей из секций прямо под водой.
Помощь Японии была неоценимой:
- Японская компания Kawasaki Heavy Industries участвовала в проектировании.
- Банк развития Японии предоставил значительную часть финансирования.
- Японские специалисты обучали местных строителей работе с сейсмозащитными шарнирами.
Это был не просто заказ — это была передача опыта. И сегодня турецкие инженеры могут повторить такой проект самостоятельно.
Археологический взрыв на месте бурения
В процессе строительства случился неожиданный поворот. Когда начались работы на европейском берегу, археологи наткнулись на древний порт Йеника́пы. В ходе раскопок было найдено:
- Около 35 деревянных кораблей, возрастом от 1000 до 2000 лет;
- Тысячи артефактов: посуда, украшения, остатки еды;
- Останки более чем 35 тысяч человек, живших в этих местах на протяжении веков
Строительство замедлилось почти на семь лет. Но отказываться от находок было невозможно — они перевернули представление о торговле в Средиземноморье и добавили немало черт истории самого Стамбула.
Открытие и первый рейс
Формально «Мармарай» открылся 29 октября 2013 года — в День Республики Турции. Церемонию провёл Эрдоган, находящийся на должности премьер-министра. Поезда начали курсировать между станциями Сиркеджи и Ускюдар.
С тех пор система значительно расширилась. Сегодня она связывает районы на западе и востоке города, обеспечивает беспересадочное сообщение между двумя континентами.
Будущее: второй тоннель уже в проекте
Несмотря на успех, нагрузка растёт. Население Стамбула уже превышает 15 миллионов. И специалисты прогнозируют дальнейший рост.
Готовятся проекты второго тоннеля — возможно, автомобильного. Также рассматривается возможность строительства скоростной линии под Босфором, которая свяжет Анкару и Тегеран, а потом и дальше — в Китай. Это звучит пока фантастично. Но когда-то и «Мармарай» считался лишь плодом воображения фантастов.
Итог
Тоннель под Босфором — это о результат смелой идеи, международного сотрудничества, десятилетий планирования и множества случайностей.
Вы можете купить билет, спуститься под воду и за несколько минут пересечь границу между двумя частями света. И пусть это не стрельба из танка или запуск ракеты — это тоже достижение. Только не военное, а гражданское. И именно такие проекты показывают, на что способны люди, когда решают проблемы не боем, а технологиями.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.