Найти в Дзене
Вокальная библиотека

Урок 2. Исследуем высокие ноты

Оглавление

Все доступные аудио примеры можно послушать в плейлисте в VK

Помните:

  • Вы должны чувствовать себя комфортно, когда вы поёте.
  • Пейте достаточно воды.
  • Сделайте лёгкую разминку перед началом занятия.
  • Не пойте выше или ниже, чем вам комфортно.
  • Делайте перерывы каждые 2–4 упражнения в зависимости от вашей выносливости.

На втором уроке перед нами стоит четыре задачи:

1. Расширить диапазон;

2. Не только убрать срывы, но и сгладить переходы между регистрами;

3. Ещё сильнее снизить уровень напряжения в голосе;

4. Познакомиться с новыми мелодическими рисунками, чтобы развить слух и вокальную координацию.

5. Дополнительная цель: начать опускать гортань, чтобы избавиться от напряжения, повысить качество звучания и минимизировать работу глотательных мышц, которые мешают процессу формирования звука.

Упражнение №1. Мычание – звукоряд из 5 нот

Похоже на первое упражнение в уроке №1, но выполняется на основе минорной гаммы. Кроме того, изменение ритма делает его более расслабленным и музыкальным.

-2

Почувствуйте вибрацию в передней области губ и носа; позвольте резонансу усилиться; не задирайте подбородок и следите за осанкой. Не теряйте энергию. Ваш голос должен звучать расслабленно.

Упражнение №2. Трель губами – двойное арпеджио

Это упражнение сложнее, чем аналогичное в уроке №1, т.к. здесь мы пропеваем арпеджио дважды: в первый раз мы «находим» ноты, а во второй – поём в два раза быстрее. Эти «скачки» по нотам в быстром темпе дают вам больше свободы, т.к. вы не успеваете испугаться высоких нот и не перенапрягаете голос. Итак, первая часть – для точности, вторая – для свободы.

-3

Помните, это упражнение рассчитано не на расширение вашего диапазона, поэтому пойте настолько высоко, насколько вам комфортно. Делайте быстрые вдохи между фразами. Наклонитесь вперёд, двигаясь к высоким нотам. И помните, вы должны чувствовать, что ваш голос звучит свободно!

Упражнение №3. «Б» с закрытым ртом

Звук «Б» с закрытым ртом в этом упражнении должен звучать так, словно вы что-то пытаетесь сказать с закрытым ртом под водой. Это неудобно, но безопасно.

Это короткое, но эффективное упражнение. И всё же с ним следует быть осторожным, т.к. голосовые связки сильнее сжимаются. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы почувствовать плотное смыкание связок. Всё дело в том, что, когда связки размыкаются, в голосе появляется призвук выдыхаемого воздуха, и это мешает вам брать высокие ноты.

Однако если ваш голос слишком сдавленный и резкий, это упражнение вам не подойдёт. Пропустите его и переходите сразу к следующему.

-4

Упражнение следует выполнять легко, с небольшим давлением звука «Б» на закрытые губы. Будьте аккуратны, у вас не должно закладывать уши при исполнении упражнения. Давление должно ощущаться на губах, а не в ушах. Старайтесь произносить чистый звук «Б»: если вы будете произносить «МБ», то связки будут недостаточно плотно смыкаться. Вам не следует заботиться о точности высоты звука, т.к. вы фактически не поёте, а работаете над укреплением голосовых связок.

С помощью этого упражнения вы развиваете:

1. Силу голосовых связок без лишнего напряжения;

2. Смыкание связок, необходимое для пения высоких нот;

3. Чистую атаку для попадания в ноту без «подъездов»;

4. Точное и красивое пианиссимо;

5. Чёткий, чистый звук.

Упражнение №4. Трель губами – вокализ Россини

В этом упражнении вы пройдёте путь от грудного регистра к миксту и далее к головному в одной фразе. Если у вас начнёт сжиматься горло, наклонитесь вперёд, как вы делали в первом уроке.

