Найти в Дзене
Культурный код

Как Турция проложила железную дорогу под Босфором: проект «Мармарай»

Оглавление

Если бы кто-то ещё 30 лет назад сказал, что по дну одного из самых знаменитых проливов мира будет курсировать электропоезд, его бы посчитали сумасшедшим. Просто потому что проект посчитали бы невероятно сложным в техническом плане и нереально дорогостоящим. Но именно это и произошло.

Эта станция находится глубоко под водой.
Эта станция находится глубоко под водой.

В 2013 году Стамбул официально получил тоннель под Босфором — проект «Мармарай». Это не просто железнодорожная линия. Это мост между эпохами, технологиями и частями света.

Примерное строение
Примерное строение

Расскажу, почему строили тоннель, какие вызовы пришлось преодолеть, и зачем японские инженеры оказались глубоко под водой в самом сердце Евразии.

Почему Стамбул нуждался в «Мармарай»

Представьте огромный город, разорванный надвое проливом шириной от 700 метров до 3 километров. С одной стороны — Европа, с другой — Азия. И миллионы людей каждый день пересекают эту невидимую географическую границу, чтобы попасть на работу или домой.

-3

К 2000-м годам три автомобильных моста через Босфор уже не справлялись с всё возрастающей нагрузкой. Плотность трафика была такая, что в часы пик можно было стоять по два-четыре часа, чтобы просто переехать на другой берег. Паромы тоже были переполнены. Город задыхался.

Нужна была альтернатива. И её нашли в виде подводной железной дороги.

Система Мармарай

Мармарай - сложнейшая система, которую характеризуют её главные параметры:

  • Общая протяжённость линии — 76,3 км;
  • Число станций — 43;
  • Пропускная способность — до 1,5 млн пассажиров в сутки;
  • Максимальная скорость движения — 80 км/ч;
  • Глубина залегания самой нижней точки — около 60 метров от поверхности воды.
Туннель Мармарай в Стамбуле
Туннель Мармарай в Стамбуле

А сам тоннель под Босфором — это 1,4 км из общих 13,6 км трассы, остальное — подземные участки на обоих берегах.

На станциях автоматические турникеты, цифровые указатели, лифты для маломобильных. граждан. Частота движения — до 4 минут в часы пик. Время перехода из Европы в Азию — меньше 4 минут. Так работает действительно отлаженная система!

Инженерный кошмар: геология и сейсмичность

Строить под водой сложно. А если эта вода — часть активного разлома?

Пролив Босфор.
Пролив Босфор.

Босфор находится в зоне высокой сейсмической активности. Недалеко проходит Северо-Анатолийский разлом — источник многих землетрясений. Учёные предупреждают: рано или поздно Стамбул ждёт новое сильное землетрясение.

Инженеры не могли игнорировать этот факт. Поэтому они создали систему, которая выдержит даже 9-бальный подземный удар и ядерный взрыв. Ну так - с запасом прочности на всякий случай.

Обеспечение прочности

Для обеспечения прочности всей системы и ради безопасности пассажиров тоннель собирался из 130-метровых секций, каждая из которых — отдельный герметичный блок. Каждый блок имеет толщину стенок 1,2 метра, бетон — особо прочный, с добавками для защиты от коррозии.

Тоннели Мармарая.
Тоннели Мармарая.

Между секциями были установлены сейсмостойкие шарниры, которые позволяют конструкции двигаться, но не рваться.

Подключение секций проводилось под водой, на глубине 4–6 метров от дна. Представьте: вы собираете конструктор LEGO, только размером с поезд, под давлением воды, в условиях возможного землетрясения. Именно это и сделали специалисты.

Значение «Мармарай» для Стамбула и мира

Давайте рассмотрим тоннель и со стороны ещё одних занятных цифр и данных. После своего запуска «Мармарай»:

  • Снизил нагрузку на автомобильные мосты почти на 30%;
  • Улучшил экологическую обстановку в городе;
  • Стал частью будущего транспортного коридора «Железная Шёлковая дорога»;
  • Позволил развивать новые районы на отстающем в этом плане азиатском берегу
В процессе строительства.
В процессе строительства.

Но главное — он стал символом единства. Не политического, а человеческого. Каждый день тысячи людей переходят из Европы в Азию без паспорта, без границ, на скорости 80 км/ч. Это ли не высшее отражение прогресса и технологий?

Японская помощь: технологии из страны сейсмоустойчивых поездов

Своих технологий для такого уровня строительства у Турции не было. Пришлось обратиться к тем, кто умеет строить под водой и выдерживать удар землетрясений и цунами — к японцам.

Примерная схема системы
Примерная схема системы

Япония — страна, где почти каждый крупный город стоит на земле, которая может внезапно начать дрожать. Там давно освоили технологию иммерсионного метода (immersed tube method) — сборки тоннелей из секций прямо под водой.

Помощь Японии была неоценимой:

  • Японская компания Kawasaki Heavy Industries участвовала в проектировании.
  • Банк развития Японии предоставил значительную часть финансирования.
  • Японские специалисты обучали местных строителей работе с сейсмозащитными шарнирами.
Это был не просто заказ — это была передача опыта.
Это был не просто заказ — это была передача опыта.

Это был не просто заказ — это была передача опыта. И сегодня турецкие инженеры могут повторить такой проект самостоятельно.

Археологический взрыв на месте бурения

В процессе строительства случился неожиданный поворот. Когда начались работы на европейском берегу, археологи наткнулись на древний порт Йеника́пы. В ходе раскопок было найдено:

  • Около 35 деревянных кораблей, возрастом от 1000 до 2000 лет;
  • Тысячи артефактов: посуда, украшения, остатки еды;
  • Останки более чем 35 тысяч человек, живших в этих местах на протяжении веков
Археологический взрыв на месте бурения
Археологический взрыв на месте бурения

Строительство замедлилось почти на семь лет. Но отказываться от находок было невозможно — они перевернули представление о торговле в Средиземноморье и добавили немало черт истории самого Стамбула.

Открытие и первый рейс

Формально «Мармарай» открылся 29 октября 2013 года — в День Республики Турции. Церемонию провёл Эрдоган, находящийся на должности премьер-министра. Поезда начали курсировать между станциями Сиркеджи и Ускюдар.

Босфор.
Босфор.

С тех пор система значительно расширилась. Сегодня она связывает районы на западе и востоке города, обеспечивает беспересадочное сообщение между двумя континентами.

Будущее: второй тоннель уже в проекте

Несмотря на успех, нагрузка растёт. Население Стамбула уже превышает 15 миллионов. И специалисты прогнозируют дальнейший рост.

Схема метро Стамбула.
Схема метро Стамбула.

Готовятся проекты второго тоннеля — возможно, автомобильного. Также рассматривается возможность строительства скоростной линии под Босфором, которая свяжет Анкару и Тегеран, а потом и дальше — в Китай. Это звучит пока фантастично. Но когда-то и «Мармарай» считался лишь плодом воображения фантастов.

Итог

Тоннель под Босфором — это о результат смелой идеи, международного сотрудничества, десятилетий планирования и множества случайностей.

Тоннель под Босфором — это о результат смелой идеи, международного сотрудничества, десятилетий планирования и множества случайностей.
Тоннель под Босфором — это о результат смелой идеи, международного сотрудничества, десятилетий планирования и множества случайностей.

Вы можете купить билет, спуститься под воду и за несколько минут пересечь границу между двумя частями света. И пусть это не стрельба из танка или запуск ракеты — это тоже достижение. Только не военное, а гражданское. И именно такие проекты показывают, на что способны люди, когда решают проблемы не боем, а технологиями.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.