С 10 июля Федеральная пассажирская компания начнет реализацию нового алгоритма работы с билетами, оформленными по детским льготным тарифам. Согласно внутренним документам ФПК, теперь проводники смогут выставлять в повторную продажу места, купленные по «детским» билетам, если станет понятно, что самих детей в поезде нет.
Причина, по которой компания взялась за эту тему, проста: в последние годы распространилась практика оформления сразу нескольких билетов по детскому тарифу. Такой прием позволяет выкупить купе целиком – или хотя бы оградиться от соседей – по более низкой цене.
Формально все законно: при покупке билета на ребенка до 10 лет не требуется подтверждать его наличие ни свидетельством о рождении, ни документом, ни посадкой в поезд. Можно указать произвольное имя, любую дату рождения – и система выпустит билет со скидкой.
ФПК, судя по всему, решила, что с этим пора заканчивать. Согласно новому порядку, если в момент отправления поезда поездная бригада видит, что пассажир(ы), оформленные по детскому тарифу, не сели в поезд, и признаков того, что они появятся позже, нет – проводник может предложить взрослым доплатить разницу до полного тарифа. Если пассажиры отказываются – места вновь поступают в свободную продажу.
А если пассажир придет?
Но на практике – возникает множество правовых, логистических и человеческих проблем.
Правила перевозок не запрещают пассажиру сесть на поезд не с начальной станции маршрута, а с любой промежуточной. Это законное право. Соответственно, отсутствие «детей» в вагоне в момент отправления поезда на юг из Москвы не означает, что они не появятся в Рязани, Мичуринске или Ростове-на-Дону.
Компания это, впрочем, предусмотрела: в документе сказано, что если после возврата места в продажу появится «законный» владелец билета, поездная бригада должна будет предоставить ему аналогичное место.
На практике это вызывает вопросы: если новое место уже занято, если поезд забит, если нет резервов – где начальнику поезда брать «аналогичные» места?
«Начальник поезда станет Копперфильдом»
Пассажиры в комментариях к нашему телеграм-каналу саркастически предполагают: «Выгонят проводника из купе», «Начальник поезда станет Копперфильдом и материализует новый вагон», «Поезд превратится в „овербукинг“ на колесах».
Многие участники обсуждения вообще не верят в возможность реализации этой меры в условиях лета – когда большинство поездов на юг идут переполненными.
Один из читателей пишет:
«Допустим, бабушка с дедушкой едут из Москвы в Адлер. Их внуки реально подсядут в Мичуринске. В Москве проводник, не увидев детей, выставит места в продажу. В Рязани сядут другие пассажиры. А в Мичуринске появятся дети. Что дальше? Куда их посадить? В другое купе? В другой вагон?»
По сути, ФПК предлагает своим сотрудникам действовать на авось. Есть билет – нет пассажира – продаем место снова, но при этом оставляем себе головную боль на случай, если тот все же появится.
Возможно, если такое произойдет, то пассажир захочет отстоять в суде право ехать с ребенком в одном купе, ведь даже авиакомпании запретили рассаживать пассажиров. И, если суд встанет на место пассажира, то правило придется отменять.
«На месте начальника поезда, я бы просто не замечал бы такие факты... Поездка пройдет без лишней головной боли», – пишет Андрей.
«После возврата билетов в продажу можно опять же их выкупить со следующей станции. Где логика? Зарабатывают с виртуальных детей и зарабатывали бы дальше. Лишняя головная боль всем», – отмечает Максим.
А вам кажется новое правило справедливым?