-5

Это упражнение будет испытанием для вас. Оно поднимается выше, чем все предыдущие, поэтому мы начинаем его немного ниже, чем обычно. Не напрягайтесь на низких нотах – начните с комфортной для вас высоты, делайте вдох после каждой фразы. Следите за осанкой. Если вам тяжело даются верхние ноты, наклонитесь вперёд.

В этом упражнении вам необходимо сохранять низкое положение гортани, т.к. в противном случае вам будет сложно взять верхние ноты. Сохраняйте немного «вялый» (так называемый «hooty» или «woofy» или «dopey sound») звук, и вам будет проще выполнить упражнение.

Упражнение №5. «Труба» – вокализ Россини

Это упражнение поможет вам посмотреть на свой голос иначе – как на музыкальный инструмент, который просто издаёт звуки. Вы перестанете бояться определённых участков диапазона, освободите ваши верхние ноты. Это упражнение также понадобится нам в разделе «Стиль».

-6

Сведите губы вместе, словно хотите послать воздушный поцелуй и помните, что вы должны чувствовать давление на губах, а не в носу. Попробуйте издать головной звук «Ха», похожий на карканье вороны и закройте рот. Здесь очень мало грудного звука. Позже мы попробуем более резкую версию этого звука, чтобы добиться лёгкого микста, а сейчас нам необходимо добиться расслабления голоса.

Представьте себе, что вы стали трубачом. Помните: петь – это весело!

Упражнение №6. «Ней-ней-ней» – двойной вокализ Россини

В этом упражнении мы отойдём от того жалобного, плаксивого звука, который тренировали в первом уроке. Теперь мы постараемся приблизиться к речевому звуку. Поэтому первую часть фразы мы будем петь достаточно жалобно, а вторую – в речевом стиле.

-7

Следите за тем, чтобы ваша челюсть оставалась расслабленной.

Упражнение №7. «Мам-мам-мам» – арпеджио с повторяющейся верхней нотой

В то время как слог «ней» приподнимает вашу гортань тем выше, чем более плаксивым вы делаете звук, слог «мам» имеет обратную тенденцию: ваша гортань опускается тем ниже, чем больше вы пытаетесь утрировать этот звук. Таким образом, «мам» нейтрализует высокое гортанное «ней», но при этом сохраняет связки сомкнутыми, чтобы вы не срывались в фальцет. Конечно, речь не идёт о чрезмерно опущенной гортани.

-8

Дело в том, что слишком высокая гортань приводит к чрезмерному напряжению связок. Вы, вытягиваете грудной голос наверх, и ваше пение становится плоским, похожим на крик. Всё это ставит под угрозу здоровье вокалиста. Когда вы поёте с высоко поднятой гортанью, ваш речевой тракт уменьшается – это словно петь в короткий мегафон, получая в итоге мышиный писк. Если же вы поёте с опущенной гортанью, то речевой тракт увеличивается и даёт возможность использовать все преимущества акустической системы, данной вам природой.

При выполнении этого упражнения вам не нужно напрягать гортань, просто издавайте этот слегка туповатый, вялый «dopey sound», чтобы почувствовать расслабление.

Упражнение №8. Расслабление

Начинается с зевка с переходом в вокализованный звук. Это упражнение поможет вам снять напряжение с гортани после занятия или концерта. Также оно поможет вам закрепить правильное положение гортани, которое мы отработали в предыдущем упражнении.

Итак, начните с максимально высокого, но комфортного для вас звука, зевните и скользните вниз к нижней границе вашего грудного голоса, переходя в вокал фрай. Обратите внимание, вам нужно начинать упражнение в головном регистре, не переходя в фальцет. Это поможет вам также поработать над гладкостью перехода между головным и грудным регистром.

Итак, вы закончили урок по вокальной технике №2. В процессе занятия вы поработали над новыми мышечными координациями, поэтому будет полезно сделать перерыв и дать себе возможность отдохнуть, чтобы не переутомиться.

Продолжить чтение >>>

Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Boosty или ЮMoney