ВЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК под названием «ПЕТЕРГОФ»
ЗАПАДНАЯ ЧАСТЬ НИЖНЕГО ПАРКА
Предыдущая публикация:
ДВОРЕЦ ЭРМИТАЖ
Что такое «Эрмитаж»?
Миниатюрный дворец, расположенный прямо на морском берегу в западной части Нижнего парка, носит название «Эрмитаж» (1721-1725, И. Браунштейн). У наших современников при первой встрече с ним сразу рождается ассоциация с музеем Эрмитаж и нередко появляется недоумение: какая связь между ними? Опыт подсказывает, что часто свои «нелепые» вопросы мы оставляем при себе, стесняясь показать свою неосведомлённость, тем самым оставляя пробел в истории и лишая себя удовольствия сделать маленькое открытие. Совершенно напрасно!
Современники же Петра 1, вынужденные по его воле начать изучение французского языка, услышав название дворца, сразу понимали его назначение. В переводе «Эрмитаж» буквально означает «место уединения», или более романтично – «приют отшельника». И нетрудно догадаться, что этот дворец, похожий на изящную шкатулку, предназначался для уединения и отдыха от мирской суеты на природе. Конечно, он появился в Петергофе не случайно. К 18 веку в Европе распространилась мода на такие «приюты для уединения». Пётр впервые увидел Эрмитаж во время своих заграничных вояжей. Всё новое и удивительное царь «вёз» в Россию.
Однако история подобных построек гораздо более древняя. В средние века в них скрывались от мирской суеты самые настоящие отшельники, решившие покинуть мир людей навсегда или на время, чтобы предаться молитвам и любованию красотой мироздания. На Руси отшельниками обычно были монахи, а для уединения они строили скиты. В Европе их называли эрмитами, а их жилище – эрмитажем.
Со временем произошло некое переосмысление постройки для уединения. Владельцы поместий в своих живописных садах стали создавать собственные эрмитажи, чтобы предаться размышлениям о бренности жизни, разобраться в себе, обуздать свои страсти и пр. Ну, где бы ещё можно было спрятаться знатному вельможе от светских раутов и назойливой прислуги, которая круглосуточно присутствовала в жизни хозяина? Так эрмитажи стали непременным атрибутом аристократических садов и постепенно превратились в роскошные павильоны.
Однажды во время путешествия по Европе Пётр побывал в богатом поместье в Дании. Хозяин пригласил русского царя на охоту, во время которой они остановились в охотничьем домике, предназначенном для уединения на природе. Богатая трапеза для участников охоты, вероятно, напомнила русскому царю скатерть-самобранку из национальных сказок. Казалось, что в домике никого нет, кроме уставших охотников. Но стол оказался накрыт, и на глазах изумлённых гостей без участия посторонних лиц на нём происходила постоянная смена блюд! Конечно, Петру не терпелось скорей удивить подобным представлением своих приближённых, и в своей резиденции Петергоф он задумал создать Эрмитаж, который стал первой подобной постройкой в России. И очень скоро ни одна богатая усадьба не обходилась без этого удивительного павильона для развлечений.
А вступившая на престол Екатерина 2 практически сразу решила обзавестись собственным Эрмитажем и в своей Зимней резиденции. Правда, она обошлась без сада, зато сохранила назначение постройки. И рядом с доставшимся ей новеньким Зимним императорским дворцом появилось здание Эрмитажа (позже ставшее Малым Эрмитажем в связи с возведением рядом Большого). В нём императрица устраивала камерные встречи в кругу друзей, на которых гости обходились без слуг. Заодно она использовала внутренние помещения Эрмитажа для размещения своей коллекции западноевропейской живописи, на базе которой в 20 веке был создан всемирно известный музей с одноимённым названием. Так благодаря Петру Великому Эрмитаж появился в России, а благодаря Екатерине Великой в очередной раз произошло переосмысление значения слова «эрмитаж». Огромный музей, конечно, трудно ассоциировать с дословным переводом, а вот маленькому петергофскому дворцу это название очень подходит.
Сюрпризы и чудеса из шкатулки под названием «Эрмитаж»
Петровский Эрмитаж, маленький двухэтажный дворец напоминает изящную шкатулку. Но он не затерялся в саду. Одна из аллей, начинаясь от цветочного партера перед Большим петергофским каскадом, выводит прямо к дворцу. Так что, блуждать в поисках домика для уединения не приходится. Хотя, гуляя по парку, он вполне может появиться на пути неожиданно, как в выбранном мной маршруте. Петровский Эрмитаж стоит на морском берегу (Екатерининский Эрмитаж стоит на речном берегу!) Пётр не случайно выбрал это место. Его гости должны были любоваться морем, приобретённым русским царём для России в ходе боевых сражений со Швецией.
При этом дворец развёрнут к заливу почти под углом и оттого ассоциируется с кораблём, входящим в море. Вероятно, это и было задумано Петром. По его замыслу на окнах и балконах дворца установили кованные решётки, такие же, как на знаменитом корабле «Ингерманланд». Этот корабль в 1716 году под командованием русского царя возглавил объединённую флотилию союзных государств, принимавших участие в Северной войне.
Одновременно петергофский Эрмитаж напоминает крепость. Он со всех сторон окружён рвом, который был наполнен водой. Попадали во дворец по подъёмному мосту, что приводило в восторг «компанию, собравшуюся уединиться». Но главные чудеса ждали впереди. Лестницы во дворце поначалу не было. Каждого гостя на лифте в виде кресла с помощью подъёмного механизма доставляли на второй этаж, где расположен единственный парадный зал. Многочисленные огромные окна во всю стену в сравнительно небольшом помещении создавали великолепный эффект панорамы. Взгляду поочередно открывалась то зелень парка, то бирюза моря!
