Найти в Дзене

Александра Токарева. Чертополох

Принесли букет чертополоха
И на стол поставили, и вот
Предо мной пожар, и суматоха,
И огней багровый хоровод.
Эти звезды с острыми концами,
Эти брызги северной зари
И гремят и стонут бубенцами,
Фонарями вспыхнув изнутри.
Это тоже образ мирозданья,
Организм, сплетенный из лучей,
Битвы неоконченной пыланье,
Полыханье поднятых мечей,
Это башня ярости и славы,
Где к копью приставлено копье,
Где пучки цветов, кровавоглавы,
Прямо в сердце врезаны мое...

Н.Заболоцкий "Чертополох" 1956г.

Александра Токарева "Чертополох" Х.м. Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Александра Токарева "Чертополох" Х.м. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

«Мне сейчас 76 лет. Самое время заняться воспоминаниями. Накопилось.»

С этих слов начинается повествование художницы Александры Токаревой (в девичестве Дрейлинг) о своей жизни, о супруге, художнике Владимире Токареве, о творчестве и любви. Повествование, лишенное сентиментальности, в котором звучат и нежность по отношению к своим родным, и непримиримая, не угасшая с годами горечь от того, как обошлась с ними судьба. И сквозь все это – яркий, острый юмор!

Книга «Качели судьбы» вышла в свет в 2005 году, это год основания Музейно-выставочного центра «Петербургский художник». А уже в 2008 году в стенах музея прошла большая выставка Александры и Владимира Токаревых.

«Мои предки со стороны папы – немцы из Шварцвальда. Это самый юг Германии на границе с Францией. Мама из глухого медвежьего угла Могилевской губернии Белоруссии.»

Дед со стороны матери был «старой церкви», славился характером суровым, грозным.

«Когда деду было восемь лет, родители продали его слепому нищему в поводыри. Вот такой у них был бизнес. В конце концов контракт кончился и дед вернулся домой. Вырос, женился, устроился работать путевым обходчиком на какой-то Богом забытой одноколейке. Жили в маленькой сторожке. На много верст вокруг ни одной человеческой души. Только волки.

Бабушка рассказывала, что лютыми зимними ночами волки усаживались вокруг сторожки и начиналось многоголосое пение. Уверяла, что пели они хором на голоса: запевалы, вторы и т.д. Одним словом, эти музыкальные вечера скрашивали ее жизнь.»

1893г. Мой дед Василий Яковлевич, бабушка Ульяна Алексеевна, дети: Александра, Василий, Роман. Из книги А.Токаревой "Качели судьбы"
1893г. Мой дед Василий Яковлевич, бабушка Ульяна Алексеевна, дети: Александра, Василий, Роман. Из книги А.Токаревой "Качели судьбы"

В характере Александры Токаревой сошлись суровый нрав родственников- старообрядцев по маминой линии, немецкая дисциплинированность, доставшаяся от отца и тонкая, звенящая одаренность мамы, которая благодаря трудам своих родителей жила в благополучии и могла развивать свои таланты.

«Моя мама (Александра Лизунова- прим. автора), с детства помешанная на рисовании, за что не раз получала трепку; окончив гимназию недолго преподавала в церковно-приходской школе. Потом поехала в Петербург, поступила в художественно-промышленное училище имени барона Штиглица. Пела в хоре Архангельского. Блестяще окончила отделение по скульптуре.»

А вот первый творческий заказ — вылепить для Всероссийской сельскохозяйственной выставки быка-производителя в натуральную величину — мог бы обескуражить кого угодно! Но юная скульптор справилась, характер не подвел!

Моя мама Александра Лизунова со своим первым произведением: бык-производитель в натуральную величину. Из книги А.Токаревой "Качели судьбы"
Моя мама Александра Лизунова со своим первым произведением: бык-производитель в натуральную величину. Из книги А.Токаревой "Качели судьбы"

Там, на сельскохозяйственной выставке, она и встретила свою судьбу, Феликса Дрейлинга, будущего агронома из осевших на южных черноземах немцев. О безумном трудолюбии отцовских родственников ходили легенды.

