Я в Telegram: https://t.me/etiennepoire
В предыдущей статье (её можно прочесть, кликнув здесь) мы познакомились с историей Собора Парижской Богоматери, на мой взгляд одного из самых ярких представителей готического стиля. Сегодня на очереди здание, с которого началась история готического стиля — аббатства Святого Дионисия, более известного под его транслитерированным названием Сен-Дени.
Святой Дионисий и его могила
Кто такой вообще Сен-Дени и почему в его честь была построена первая готическая базилика? Дионисий был христианским проповедником. Первоначально он жил в Риме, затем в Испании и со временем переселился в Галлию, где продолжил распространять христианское учение. По преданию он остановился в городке Лютеция (древнее название Парижа) и стал его первым епископом.
Вскоре Дионисия и его помощников схватили языческие римские власти и приговорили к смерти. Недалеко от Лютеции (которая в те времена целиком умещалась на острове Ситэ) на холме их всех казнили через обезглавливание.
Однако Дионисий не умер. Он взял свою голову и пошёл прочь. Так, с головой в руках, он прошёл около 6 километров, где встретил набожную христианку Катуллу, которой и отдал свою голову, лишь тогда рухнув замертво. Отсюда и пошла традиция изображать Святого Дионисия с отрубленной головой в руках.
На этом месте его и похоронили, а затем возвели небольшой мавзолей по римской традиции.
Романская базилика
История базилики на этом месте связана с именем Святой Женевьевы. Будущая святая покровительница Парижа при жизни посетила это место и сочла захоронение Дионисия недостойным его статуса. Именно по её предложению была возведена первая базилика, которая столетие спустя была расширена при короле Дагоберте I. Дагоберт не только перестроил храм, но и основал при нём бенедиктинский монастырь — обитель просуществует до самой Великой Французской революции. Дагоберт же стал первым в истории королём Франции, похороненным в Сен-Дени.
В дальнейшем монастырь рос и креп. При Каролингах (в особенности при Карле Великом) романскую церковь снова перестроили, монастырю подарили новые земли. При Каролингах же за Сен-Дени окончательно закрепляется статус королевской усыпальницы — все последующие короли, королевы, принцы и в отдельных случаях дальние родственники королевских фамилий будут похоронены именно в Сен-Дени.
Однако период становления не был простым. В середине IX века осадившие Париж викинги разграбили аббатство Сен-Дени, к концу столетия Сен-Дени была полностью разрушена и в последующие годы восстанавливалась. Процесс растянулся на двести лет, но монастырь так и не удалось полностью отстроить.
Рождение готики
Так было, пока аббатом монастыря не стал Сугерий (занимал должность в 1122–1151 годах), который решил воспользоваться упадком романских построек. Стоит сказать, что Сугерий был незаурядным человеком. Будучи сыном крепостного крестьянина, он сделал блестящую карьеру, заняв по сути пост первого министра при королях Людовике VI (правил в 1108–1137 годах) и его сыне Людовике VII (правил в 1137–1180 годах) — последний настолько доверял Сугерию, что уходя в Крестовый поход король назначил его регентом, правителем Франции на время своего отсутствия. Завершим портрет Сугерия тем, что именно он удерживал Людовика VII от идеи развода с Алиенорой Аквитанской, который случился только после смерти аббата.
Итак. Сугерий становится настоятелем Сен-Дени и видит, что каролингская церковь очень маленькая, не до конца восстановленная, да и перестроенная несколько раз. В голове аббата рождается мысль о создании новой церкви, причём во всех отношениях новой. Ему хотелось, чтобы мощи святого Дионисия освещались естественным светом через огромные окна, а не через маленькие романские окошки-бойницы, ему хотелось величественный фасад с башнями и колоннами, ему хотелось, чтобы помещение вмещало больше прихожан, а не было занято толстыми стенами. Как быть?
Сугерий стал искать и нашёл вдохновение в двух других храмах — в парижском аббатстве Сен-Мартен-де-Шампань и нормандской церкви Сент-Этьен-де-Кан
Первая готическая церковь
Сугерий получил то, чего хотел. Новый архитектурный стиль, который позднее итальянцы эпохи Возрождения презрительно назовут "готическим" (по названию одного из варварских племён готов), принёс совершенно новые идеи в архитектуру: больше не нужны толстые внутренние стены — достаточно внутренних колонн и внешних опор в виде контрфорсов; больше не нужны окошки-бойницы — пусть будут огромные окна с витражами; больше не нужны плоские приземистые фасады — пусть будут величественные колокольни, колоннады и порталы дверей.
