Как запряжёшь, гласит народная мудрость, так и поедешь. Фильм «В плену стихии» (2024) оказался плохо запряженным с самого своего названия. Сюжет с названием совсем не запряглись одной идеей, отчего их разнесло по разные стороны.
Название обещало выживание в стихии, но сюжет завел зрителя в лес. Это природная среда. В лесу могут разбушеваться настоящие стихии – огонь, вода, ветер и земля, но в фильме ни наводнений, ни пожаров, ни ураганов, ни землетрясений не было. По спокойному лесу брел мальчик, потерявшийся в тумане – природном явлении.
Попал мальчик в лес самым обычным способом – пришел с папой, братом и парой знакомых. Ночью у костра знакомого понесло на страшные истории, и он поведал о лесном чудище с оленьими рогами и орлиными крыльями.
Но мальчиков история не напугала. Папа усиленно прививал им мысль о мужественности и стойкости, приговаривая, что он их не жалеет, потому что мир жалеть их не будет.
На рассвете, после ночи россказней, вся компания двинулась на покорение ближайшей горы. На подходе к вершине погода испортилась и гору накрыл туман.
Папа благоразумно предложил отложить покорение высоты, но старший сын-подросток, памятуя папины слова о мужественности и стойкости, упрямо продолжил подъем.
И хотя туману далеко до масштабов стихийного бедствия, он может наделать немало местечковых бед. Мальчик–подросток Дон бесследно исчез в тумане. Компания немедленно приступила к поиску Дона, но обшаривание ближайших к горе окрестностей и призывные крики не помогли. Дон заплутал в лесу.
Блуждание по лесу – это всегда и драма, и приключение, пусть и невольное. Это стрессовые эмоции, переходящие из крайности энтузиазма (я выберусь!) в крайность отчаяния (мне не спастись!) и обратно.
Борьба с собой и с обстоятельствами вызывает неизменный интерес зрителя к фильмам о выживании в дикой природе.
Но именно этого интереса был напрочь лишен фильм «В плену стихии». Более того, структура фильма оказалось такой, что выживание мальчика в лесу стало не центральной, а вспомогательной сюжетной линией, своего рода подсветкой для главной темы – взаимоотношений отца и сыновей.
Но фоне эмоциональный переживаний отца и матери в уютном доме Дон во враждебном лесу выглядел сгустком спокойствия, отчего его лицо напоминало порой маску.
Потерял штаны – не беда. Лишился обуви – пустяки. Идти и петь по лесу можно без портков и обувки.
Надо лишь придерживать правила, которым наставлял сыновей отец: идти вдоль ручьев и рек. Но большей частью зритель зрит Дона на лесных полянах и в окружении деревьев.
Как мальчик справился с осознанием того, что остался в лесу один, как переживал темные лесные ночи, полные пугающих звуков, как справлялся с голодом и жаждой, встречался ли с лесным зверьем, как нашел тот первый ручей, что подарил надежду на спасение.
Все эти эмоционально-напряженные моменты отсутствуют. В фильме недостаёт даже самого леса. Не ощущается огромность лесного массива и малость человека в сравнении с ним.
Вне сомнений, трудное для подростка путешествие зрителю показано какой-то несуразной мозаикой. Вот мальчик в лесу. Он идет. Вот мама в доме. Она переживает. Вот мальчик лежит на пригорке. Вот брат и сестра бегают по двору. Вот папа призывает сына вернуться домой. Вот мама блаженно верит, что так оно и будет
Очевидно, авторы хотели показать эмоциональную связь Дона с родными, но этот душевный трепет, что возникает между любящими людьми на любом удалении друг от друга, никак не ощущался.
Конечно, не обошлось без лесного чудища из страшилки у костра. Оно явилось из замутившегося сознания Дона только для того, чтобы показать зрителю, что мальчик, как и говорил своему брату, чудища совсем не боится. Через несколько минут расстроенное чудище тихонько сгинуло в неизвестность.
Столь же нелепыми в фильме были вставки реальных участников драматического события. Как и чудище, они неожиданно появлялись и исчезали. При их первых появлениях не сразу было понятно, кто они и зачем здесь.
Когда это вошло в систему, стало понятно, но не стало интереснее. Напротив, эти вставки реальных людей с их воспоминаниями делали сюжетную мозаику еще более беспорядочной и раздробленной.
Картины на основе реальных событий всегда захватывают мыслью, что все происходящее на экране - не авторская фантазия. Фильм «В плену стихии» этой мыслью не захватывал. Напротив, он выглядел как наспех придуманная история.
Жаль, потому что в этом фильме ничего не надо было придумывать. Надо было просто показать эту удивительную историю глазами и чувствами самого Дона Фендлера – 12-летнего мальчика-подростка, потерявшегося в лесу на горе Катадин в штате Мэн летом 1939 года.
Спасибо, что прочитали публикацию. Вы можете поставить лайк, написать комментарий и подписаться на канал.