День семьи, любви и верности отмечается сегодня, 8 июля, в нашей стране, а православная церковь вспоминает святых Петра и Февронию Муромских.
С середины XVI века известна повесть о них, написанная священником Ермолаем (в монашестве Еразмом), которая на протяжении веков была любимым чтением русского народа и распространялась в огромном количестве списков. Многие из этих списков украшались миниатюрами.
Сюжет повести интересен и гармоничен, причем настолько, что даже маленькие дети увлеченно слушают ее от начала и до конца! Проверяла на своих)
Для "прочтения" не менее интересна житийная икона святых.
На первый взгляд создается впечатление, что иконная доска, как калейдоскоп, изобилует несчетным количеством мельчайший подробностей. Но есть определенная логика как исполнения, так и созерцания житийной иконы. Понимая её, историю жизни благоверных супругов можно читать по расположенным вокруг главного образа небольшим композициям (клеймам). Получится ничем не хуже, чем повесть. Традиционно повествование начинается в верхнем левом углу, и далее развивается в клеймах - сверху вниз и слева направо, игнорируя образ в центре или, как говорят, в среднике. Житийные изображения, как правило, снабжены пояснительными текстами, но их трудно бывает разобрать невооружённым взглядом, поэтому подробнее лучше почитать здесь.
Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года, но почитание муромских супругов началось задолго до того. Ермолай Еразм создавал свое произведение, находясь под сильным влиянием именно народного предания о муромском князе и его жене. Хорошо образованный церковный писатель, монах Ермолай принадлежал кругу митрополита Макария.
Первосвятитель был выдающимся представителем русской культуры, с его именем связано первое систематическое изложение истории - составление Степенной Книги, а также учреждение книгопечатания на Руси. Митрополит Макарий собрал вокруг себя единомышленников и писателей для создания единого массива духовной литературы того времени - Великих Миней Четьи.
Минеи Четьи происходит от греческого "μηνιαῖος"/миниэос - месячный и славянского "четии" - предназначенные для чтения. Это двенадцать огромных томов, каждый из которых включает в себя от полутора до двух тысяч страниц. В сборники вошли такие литературные произведения как жития святых, поучения отцов церкви, рассказы о православных праздниках, составленные в соответствии с церковным календарем. В них содержится полезное чтение на каждый день года. В отличие от миней богослужебных, минеи четьи предназначались для домашнего чтения.
Главный парадокс заключается в том, что Ермолай Еразм создавал свое произведение специально для включения его в Великие Минеи Четьи, но оно туда так и не вошло! Прежде всего потому, что повесть, содержащая мотивы "змееборчества", "мудрой девы", имеет ярко выраженный фольклорный характер. Такие мотивы относят к странствующим ("бродячим") сюжетам, они встречаются в поэтическом творчестве разных народов в разные времена. Это не может не выделять повесть на фоне других житий , написанных в то время и вошедших-таки в Великие Минеи Четьи. Однако говорить о том, что прототипы главных героев повести также являются фольклорными все же неверно.
В самом тексте Ермолая Еразма нет прямых указаний на то, какие муромские князья имеются ввиду. Тем не менее, великие историки Владимир Осипович Ключевский и Евгений Евсигнеевич Голубинский провели необходимые изыскания, чтобы с большой долей вероятности предположить, о ком идет речь. По всей видимости князь Петр - это муромский князь Давид Юрьевич, время правления которого пришлось на начало XIII века.
Современные историки считают, что это одна из версий, и разобраться в этом довольно сложно хотя бы потому, что в летописях того времени практически нет упоминания о Муроме. Он был разорен монголо-татарами в 1238 - 1239 годах, и с тех пор летопись, и без того небогатая известиями о нем, почти замолкает по муромским делам. Древняя культура города Мурома почти не оставила памятников искусства домонгольского периода. Богатая и насыщенная творческая жизнь города реконструируется лишь по письменным источникам, археологическим исследованиям и единичным сохранившимся произведениям.
Но сохранился с течением столетий образ христианской семьи. Он покоится на духовных столпах жертвенности, служения, любви и верности. Слова эти не вырваны из контекста, они подтверждаются русской историей через живые образы князей Петра и Февронии.