Придя в себя после этого природного калейдоскопа, гости, наконец, рассаживались вокруг овального стола на 14 мест. Его центральная часть была уставлена блюдами с угощением для всех и напитками. Около каждого гостя стояла тарелка на деревянной подставке с оловянной окантовкой. По меню можно было сделать персональный заказ, положив под тарелку записку с выбранным блюдом и потянув за «волшебное» колечко, расположенное рядом. Тарелка тотчас приходила в движение и исчезала со стола вместе с подставкой, но вскоре возвращалась на место, заполненная заказом. Но и это были не все чудеса!
В определённый момент подавался специальный сигнал – хозяин звонил в колокольчик, и на глазах изумлённой публики происходила смена блюд. Центральная часть стола исчезала и возвращалась с новыми яствами. Гости приходили в восторг. При этом в зале не было ни одного постороннего, услужливые слуги не бродили вокруг стола с деланно-безучастными лицами, и приглашённые могли позволить себе не только вести разговоры, не предназначенные для посторонних ушей, но и «скинуть маски», позволив себе на время нарушить этикет. «Не должно иметь рабов свидетелями того, как хозяин ест и веселится с друзьями. Они переносчики вестей, болтают то, чего не бывало». Эти слова историки приписывают Петру 1. Говорил он так или нет, но своей затеей явно был доволен.
Конечно, без «рабов» в Эрмитаже не обошлись! Они «скрывались» на первом этаже, где располагалась кухня с очагом, «чуланцы» (подсобки) и буфетная, в которой находился «волшебный» механизм из стержней, труб и канатов, приводимый в движение слугами. Они же работали «лифтёрами», готовили кушанья и сервировали стол.
Уединение с удовольствием
Строительство в Петергофе Эрмитажа началось в 1721 году, как только Пётр 1 определился с местом для размещения парадной морской резиденции. Этот диковинный домик для уединения предназначался, в первую очередь, для самых главных гостей Петергофа – иностранцев, которые должны были славу о нём разнести по всему миру. Но работы растянулись надолго, и Петру не довелось дождаться их окончания. Однако уже в 1723, когда состоялось открытие резиденции, он с гордостью демонстрировал Эрмитаж первым гостям.
Дворец является идеальным образцом петровского стиля барокко. Никаких излишеств: гармоничные пропорции, чёткое горизонтальное и вертикальное членение фасадов, высокие окна с мелкой расстекловкой, четырёхскатная крыша, руст, пилястры и ажурные балконы. Лаконично, но изящно. Отделка внутренних интерьеров началась ещё при Петре. Для обивки стен использовали популярные тогда дубовые панели, пол первого этажа был выложен мраморными плитами, а в парадном зале паркетный пол имел строгий геометрический рисунок, характерный для интерьеров начала 18 столетия. На стенах висели картины. Первоначально их было 18, но в середине 18 века всё пространство между окнами покрыли живописные полотна. Они были собраны по принципу шпалерной развески, когда картины подбирали по размеру так, чтобы все вместе они представляли единое полотно заданного размера. Полотна, разделённые золоченым багетом, были заключёны в дубовые рамы.
Потомки Петра оценили Эрмитаж и стали «тиражировать» его в других своих резиденциях. Петергофский Эрмитаж активно использовали в течение 18 столетия, устраивая «уединение» в хорошей компании. Удовольствием всегда приятно делиться! Здесь принимали гостей и собирались по-семейному.
В конце 18 века во дворце случилась авария. Когда Павел спускался в лифте-кресле, канат оборвался. Императора эвакуировали через балкон, и он приказал механический подъёмник ликвидировать, заменив лестницей. Ров с водой тоже оказался не очень хорошей затеей. Вода подтапливала подвал, и во второй половине 18 века её спустили из канала. К 19 столетию постепенно интерес к эрмитажным постройкам стал угасать, но петергофский дворец оставался действующим и время от времени в нём продолжали уединяться.
Перед оккупацией Петергофа предметы интерьера и живописные полотна были эвакуированы из Эрмитажа. Немцы, заняв территорию императорской резиденции, из окон Эрмитажа вели обстрел акватории залива. Северная стена была разрушена, а «волшебный» стол уничтожен. Однако Эрмитаж стал первым открывшимся дворцом Петергофа после войны (открыт как музей в 1952). А вот механизм стола был воссоздан только в ходе недавней реставрации (2021-2023). Тогда же ров вокруг дворца вновь заполнили водой, поступающей из фонтана «Ева». И теперь, гуляя по парку есть возможность сделать паузу и уединиться в Эрмитаже. Отведать угощений не удастся, а вот посмотреть, как кормили гостей и как работают механизмы, делающие эрмитажный стол «волшебным», очень любопытно. Только стоит заранее ознакомиться с сеансами демонстрации чуда и своевременно приобрести билет в кассе, расположенной рядом. И прогулка в Петергофе наполнится новыми впечатлениями и незабываемым удовольствием.
А в завершение знакомства с элегантным, полным волшебства, дворцом Эрмитаж, теперь просто необходимо оценить его расположение. В перспективе отходящей от него аллеи расположен Львиный каскад, составляющий с ним единый ансамбль. Ещё недавно, стоя у Эрмитажного каскада, я всячески отвлекала внимание от маленького дворца. А теперь настало время почувствовать, что они созданы друг для друга. И сторожевые львы у каскада теперь обретают новый смысл: они стоят на страже, охраняют уединившуюся в Эрмитаже компанию.
Пора завершать прогулку в западной части Нижнего парка. Уже кажется, здесь нечего более отыскать интересного. А я, всё-таки в следующий раз попробую...
Продолжение читайте, переходя по ссылке:
а начало прогулки здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!