Найти в Дзене
Социо

С песней по лесу. Фильм-выживание «В плену стихии»

Как запряжёшь, гласит народная мудрость, так и поедешь. Фильм «В плену стихии» (2024) оказался плохо запряженным с самого своего названия. Сюжет с названием совсем не запряглись одной идеей, отчего их разнесло по разные стороны. Название обещало выживание в стихии, но сюжет завел зрителя в лес. Это природная среда. В лесу могут разбушеваться настоящие стихии – огонь, вода, ветер и земля, но в фильме ни наводнений, ни пожаров, ни ураганов, ни землетрясений не было. По спокойному лесу брел мальчик, потерявшийся в тумане – природном явлении. Попал мальчик в лес самым обычным способом – пришел с папой, братом и парой знакомых. Ночью у костра знакомого понесло на страшные истории, и он поведал о лесном чудище с оленьими рогами и орлиными крыльями. Но мальчиков история не напугала. Папа усиленно прививал им мысль о мужественности и стойкости, приговаривая, что он их не жалеет, потому что мир жалеть их не будет. На рассвете, после ночи россказней, вся компания двинулась на покорение ближайш

Как запряжёшь, гласит народная мудрость, так и поедешь. Фильм «В плену стихии» (2024) оказался плохо запряженным с самого своего названия. Сюжет с названием совсем не запряглись одной идеей, отчего их разнесло по разные стороны.

Название обещало выживание в стихии, но сюжет завел зрителя в лес. Это природная среда. В лесу могут разбушеваться настоящие стихии – огонь, вода, ветер и земля, но в фильме ни наводнений, ни пожаров, ни ураганов, ни землетрясений не было. По спокойному лесу брел мальчик, потерявшийся в тумане – природном явлении.

Кадр из фильма «В плену стихии», 2024
Кадр из фильма «В плену стихии», 2024

Попал мальчик в лес самым обычным способом – пришел с папой, братом и парой знакомых. Ночью у костра знакомого понесло на страшные истории, и он поведал о лесном чудище с оленьими рогами и орлиными крыльями.

Но мальчиков история не напугала. Папа усиленно прививал им мысль о мужественности и стойкости, приговаривая, что он их не жалеет, потому что мир жалеть их не будет.

Кадр из фильма «В плену стихии», 2024
Кадр из фильма «В плену стихии», 2024

На рассвете, после ночи россказней, вся компания двинулась на покорение ближайшей горы. На подходе к вершине погода испортилась и гору накрыл туман.

Папа благоразумно предложил отложить покорение высоты, но старший сын-подросток, памятуя папины слова о мужественности и стойкости, упрямо продолжил подъем.

Кадр из фильма «В плену стихии», 2024
Кадр из фильма «В плену стихии», 2024

И хотя туману далеко до масштабов стихийного бедствия, он может наделать немало местечковых бед. Мальчик–подросток Дон бесследно исчез в тумане. Компания немедленно приступила к поиску Дона, но обшаривание ближайших к горе окрестностей и призывные крики не помогли. Дон заплутал в лесу.

Блуждание по лесу – это всегда и драма, и приключение, пусть и невольное. Это стрессовые эмоции, переходящие из крайности энтузиазма (я выберусь!) в крайность отчаяния (мне не спастись!) и обратно.

Борьба с собой и с обстоятельствами вызывает неизменный интерес зрителя к фильмам о выживании в дикой природе.

Но именно этого интереса был напрочь лишен фильм «В плену стихии». Более того, структура фильма оказалось такой, что выживание мальчика в лесу стало не центральной, а вспомогательной сюжетной линией, своего рода подсветкой для главной темы – взаимоотношений отца и сыновей.

Но фоне эмоциональный переживаний отца и матери в уютном доме Дон во враждебном лесу выглядел сгустком спокойствия, отчего его лицо напоминало порой маску.

Кадр из фильма «В плену стихии», 2024
Кадр из фильма «В плену стихии», 2024

Потерял штаны – не беда. Лишился обуви – пустяки. Идти и петь по лесу можно без портков и обувки.

Надо лишь придерживать правила, которым наставлял сыновей отец: идти вдоль ручьев и рек. Но большей частью зритель зрит Дона на лесных полянах и в окружении деревьев.

-5

Как мальчик справился с осознанием того, что остался в лесу один, как переживал темные лесные ночи, полные пугающих звуков, как справлялся с голодом и жаждой, встречался ли с лесным зверьем, как нашел тот первый ручей, что подарил надежду на спасение.

Все эти эмоционально-напряженные моменты отсутствуют. В фильме недостаёт даже самого леса. Не ощущается огромность лесного массива и малость человека в сравнении с ним.

Вне сомнений, трудное для подростка путешествие зрителю показано какой-то несуразной мозаикой. Вот мальчик в лесу. Он идет. Вот мама в доме. Она переживает. Вот мальчик лежит на пригорке. Вот брат и сестра бегают по двору. Вот папа призывает сына вернуться домой. Вот мама блаженно верит, что так оно и будет

Кадр из фильма «В плену стихии», 2024
Кадр из фильма «В плену стихии», 2024

Очевидно, авторы хотели показать эмоциональную связь Дона с родными, но этот душевный трепет, что возникает между любящими людьми на любом удалении друг от друга, никак не ощущался.

Конечно, не обошлось без лесного чудища из страшилки у костра. Оно явилось из замутившегося сознания Дона только для того, чтобы показать зрителю, что мальчик, как и говорил своему брату, чудища совсем не боится. Через несколько минут расстроенное чудище тихонько сгинуло в неизвестность.

Кадр из фильма «В плену стихии», 2024
Кадр из фильма «В плену стихии», 2024

Столь же нелепыми в фильме были вставки реальных участников драматического события. Как и чудище, они неожиданно появлялись и исчезали. При их первых появлениях не сразу было понятно, кто они и зачем здесь.

Когда это вошло в систему, стало понятно, но не стало интереснее. Напротив, эти вставки реальных людей с их воспоминаниями делали сюжетную мозаику еще более беспорядочной и раздробленной.

Кадр из фильма «В плену стихии», 2024
Кадр из фильма «В плену стихии», 2024

Картины на основе реальных событий всегда захватывают мыслью, что все происходящее на экране - не авторская фантазия. Фильм «В плену стихии» этой мыслью не захватывал. Напротив, он выглядел как наспех придуманная история.

Жаль, потому что в этом фильме ничего не надо было придумывать. Надо было просто показать эту удивительную историю глазами и чувствами самого Дона Фендлера – 12-летнего мальчика-подростка, потерявшегося в лесу на горе Катадин в штате Мэн летом 1939 года.

Спасибо, что прочитали публикацию. Вы можете поставить лайк, написать комментарий и подписаться на канал.