«Мама рассказывала - тетя Беата месит тесто, а сама спит. Голова бух, бух и прямо в тесто. Вытащит волосы, очистит от теста и месит дальше. А дядя Матвей, это старший брат папы, однажды чинил упряжь. Поздно, спать хочется, а работу надо закончить к утру. Уронил голову прямо на шило и остался без глаза.»

Плодородная щедрая земля в руках работящих, рациональных хозяев, давала такие плоды, что жизнь становилась похожа на райский сад.

Но тут грянула революция, а вместе с ней и коллективизация и раскулачивание…

У семьи Дрейлингов была возможность уехать, но мама сказала:

- Предать Родину?! Покинуть Россию?! Да никогда!!

И вскоре осталась одна, в 1933 году Феликса Дрейлинга, который занимался неугодной генетикой, сослали на строительство канала Москва-Волга, откуда он не вернулся.

И вмиг все развалилось, рухнуло... Александра одна поднимала троих детей. Александру-младшую на семейном совете было решено отправить в Ростовское художественное училище. Девочка горько плакала, но перечить не решилась. Жестокое время не располагало к тому, чтобы прислушиваться к своим желаниям. Но сказались честолюбие и характер. Училище Александра окончила в числе лучших.

Там же она познакомилась со студентом Владимиром Токаревым, за спиной которого были жизнь в приюте, война, норвежский плен, реабилитация на родине… Как непросто двум таким затейливым рисункам сложится в гармонию. Супружескую жизнь Александра Токарева называла «сорокалетней бесконечной войной за самостоятельность». И тут же : «В искусстве мы понимали друг друга с полуслова».

Оба впоследствии окончили институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, оба горели, жили, дышали живописью.

Родившаяся в 1948 году дочь Наташенька, единственная, горячо любимая, стала постоянной натурщицей для своих родителей.

Владимир Токарев давал картинам простые названия «Наташа рисует», «Наташе 5 лет», «Наташенька больная», словно любуясь моментом, словно ценность самого бытия столь велика, что избыток чувств требует немедленного действия... Ухватить этот миг, постараться выразить огромную, невыразимую любовь, которая рождается в сердце, когда маленькие ручки плотно сжимают кисточку, а вихрастая головка склоняется над листом в том сосредоточении, которое свойственно детскому любопытству.

Александра Токарева, создавая портреты дочери, чаще видит ее в художественном образе. И маленькая Наташа, уютно устроившаяся на веранде, превращается в Ариадну. А залитая ярким светом нового дня, хрупкая фигурка – это этюд к картине «Утро». Наташа здесь- персонификация утра.

Александра Токарева, так тяжело перенесшая потерю отца, который был расстрелян в 1937 году, потерявшая не только дом, но и само ощущение дома, и Владимир Токарев, с шести месяцев росший в приюте, всеми силами строили свой мир, теплый, добрый, одухотворенный искусством.

И свой настоящий дом они все-таки построили. На берегу озера Мстино в деревне Каширино Тверской области.

Этот дом часто появляется на полотнах Александры Токаревой, она любит писать его, как героя и как свою "землю обетованную", и даже как свой автопортрет.

"Не скажу, что мы были идеальными половинками одного целого. Отнюдь! Грозы чаще, чем безоблачное небо....И все-таки семья жила. И держалась она на каких-то внутренних, никому, и нам самим, непонятных связях." - так, с предельной честностью говорит Александра Токарева о своей семейной жизни. Смотреть и видеть, видеть и признавать. И все равно любить. Строить свой неидеальный, горячо любимый дом, не оскорблять лицемерием и притворством того настоящего, что сплавляется из страдания, счастья и готовности быть вместе до конца...

Семейная фотография. 1954 год.  Из книги А.Токаревой "Качели судьдьбы"
Семейная фотография. 1954 год. Из книги А.Токаревой "Качели судьдьбы"

Владимир Токарев ушел из жизни раньше супруги. После его смерти Александра с дочерью Натальей основали в их доме в Каширино музей творчества Владимира Токарева.