Найти в Дзене
Живопись

Картины с выставки: Кустодиев Борис Михайлович, живопись, графика, театр

Оглавление
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет брата, М.М. Кустодиева», 1905, холст, масло, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет брата, М.М. Кустодиева», 1905, холст, масло, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

Линии судьбы: о Борисе и Михаиле Кустодиевых

На этом портрете изображен человек, без которого биография художника Бориса Кустодиева могла бы быть короче и куда печальнее. Михаил Михайлович Кустодиев — брат, опора, тот самый инженер с золотыми руками и сердцем, которое знало цену стойкости.

1905 год. Молодой инженер и его взгляд на мир

1905 год. Михаил еще молод и одет в форменный мундир училища, с крупными металлическими пуговицами, которые слегка блестят на фоне массивного деревянного кресла. Усы аккуратно подстрижены, взгляд спокоен, почти задумчив. Он сидит, словно слегка отстранившись от шума внешнего мира, — в этом есть особое достоинство людей, привыкших делать, а не говорить.

Опора, благодарность и сила: Михаил в жизни Бориса

Спустя годы именно эти руки построят брату инвалидное кресло и соберут автомобиль, чтобы художник не потерял связь с миром. Именно эта выдержка и инженерный талант помогут Борису продолжить писать свои праздничные полотна, даже когда жизнь прижмет его к постели.

Художественный анализ

Но на этом портрете нет и намека на грядущие испытания. Здесь только спокойствие, тихий свет и ощущение, будто художник благодарен брату уже в тот момент — за то, что он просто есть.

Выставка в Третьяковской галерее

Этот и еще более 180 произведений Бориса Кустодиева — живопись, графику и театральные эскизы — можно увидеть на монографической выставке «Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр» в Государственной Третьяковской галерее. Это редкая возможность войти в мир художника, где даже в самые суровые времена царит праздник цвета и жизни. Выставка в Москве продлится до 28 сентября в Инженерном корпусе, что в Лаврушинском переулке, дом 10.

Приятного просмотра, уважаемый читатель!

