Найти в Дзене
Вокальная библиотека

Урок 7. Стремимся к вокальному мастерству

Оглавление

Все доступные аудио примеры можно послушать в плейлисте в VK

Как вы уже поняли, не существует какой-то волшебной таблетки, которая сделает вас прекрасным вокалистом. Вам придётся поработать над своим голосом, развивая свой диапазон, микст, вибрато и т. д. Этот урок, также, как и предыдущие, содержит набор упражнений, которые помогут вам научиться контролировать свой голос ещё лучше.

Итак, на этом уроке:

1. Вы научитесь петь открытые гласные, не «сваливаясь» из микста в грудной регистр;

2. Познакомитесь с дополнительными навыками, которые помогут вам развить гибкость, раскрепоститься и обрести ещё большую свободу;

3. Узнаете, почему Бретт Мэннинг считает, почему в английском языке всего два основных гласных.

Упражнение №1. Трель губами (языком) – вокализ Россини

Давайте начнём с вокализа Россини в быстром темпе, исполненного трелью губами или трелью языком:

-2

Упражнение №2. Трель языком (губами) – ломанное арпеджио

Теперь исполним ломанное арпеджио трелью губами или трелью языком:

-3

Упражнение №3. Трель губами – арпеджио на 3 октавы

Если ваш диапазон составляет более трёх октав, и вы хотите звучать равномерно на всём диапазоне, а также чувствовать себя расслабленно и комфортно, то это упражнение для вас. Однако если вы чувствуете дискомфорт при исполнении этого упражнения, то лучше откажитесь от его использования.

-4

Упражнение №4. Трель губами (языком) – ломанное арпеджио на 2 октавы

Упражнение представляет из себя ломанное арпеджио на две октавы, исполняемое трелью губами или трелью языком. Внимательно послушайте запись медленной демонстрации. Попробуйте исполнить его в медленном темпе, а затем пойте всё быстрее и быстрее. Цель упражнения – развить гибкость и лёгкость, а также придать свободу каждому из вокальных регистров.

-5

Делайте глубокие вдохи и старайтесь не утяжелять звучание. Позвольте голосу «всплывать» при переходе к верхним нотам. Быстрый темп упражнения не даст вам возможности размышлять над каждой нотой – скорее, заставит голос реагировать автоматически.

В английском языке всего два основных гласных звука

Прежде чем продолжить последний урок по вокальной технике, стоит остановиться и ознакомиться с теорией Бретта Мэннинга о том, что в английском языке всего два основных гласных звука. Почему?

Согласно его теории «EE» и «OO» – два самых узких гласных, при произнесении которых ваш рот почти закрыт. Остальные гласные – всего лишь смесь этих двух звуков.

Гласный «OO» – вертикальный звук, самый узкий из всех гласных английского языка, может раскрыться в двух направлениях. Первое – с сохранением головного звучания. Из «OO» (как в «boot») в «OUH» (как в «book»), звучащие мягко, в голове; и далее в более открытый, но всё ещё звучащий в голове «UH» (как в «buck»). Второе – с переходом в грудное звучание. «OO» (как к «boot») в «OH» (как в «boat»), с переходом в грудное звучании. Здесь звук становится более глубоким и тяжёлым. И далее в ещё более открытый «AAH» (как в «father»).

-6

Гласный «EE» – горизонтальный звук, который также может раскрыться в двух направлениях. Первое – с сохранением головного звучания. Из «EE» (как в «beet») в «IH» (как в «bit») и далее – в «EH» (как в «bet»). Второе – с переходом в грудное звучание. Из «EE» (как в «beet») в более открытый «AY» (как в «bait») и далее – в «AA» (как в «bat»).

-7

Таким образом, выбирая тот или иной набор гласных, вы можете развивать свой голос. Если ваш голос преимущественно головной, чересчур мягкий, то вам стоит отдавать предпочтению работе над более открытыми гласными, имеющими глубокое грудное звучание. Если же ваш голос преимущественно грудной или слишком сжатый, сдавленный, то вам нужно поработать с «головными» гласными.

