Найти в Дзене

Тигры напали на пожарных в Хомутовском тупике

Трагикомическую сцену можно было наблюдать в тихом московском закоулке. Вот, кстати, место действия, Хомутовский тупик 5а, строение 1: Пожарные, ворвавшиеся в дом, были готовы к схватке с огненной стихией, но не к внезапной встрече с парой полосатых кошек. Два тигра бросились на чужаков и обратили в бегство всю команду… Это случилось в 1870-х или 1880-х годах, когда в усадьбе около Садового кольца жил эксцентричный купец Михаил Хлудов. Россия тогда покоряла Среднюю Азию, и отпрыск предприимчивой династии участвовал в кампаниях, чтобы завоевать местные рынки и построить фабрики… Даже Кокандскому хану приходилось считаться с московским магнатом. В то время в Средней Азии еще водились тигры, и местный монарх подарил Хлудову ручную тигрицу Машку. У Михаила Алексеевича появился и второй тигр. А еще — волк. А еще... Пишут, что это был подарок Хлудова жене на именины: принесли ящик, стали открывать, а там — крокодил! Думаю, все же, крокодил был очень молод, иначе женой стало бы меньше... Но в

Трагикомическую сцену можно было наблюдать в тихом московском закоулке. Вот, кстати, место действия, Хомутовский тупик 5а, строение 1:

Фотография автора
Фотография автора

Пожарные, ворвавшиеся в дом, были готовы к схватке с огненной стихией, но не к внезапной встрече с парой полосатых кошек. Два тигра бросились на чужаков и обратили в бегство всю команду…

Это случилось в 1870-х или 1880-х годах, когда в усадьбе около Садового кольца жил эксцентричный купец Михаил Хлудов.

Россия тогда покоряла Среднюю Азию, и отпрыск предприимчивой династии участвовал в кампаниях, чтобы завоевать местные рынки и построить фабрики… Даже Кокандскому хану приходилось считаться с московским магнатом. В то время в Средней Азии еще водились тигры, и местный монарх подарил Хлудову ручную тигрицу Машку. У Михаила Алексеевича появился и второй тигр. А еще — волк. А еще...

Пишут, что это был подарок Хлудова жене на именины: принесли ящик, стали открывать, а там — крокодил! Думаю, все же, крокодил был очень молод, иначе женой стало бы меньше...

Но вернемся к нашим кошачьим! Читатель ждет уж человеческих жертв, но их не будет: тигры (вроде бы) никого не задрали, хотя нервы попортили многим. Усадьбу у Садовой-Черногрязской окольцовывала крепкая каменная стена, однако она строилась в расчете на людей, а не на кошек. Случалось, тигры перемахивали через стену, наводя ужас на хлудовских соседей.

А каково, наверное, было супруге? Она рассказывала, что порою и постель приходилось делить со зверем: Михаил Алексеевич позволял тигру занять место между мужем и женой…

Спать приходилось с оружием. Возможно, оно спасло жизнь хозяину.

«Как говорили, ночью тигр лизал его руку и этим вызвал на руке его кровь, проснувшийся Михаил Алексеевич увидал тигра в сильном волнении, возбужденного видом крови, готового на него броситься. Хлудов схватил револьвер, лежащий всегда у него на тумбочке, и застрелил тигра».

Но второй зверь еще оставался в доме...

Михаил Хлудов, литография
Михаил Хлудов, литография

Точку во всей этой полосатой истории поставил председатель Московского биржевого комитета, купец, благотворитель, москвовед Николай Александрович Найденов. Главный купец Первопрестольной прибыл к Хлудову на деловую встречу. Лакей проводил гостя в кабинет, оставил ждать хозяина. Дверь отворилась и…

Вы, конечно, догадались, кто вошел в комнату вместо Хлудова? Тигр был, наверное, даже слишком дружелюбен и направился прямо к Найденову. От неожиданности председатель биржевого комитета…

Мемуарист был приличным человеком и описал конфуз в таких словах:

«дома говорили, что ему <Найденову> после этого посещения пришлось сделать ванну».

Предприниматель не простил такого унижения, пожаловался генерал-губернатору Владимиру Долгорукову. С такой же просьбой обратился к своему начальству брандмайор (главный пожарный). «Хозяин Москвы» вызвал Хлудова и потребовал сдать тигра в зоосад.

Тигр кончил жизнь в железной клетке зоопарка… но и хозяин уже видел небо в клеточку. Тюрьмой ему стала усадьба в Хомутовском тупике. Эксцентричный купец допился до белой горячки, и Вера Александровна (жена) посадила его в комнату, стены которой обили слоем мягкой ваты, в окнах же поставили решетки. И вскоре Хлудов умер (1885 год).

На поминках разыгралась отвратительная сцена: брат покойного обвинил вдову в том, что она уморила супруга. С Хлудовой случилась истерика, и вдову пришлось унести из зала.

Так пишет в мемуарах Николай Варенцов.

Если понравилась статья, поставьте лайк, тогда ее увидят больше читателей! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие материалы.