Кустодиев Борис Михайлович, «В ложе», 1909, бумага на картоне, пастель, уголь, частная коллекция. Любопытно: в биографии Кустодиева есть мотив, который рифмуется с этой сценой. Его возлюбленную, Юлию Прошинскую, родственники отговаривали от брака с художником, надеясь на более «выгодную партию». Почти три года они встречались тайком, писали друг другу письма, а театры Петербурга были их тихим убежищем. Возможно, «В ложе» — это как раз воспоминание об одной из таких встреч. Тем более, в юной героине картины угадывается портретное сходство с будущей женой художника.
Кустодиев Борис Михайлович, «В ложе», 1909, бумага на картоне, пастель, уголь, частная коллекция. Любопытно: в биографии Кустодиева есть мотив, который рифмуется с этой сценой. Его возлюбленную, Юлию Прошинскую, родственники отговаривали от брака с художником, надеясь на более «выгодную партию». Почти три года они встречались тайком, писали друг другу письма, а театры Петербурга были их тихим убежищем. Возможно, «В ложе» — это как раз воспоминание об одной из таких встреч. Тем более, в юной героине картины угадывается портретное сходство с будущей женой художника.
Кустодиев Борис Михайлович, «Сенокос», 1917, холст, масло, 72 x 90 см, ГТГ, Москва. Художник воспевает патриархальный уклад крестьянской жизни. И это особенно поразительно, если вспомнить, что картина писалась в бурном 1917‑м: Первая мировая всё ещё гремела, Февральская революция только что перевернула столицу. Но на холсте — ни намёка на тревоги эпохи. Здесь царит тихая, размеренная жизнь
Кустодиев Борис Михайлович, «Сенокос», 1917, холст, масло, 72 x 90 см, ГТГ, Москва. Художник воспевает патриархальный уклад крестьянской жизни. И это особенно поразительно, если вспомнить, что картина писалась в бурном 1917‑м: Первая мировая всё ещё гремела, Февральская революция только что перевернула столицу. Но на холсте — ни намёка на тревоги эпохи. Здесь царит тихая, размеренная жизнь
Кустодиев Борис Михайлович, «Прогулка верхом», 1915, холст, масло, 71 x 87 см, ГТГ, Москва
Кустодиев Борис Михайлович, «Прогулка верхом», 1915, холст, масло, 71 x 87 см, ГТГ, Москва
Кустодиев Борис Михайлович, «Ярмарка», 1906, бумага на картоне, темпера, 66,5 x 88,5 см, ГТГ, Москва
Кустодиев Борис Михайлович, «Ярмарка», 1906, бумага на картоне, темпера, 66,5 x 88,5 см, ГТГ, Москва
Кустодиев Борис Михайлович, «Московский трактир», 1916, холст, масло, 99 x 128,5 см, ГТГ, Москва
Кустодиев Борис Михайлович, «Московский трактир», 1916, холст, масло, 99 x 128,5 см, ГТГ, Москва
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет жены художника Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной»,  1908, холст, масло, 106,7 × 107,8 см, ГТГ, Москва. У четы Кустодиевых было трое детей. Старший сын — Кирилл, младшая дочь — Ирина. Третий ребёнок, сын Игорь, умер рано, и это стало большим горем для семьи. Картина пронизана особой интимностью: это не только семейный портрет, где Юлия в длинном скорбном платье обнимает трехлетнюю дочь, но и свидетельство личной драмы, боли, которую Кустодиев передаёт с деликатностью
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет жены художника Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной», 1908, холст, масло, 106,7 × 107,8 см, ГТГ, Москва. У четы Кустодиевых было трое детей. Старший сын — Кирилл, младшая дочь — Ирина. Третий ребёнок, сын Игорь, умер рано, и это стало большим горем для семьи. Картина пронизана особой интимностью: это не только семейный портрет, где Юлия в длинном скорбном платье обнимает трехлетнюю дочь, но и свидетельство личной драмы, боли, которую Кустодиев передаёт с деликатностью
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет жены художника Ю. Е. Кустодиевой», 1903, холст, масло, 139 × 133,5 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Большая собака с тонкими ногами и длинным хвостом. Белая шерсть с чёрными пятнами делает её похожей на статуэтку из фарфора. Это Громко — любимый пёс семьи Кустодиевых
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет жены художника Ю. Е. Кустодиевой», 1903, холст, масло, 139 × 133,5 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Большая собака с тонкими ногами и длинным хвостом. Белая шерсть с чёрными пятнами делает её похожей на статуэтку из фарфора. Это Громко — любимый пёс семьи Кустодиевых
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет жены художника Ю. Е. Кустодиевой», 1920, холст, масло,  55 × 66 см, ГТГ, Москва
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет жены художника Ю. Е. Кустодиевой», 1920, холст, масло, 55 × 66 см, ГТГ, Москва
Кустодиев Борис Михайлович, «Деревенский праздник», 1910, картон, темпера. ГРМ, Санкт-Петербург
Кустодиев Борис Михайлович, «Деревенский праздник», 1910, картон, темпера. ГРМ, Санкт-Петербург
Кустодиев Борис Михайлович, «На террасе», 1906, холст, масло. НГХМ, Нижний Новгород. Изображены художник с женой Юлией, его старшая сестра Александра (1871-1942) с мужем Василием Кастальским (1866-1942), и дети художника: Кирилл (1903-1971) и Ирина (1905-1981) с няней Дарьей. Действие происходит в усадьбе Терем в Костромской губернии
