Немного субъективизма. Готический стиль я люблю, пожалуй, больше других архитектурных стилей. При всей его холодности, неприветливости и угловатости, он для меня символизирует постоянное необъяснимое стремление человечества вверх. Все эти стрельчатые арки, шпили, нервюры — они тянутся к небу, куда-то к незримым пределам этого мира.
Хотелось бы начать серию статей (но как получится) о наиболее интересных и значимых исторически свидетельствах это запечатлённого в камне полёта души. Сегодня — Нотр-Дам-де-Пари.
В эпоху Римской империи на месте Нотр-Дама стоял храм Юпитера. С принятием христианства здесь же появилась кирпичная базилика Святого Стефана, располагавшаяся прямо напротив современного собора. Никаких сведений о внешнем виде её не сохранилось, однако судя по остаткам фундамента она имела отдельную колокольню и, возможно, купол ближе к концу здания. Но то лишь догадки.
Церковь имела в длину 70 метров и в ширину 35. Судя по всему она обладала четырьмя пределами, была украшена мраморными колоннами, а ко входу вело традиционное для романского стиля широкое крыльцо. Более подробно о её расположении в галерее ниже.
Итак, Римская империя пала, захолустная Лютеция стала Парижем, который своей столицей выбрали короли Франции. Город рос, его население увеличивалось. Церковь Сент-Этьен перестраивали, расширяли, но её всё равно не хватало. И тут в 1120 годы в пригороде Парижа (а сегодня по сути в черте города) Сен-Дени аббат Сугерий начал возводить базилику в совершенно новом величественном стиле (об этом соборе в другой раз).
Когда в 1160 году епископом Парижа стал Морис де Сюлли, Сен-Дени уже была наполовину построена. Через 3 года церковь Святого Стефана была снесена, а папа римский Александр III по приглашению епископа де Сюлли торжественно заложил первый камень готического собора.
Строительство велось невероятными темпами. Морис де Сюлли оставался епископом Парижа до 1196 года, и за его правление собор построили почти полностью — даже приступили к работам над главным фасадом. Скорость работ была такой, что вскоре в ещё строящемся соборе стало возможно проводить богослужения. В 1185 году патриарх Иерусалима отслужил в алтаре Нотр-Дама первую мессу .
Готика привнесла в архитектуру новое явление — контрфорс. В романских храмах вся тяжесть здания ложится на толстые внешние и массивные внутренние стены. В готических строениях всё иначе — стены с огромными витражными окнами и относительно тонкие внутренние колонны не могут нести такой вес, поэтому он распределяется на систему внешних опор, тех самых контрфорсов, с которыми здание соединяется при помощи арок — аркбутанов.
Конструкция выглядит хрупкой, но получается устойчивой. Готические соборы неоднократное горели, подвергались бомбардировкам и обстрелам в ходе войн, но выдерживали нагрузку.
В основной части собор был достроен уже к началу XIV века: перестроили оконные галереи верхнего яруса, изменили фасады трансептов, между контрфорсами вселили часовни, а на крышу над средокрестием водрузили знаменитый шпиль. Незначительные работы будут продолжаться вплоть до 1345 года. О строительстве в галерее ниже.
На этом развитие завершилось, начался расцвет, который сменился в XVI веке упадком. Королевский двор покинул Париж в XVI веке. Король Франциск I (правил в 1515–1547 годах) постоянной резиденции не имел, в Париже жил от силы месяц в году, а в итоге и вовсе построил замок Фонтенбло как резиденцию. Генрих IV, который станет королём только в 1589 году вернётся в Париж, но уже его внук Людовик XIV снова его покинет, и больше короли в Париже жить не будут вплоть до самой Великой Французской револцюции.
Собор постепенно ветшал, обойдённый должным вниманием. И если каменные стены стояли крепко, то вот деревянный шпиль постепенно начал гнить и в итоге создал угрозу обрушения. Вопрос решили как можно проще — вместо ремонта попросту разобрали в 1786 году.
В горы Великой Французской революции, грянувшей 14 июля 1789 года, собору досталось не меньше других церквей. Украшающий главный фасад ряд статуй библейских королей был разрушен, поскольку революционеры посчитали их изображениями королей Франции, внутреннее убранство разорено, ценная утварь конфискована, в итоге храм закрыт для богослужений, а затем передан "Культу верховного существа". Более того, якобинцы намеревались решить вопрос с обветшанием собора ещё проще, чем поступили до них со шпилем — просто его снести. До дела не дошло, но собору оттого легче не стало.
Казалось, всё должно было перемениться с приходом к власти Наполеона I. Он решил короноваться императором французов и выбрал для церемонии именно собор Парижской Богоматери. В то время он находился в столь плачевном состоянии, что устроители церемонии прибегли к драпировке тканями фасадов и интерьеров, чтобы император не увидел ветхости.
Ситуацию ещё больше усугубило восстание 1832 года. Бунтовщики ворвались в собор, разбили многие витражи, снова разорили ризницу и устроили погром в нефах. Собор продолжал ветшать, и когда в 1842 году погиб старший сын короля Луи-Филиппа I герцог Орлеанский Фердинанд Филипп, во время похорон фасад пришлось закрыть тканью почти целиком!
Но спасение уже шло. Изданный в 1831 году роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" наконец привлёк внимание к погибающему шедевру готики. Денежная сумма была собрана, и реставрационные работы начались в 1845 году, с перерывами продлившись до 1864-го. Реставрация того времени до сих пор вызывает споры.
Дело в том, что ответственный за неё Эжен Виоле-ле-Дюк отличался специфическими взглядами на реставрацию. Он считал, что нужно не только восстановить здание, но и завершить его, доделав то, что не успели сделать сами строители. Именно он дополнил собор горгульями, а также преобразил фасады. Дошло до того, что средств на весь план, предложенный им, попросту не хватило.
Реставрация привлекла к себе большое внимание, её обсуждали в газетах, запечатлевали фотографы. Наконец 31 мая 1864 года работы были завершены, а собор снова принял прихожан. В таком виде он простоял до 2019 года, хотя дважды его ремонтировали — после Парижской коммуны 1871 года и после окончания Второй мировой войны.
Ещё одной вехой в истории стал пожар 2019 года. Тогда полностью сгорела крыша собора, был утрачен шпиль, который при обрушении проломил в трёх местах каменные своды. Весь мир затаив дыхание наблюдал за огнём в ожидании худшего — если бы пламя перекинулось на полные деревянных каркасов колокольни, разрушения могли быть гораздо более сильными.
И вот, спустя годы, Нотр-Дам снова восстановлен. Несмотря на все предложения "улучшить" собор и сделать что-нибудь новое, реставраторы сохранили тот вид, который придал ещё Виолле-ле-Дюк. За почти 900 лет истории этот храм видел столько, что и сам бы мог стать героем романа, без подручных Эсмеральд и Квазимодо.
Он — один из ранних образцов готической архитектуры, один из первых и самых знаменитых храмов мира, символ целой страны и религии. Что ж, какая история ждёт его дальше? Что бы ни было впереди — оно останется в этих каменных стенах.