См. видео с демонстрацией.

Упражнение №5. «OO» в «OUH»

Продолжительный звук «OO» (как в «boot») переходит в «OUH» (как в «book»). Цель этого упражнения – научиться преодолевать переходные ноты на пути к головному голосу, сменяя гласные звуки и сохраняя вибрато.

-8

Если вы начинаете срываться в фальцет, то добавьте согласный «N» (русский «Н») перед КАЖДОЙ нотой, как в упражнении 3 (урок №5). Как только вы почувствуете, что ваши связки вновь хорошо смыкаются, уберите согласный.

Многие люди склонны прерывать вибрато при смене нот или гласных. Ваша задача сейчас – сохранить вибрато в течение всего упражнения, как если бы вы пропевали одну ноту на одном гласном. Потренируйтесь, не спешите. Медленно меняйте гласный «OO» на «OUH». Поместите звук «OUH» туда, где был чистый «OO», чтобы не прерывать вибрацию. Пробуйте, пока у вас не получится.

Изменение гласного не должно сопровождаться напряжением лица, рта или горла. Внимательно послушайте, как Бретт Мэннинг меняет один гласный на другой, а затем ознакомьтесь с демонстрацией упражнения.

Упражнение №6. «EE» в «IH»

Фактически, здесь вы будете делать то же самое, что и в упражнении 5, но меняя звук «EE» (как в «beet») на «IH» (как в «bit»).

-9

Обратите внимание, что в примере голос звучит не классически, в голове, хотя это было бы проще. «EE» раскрывается в микст, приобретая поп-звучание.

Упражнение №7. «OO» в «OH»

Продолжительный звук «OO» (как в «boot») переходит в «OH» (как в «boat»). Это упражнение отличается от предыдущих тем, что первоначальный гласный раскрывается в более грудной звук.

-10

Следите за тем, чтобы при переходе ко второму главному вы резко не проваливались в грудной регистр, иначе гласный будет звучать натянуто и глухо, вибрато будет звучать вымученно. Таким образом, вместо того чтобы переходить в грудной регистр, постарайтесь остаться в миксте, где у вам будет 50/50 грудного и головного звука – ваша координация должна оставаться расслабленной.

Упражнение №8. «EE» в «AY»

Продолжительный звук «EE» (как в «beet») переходит в «AY» (как в «bait»).

-11

Соблюдайте те же рекомендации, что и в предыдущем упражнении.

Упражнение №9. Четыре направления гласных

Теперь, когда вы отработали отдельные переходы, пришла пора соединить их и отработать все четыре направления, в которых раскрываются основные гласные.

1. «OO» (как в «boot») – «OUH» (как в «book») – «UH» (как в «buck»).

Переход, в котором сохраняется головное звучание до самого конца.

-12

2. «EE» (как в «beet») – «IH» (как в «bit») – в «EH» (как в «bet»).

Гласный «EE», раскрываясь, сохраняет своё головное звучание.

-13

3. «OO» (как к «boot») – «OH» (как в «boat») – «AAH» (как в «father»).

Здесь вам предстоит раскрыть гласный «OO» в более грудной звук. Действуйте аккуратно, не спеша, чтобы ваш звук не превратился в крик.

-14

4. «EE» (как в «beet») – «AY» (как в «bait») – «AA» (как в «bat»).

Здесь «EE» раскрывается в более грудное звучание.

-15

Урок 7 – один из самых сложных уроков в этом курсе, если не самый сложный. Если вам тяжело дались предложенные здесь упражнения, попробуйте вернуться к ним после того, как вы ещё раз (или даже не один раз) проработаете уроки 1–6. Помните, самый тёмный час – перед рассветом. Не сдавайтесь, и у вас всё обязательно получится!

Теперь, когда мы поработали над техникой, можно сделать перерыв в 1–2 дня и начать разговор о различных музыкальных стилях.

Продолжить чтение >>>

Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Boosty или ЮMoney