Кустодиев Борис Михайлович, «На террасе», 1906, холст, масло. НГХМ, Нижний Новгород. Изображены художник с женой Юлией, его старшая сестра Александра (1871-1942) с мужем Василием Кастальским (1866-1942), и дети художника: Кирилл (1903-1971) и Ирина (1905-1981) с няней Дарьей. Действие происходит в усадьбе Терем в Костромской губернии
Кустодиев Борис Михайлович, «Утро», 1904, холст, масло. ГРМ, Санкт-Петербург
Кустодиев Борис Михайлович, «Утро», 1904, холст, масло. ГРМ, Санкт-Петербург
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет Ирины Кустодиевой», 1906, холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет Ирины Кустодиевой», 1906, холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой (Девочка и собака)», 1907, холст, масло. Самарский областной художественный музей. Ирина — любимая дочь художника, была его музой. Художник писал её чуть ли не каждый день, первый — всего через четыре часа после рождения. Кустодиев признавался, что вдохновлялся портретами инфанты Маргариты Диего Веласкеса
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой (Девочка и собака)», 1907, холст, масло. Самарский областной художественный музей. Ирина — любимая дочь художника, была его музой. Художник писал её чуть ли не каждый день, первый — всего через четыре часа после рождения. Кустодиев признавался, что вдохновлялся портретами инфанты Маргариты Диего Веласкеса
Кустодиев Борис Михайлович, «Японская кукла», 1908, картон, темпера, гуашь, пастель, графитный карандаш, ГТГ, Москва
Кустодиев Борис Михайлович, «Японская кукла», 1908, картон, темпера, гуашь, пастель, графитный карандаш, ГТГ, Москва
Кустодиев Борис Михайлович, «У окна. Портрет Ирины Борисовны Кустодиевой», 1910, картон тонкий, гуашь, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Кустодиев Борис Михайлович, «У окна. Портрет Ирины Борисовны Кустодиевой», 1910, картон тонкий, гуашь, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Кустодиев Борис Михайлович, «Дети художника», 1913, холст, масло, Витебский областной краевой музей. Изображены Ирина (1905-1981) и Кирилл (1903-1971), дети художника, на балконе пансиона французского курорта Жуан-ле-Пэн
Кустодиев Борис Михайлович, «Дети художника», 1913, холст, масло, Витебский областной краевой музей. Изображены Ирина (1905-1981) и Кирилл (1903-1971), дети художника, на балконе пансиона французского курорта Жуан-ле-Пэн
Кустодиев Борис Михайлович, «Девочка с цветами», 1917, холст, масло, Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки
Кустодиев Борис Михайлович, «Девочка с цветами», 1917, холст, масло, Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет К.Б. Кустодиева», 1922, холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет К.Б. Кустодиева», 1922, холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет Ирины Борисовны Кустодиевой, дочери художника», 1926, холст, масло, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет Ирины Борисовны Кустодиевой, дочери художника», 1926, холст, масло, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина
Кустодиев Борис Михайлович, «Купчиха за чаем», 1918, холст, масло, ГРМ, Санкт-Петербург.
Кустодиев Борис Михайлович, «Купчиха за чаем», 1918, холст, масло, ГРМ, Санкт-Петербург.
Кустодиев Борис Михайлович, «Купчиха пьющая чай», 1923, холст, масло, НГХМ, Нижний Новгород
Кустодиев Борис Михайлович, «Купчиха пьющая чай», 1923, холст, масло, НГХМ, Нижний Новгород
Кустодиев Борис Михайлович, «Купчиха с зеркалом», 1920, холст, масло, ГРМ, Санкт-Петербург. Моделью для этой яркой, роскошной красавицы стала домработница Аннушка. Она была далека от купеческих корней, но Кустодиев видел в ней именно ту русскую «пышность» и мягкую грацию, которая нужна была для его образа. А для фигурки горничной на заднем плане позировала его дочь Ирина. Так получился семейный альянс ради искусства
Кустодиев Борис Михайлович, «Купчиха с зеркалом», 1920, холст, масло, ГРМ, Санкт-Петербург. Моделью для этой яркой, роскошной красавицы стала домработница Аннушка. Она была далека от купеческих корней, но Кустодиев видел в ней именно ту русскую «пышность» и мягкую грацию, которая нужна была для его образа. А для фигурки горничной на заднем плане позировала его дочь Ирина. Так получился семейный альянс ради искусства
Кустодиев Борис Михайлович, «Автопортрет (На охоте)», 1905, холст, масло, ГРМ, Санкт-Петербург. Кустодиев как раз начинал выходить на свой творческий пик. Он уже был учеником Ильи Репина, успел поездить по Европе. Но его тянуло к русской глубинке, её вкусной, уютной жизни. Охота – часть его настоящей страсти к природе и традициям. Важен контраст: на фоне осеннего леса и серого неба фигура художника звучит театрально, почти как герой Чехова, решившего вдруг сыграть дворянина-охотника. Но в этом и вся прелесть. Автопортрет не про «я», а про мир, в котором «я» хочет раствориться
Кустодиев Борис Михайлович, «Автопортрет (На охоте)», 1905, холст, масло, ГРМ, Санкт-Петербург. Кустодиев как раз начинал выходить на свой творческий пик. Он уже был учеником Ильи Репина, успел поездить по Европе. Но его тянуло к русской глубинке, её вкусной, уютной жизни. Охота – часть его настоящей страсти к природе и традициям. Важен контраст: на фоне осеннего леса и серого неба фигура художника звучит театрально, почти как герой Чехова, решившего вдруг сыграть дворянина-охотника. Но в этом и вся прелесть. Автопортрет не про «я», а про мир, в котором «я» хочет раствориться