Готика стремится бесконечно вверх, остроконечные арки, своды, шпили и фонарные башни — с Сен-Дени начинается волна готического строительства по всей Европе: из Франции готика доходит до Германии, Англии, Италии и Испании. Разумеется, в разных странах она обретает свои черты, но по-прежнему остаётся готикой. Позднее, уже в XIX веке человечество снова обратится к этом стилю, появится неоготика, псевдоготика, кирпичная готика — она придёт даже в Россию.
Само Сен-Дени, обретшее новую форму, становится одним из ключевых монастырей страны. Здесь продолжается традиция захоронения королевских особ, местные аббаты часто становятся министрами. Наравне с Реймским и Шартрским соборами Сен-Дени становится символом французской монархии.
Осквернение в годы революции
Уже в 1790 году базилика была закрыта, а через год в здании бывшей церкви разместили склад муки. В 1793-м революционной армии, воевавшей против огромной коалиции, остро потребовались пули, которые делались из свинца. И тогда власти вспомнили, что по традиции королей и королев хоронили в нескольких гробах, один из которых — свинцовый.
В октябре начались вскрытия захоронений. Останки вытрясали из гробов, сбрасывали в общие ямы и засыпали известью. При этом велась подробная фиксация, какие останки в каком состоянии находили. Так тело Генриха IV (правил в 1589–1610 годах) почти не подверглось разложению, а вот в гробу Людовика XV (правил в 1715–1774 годах) обнаружили зловонную жидкость.
Разорения продолжались до января 1794 года, причём пострадали не только захоронения: были уничтожены изображавшие королей статуи и надгробия, разбиты все витражи, поскольку так или иначе на них были изображены монархические символы, вся утварь из драгоценных металлов переплавлена.
Кроме того, для нужд армии разобрали и свинцовую черепицу на крыше, из-за чего дождь и непогода нанесли свой удар по убранству храма. В итоге, когда к 1796-му базилика совершенно обветшала начали появляться проекты новой застройки этой территории. Причём степень радикальности варьировалась от частичной разборки одного из нефов для строительства магазинов до полного сноса здания и прокладки на его месте улицы.
Планам сбыться не дал Наполеон, своим решением постановивший начать реконструкцию монастыря, продолженную уже Людовиком XVIII (правил в 1814–1824 годах).
Утрата северной башни
Все перипетии в истории базилики привели к обветшанию не только интерьера, но и ряда конструкций. К 1840-м годам северная башня, увенчанная шпилем, начала разрушаться. В 1837-м была проведена реставрация, которая принесла больше вреда, да и была необходимой вовсе не из-за стремления восстановить здание (в башню попала молния и её реставрация стала вопросом жизни и здоровья окружающего населения). Однако это не помогло — по стенам колокольни пошли трещины, шпиль накренился. Ради безопасности жителей в 1846 году колокольню разобрали.
Тогда же в руки реставрацию Сен-Дени взял знаменитый Виолле-ле-Дюк, которого мы уже вспоминали при разговоре о Нотр-Дам-де-Пари. Архитектор взялся за дело со свойственной ему серьёзностью, восстановил убранство и витражи, реконструировал фасад, но браться за колокольни ему так и не позволили. Виолле-ле-Дюк известен своим специфическим взглядом на реставрацию — он считал, что нужно не просто восстановить здание таким, каким оно было, а сделать его таким, каким оно должно было стать, но не стало. В соответствии со своими доводами, он разработал проект полной перестройки колоклен Сен-Дени.
Однако строительство фактически новых башен требовало значительных средств. Дело в том, что ветхие средневековые опоры не выдержали бы такого веса, фасад нужно было укреплять и перестраивать, на что средств до самой смерти Виолле-ле-Дюка так и не выделили. В итоге, Сен-Дени осталась с одной лишь южной башней.
Современная реконструкция
Последняя масшатбная реконструкция храма состоялась в 2012-2017 годах, когда был полностью очищен западный фасад и укреплены контрфорсы. Несмотря на то, что планам Виолле-ле-Дюка сбыться так и не было суждено, северная башня всё ж снова появится на фасаде Сен-Дени.
14 марта 2025 года в присутствии министра культуры Франции Рашиды Дати после нескольких лет дебатов в основание северной башни был заложен первый камень. К 2029 году планируется восстановление шпиля, пусть и по старому проекту, а не сообразно мысли Виолле-ле-Дюка.