Кустодиев Борис Михайлович, «Лето (Поездка в «Терем»)», 1918, холст, масло, ГРМ, Санкт-Петербург
Кустодиев Борис Михайлович, «Лето (Поездка в «Терем»)», 1918, холст, масло, ГРМ, Санкт-Петербург
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет Ф.И. Шаляпина», 1921, холст, масло, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет Ф.И. Шаляпина», 1921, холст, масло, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
  • За кулисами мира искусства шумно и роскошно. Там уже звучит голос времени. Сегодня презентуем фильм о Кустодиеве и его «Портрете Шаляпина». В оригинальной озвучке, с тончайшими деталями, от фактуры мазков до тайных знаков на фоне. Вы не просто смотрите — Вы как будто шепчетесь с самим Борисом Михайловичем, а за соседним столиком Фёдор Иванович откидывается в кресле и заказывает чай «с неприлично богатым букетом»
  • Это не просто контент — это пир для глаз и ушей. И да, ждать нечего: премиум-подписка как люксовый вагон. Он не тормозит у каждой станции
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет Ф.А. Шаляпина»1920-1921, этюд для «Портрета Ф.И. Шаляпина», бумага, акварель, гуашь, уголь, ГТГ, Москва
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет Ф.А. Шаляпина»1920-1921, этюд для «Портрета Ф.И. Шаляпина», бумага, акварель, гуашь, уголь, ГТГ, Москва
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет М.В. Петцольд (жены Ф.М. Шаляпина)», 1919, холст, масло. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет М.В. Петцольд (жены Ф.М. Шаляпина)», 1919, холст, масло. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Кустодиев Борис Михайлович, «Купец», 1923, холст, масло, НГХМ, Нижний Новгород
Кустодиев Борис Михайлович, «Купец», 1923, холст, масло, НГХМ, Нижний Новгород
Кустодиев Борис Михайлович, «Купец», 1925-1926, холст, масло, НГХМ, Нижний Новгород
Кустодиев Борис Михайлович, «Купец», 1925-1926, холст, масло, НГХМ, Нижний Новгород
Кустодиев Борис Михайлович, «Вербный торг у Спасских ворот в Москве», 1917, холст, масло, НГХМ, Нижний Новгород
Кустодиев Борис Михайлович, «Вербный торг у Спасских ворот в Москве», 1917, холст, масло, НГХМ, Нижний Новгород
Кустодиев Борис Михайлович, «Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве», 1917, холст, масло, ГРМ, Санкт-Петербург
Кустодиев Борис Михайлович, «Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве», 1917, холст, масло, ГРМ, Санкт-Петербург
Кустодиев Борис Михайлович, «Ярмарка в Кинешме». 1917, холст, масло, частная коллекция
Кустодиев Борис Михайлович, «Ярмарка в Кинешме». 1917, холст, масло, частная коллекция
Кустодиев Борис Михайлович, «Ёлочный торг»,1918, холст, масло, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Кустодиев Борис Михайлович, «Ёлочный торг»,1918, холст, масло, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Кустодиев Борис Михайлович, «Троицын день», 1920, холст, масло, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. Кустодиев рисует праздник жизни наперекор боли и разрухе. Прикованный к инвалидному креслу, он создаёт вихрь цвета, света и народного веселья. Это ностальгия по ушедшей купеческой Руси и утопия «жизни вопреки»
Кустодиев Борис Михайлович, «Троицын день», 1920, холст, масло, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. Кустодиев рисует праздник жизни наперекор боли и разрухе. Прикованный к инвалидному креслу, он создаёт вихрь цвета, света и народного веселья. Это ностальгия по ушедшей купеческой Руси и утопия «жизни вопреки»
Кустодиев Борис Михайлович, «Купчиха», 1915, холст, масло, ГРМ, Санкт-Петербург
Кустодиев Борис Михайлович, «Купчиха», 1915, холст, масло, ГРМ, Санкт-Петербург
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет М.Н. Плотниковой», 1910, холст, масло, Ярославский художественный музей
Кустодиев Борис Михайлович, «Портрет М.Н. Плотниковой», 1910, холст, масло, Ярославский художественный музей
Кустодиев Борис Михайлович, «Сирень»,1906, холст, масло, ГРМ, Санкт-Петербург
Кустодиев Борис Михайлович, «Сирень»,1906, холст, масло, ГРМ, Санкт-Петербург
Кустодиев Борис Михайлович, «Цветы на балконе на фоне гор», 1912, холст, масло, НГХМ, Нижний Новгород
Кустодиев Борис Михайлович, «Цветы на балконе на фоне гор», 1912, холст, масло, НГХМ, Нижний Новгород
Кустодиев Борис Михайлович, «Масленица», 1916, холст, масло, ГТГ, Москва
Кустодиев Борис Михайлович, «Масленица», 1916, холст, масло, ГТГ, Москва
Кустодиев Борис Михайлович, «Масленица», 1919, холст, масло, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург
Кустодиев Борис Михайлович, «Масленица», 1919, холст, масло, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

Но разве можно насытиться Кустодиевым наполовину? Разве можно вкусить праздник лишь до десерта и уйти? Это только первая часть — ещё не весь хоровод его купчих, не вся роскошь ярмарок, не все тёплые сумерки русской души, застывшие в мазках. В следующих публикациях мы вновь откроем двери в мир великого мастера и продолжим прогулку по выставке «Живопись. Графика. Театр» в Третьяковской галерее. Лучшее, конечно, впереди.

Автор: Лёля Городная. «Палец вверх», комментарий и подписка на канал - Ваша реакция на материал и основа для нашей работы. Большое спасибо!