Принесли букет чертополоха
И на стол поставили, и вот
Предо мной пожар, и суматоха,
И огней багровый хоровод.
Эти звезды с острыми концами,
Эти брызги северной зари
И гремят и стонут бубенцами,
Фонарями вспыхнув изнутри.
Это тоже образ мирозданья,
Организм, сплетенный из лучей,
Битвы неоконченной пыланье,
Полыханье поднятых мечей,
Это башня ярости и славы,
Где к копью приставлено копье,
Где пучки цветов, кровавоглавы,
Прямо в сердце врезаны мое...
Н.Заболоцкий "Чертополох" 1956г.
«Мне сейчас 76 лет. Самое время заняться воспоминаниями. Накопилось.»
С этих слов начинается повествование художницы Александры Токаревой (в девичестве Дрейлинг) о своей жизни, о супруге, художнике Владимире Токареве, о творчестве и любви. Повествование, лишенное сентиментальности, в котором звучат и нежность по отношению к своим родным, и непримиримая, не угасшая с годами горечь от того, как обошлась с ними судьба. И сквозь все это – яркий, острый юмор!
Книга «Качели судьбы» вышла в свет в 2005 году, это год основания Музейно-выставочного центра «Петербургский художник». А уже в 2008 году в стенах музея прошла большая выставка Александры и Владимира Токаревых.
«Мои предки со стороны папы – немцы из Шварцвальда. Это самый юг Германии на границе с Францией. Мама из глухого медвежьего угла Могилевской губернии Белоруссии.»
Дед со стороны матери был «старой церкви», славился характером суровым, грозным.
«Когда деду было восемь лет, родители продали его слепому нищему в поводыри. Вот такой у них был бизнес. В конце концов контракт кончился и дед вернулся домой. Вырос, женился, устроился работать путевым обходчиком на какой-то Богом забытой одноколейке. Жили в маленькой сторожке. На много верст вокруг ни одной человеческой души. Только волки.
Бабушка рассказывала, что лютыми зимними ночами волки усаживались вокруг сторожки и начиналось многоголосое пение. Уверяла, что пели они хором на голоса: запевалы, вторы и т.д. Одним словом, эти музыкальные вечера скрашивали ее жизнь.»
В характере Александры Токаревой сошлись суровый нрав родственников- старообрядцев по маминой линии, немецкая дисциплинированность, доставшаяся от отца и тонкая, звенящая одаренность мамы, которая благодаря трудам своих родителей жила в благополучии и могла развивать свои таланты.
«Моя мама (Александра Лизунова- прим. автора), с детства помешанная на рисовании, за что не раз получала трепку; окончив гимназию недолго преподавала в церковно-приходской школе. Потом поехала в Петербург, поступила в художественно-промышленное училище имени барона Штиглица. Пела в хоре Архангельского. Блестяще окончила отделение по скульптуре.»
А вот первый творческий заказ — вылепить для Всероссийской сельскохозяйственной выставки быка-производителя в натуральную величину — мог бы обескуражить кого угодно! Но юная скульптор справилась, характер не подвел!
Там, на сельскохозяйственной выставке, она и встретила свою судьбу, Феликса Дрейлинга, будущего агронома из осевших на южных черноземах немцев. О безумном трудолюбии отцовских родственников ходили легенды.
«Мама рассказывала - тетя Беата месит тесто, а сама спит. Голова бух, бух и прямо в тесто. Вытащит волосы, очистит от теста и месит дальше. А дядя Матвей, это старший брат папы, однажды чинил упряжь. Поздно, спать хочется, а работу надо закончить к утру. Уронил голову прямо на шило и остался без глаза.»
Плодородная щедрая земля в руках работящих, рациональных хозяев, давала такие плоды, что жизнь становилась похожа на райский сад.
Но тут грянула революция, а вместе с ней и коллективизация и раскулачивание…
У семьи Дрейлингов была возможность уехать, но мама сказала:
- Предать Родину?! Покинуть Россию?! Да никогда!!
И вскоре осталась одна, в 1933 году Феликса Дрейлинга, который занимался неугодной генетикой, сослали на строительство канала Москва-Волга, откуда он не вернулся.
И вмиг все развалилось, рухнуло... Александра одна поднимала троих детей. Александру-младшую на семейном совете было решено отправить в Ростовское художественное училище. Девочка горько плакала, но перечить не решилась. Жестокое время не располагало к тому, чтобы прислушиваться к своим желаниям. Но сказались честолюбие и характер. Училище Александра окончила в числе лучших.
Там же она познакомилась со студентом Владимиром Токаревым, за спиной которого были жизнь в приюте, война, норвежский плен, реабилитация на родине… Как непросто двум таким затейливым рисункам сложится в гармонию. Супружескую жизнь Александра Токарева называла «сорокалетней бесконечной войной за самостоятельность». И тут же : «В искусстве мы понимали друг друга с полуслова».
Оба впоследствии окончили институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, оба горели, жили, дышали живописью.
Родившаяся в 1948 году дочь Наташенька, единственная, горячо любимая, стала постоянной натурщицей для своих родителей.
Владимир Токарев давал картинам простые названия «Наташа рисует», «Наташе 5 лет», «Наташенька больная», словно любуясь моментом, словно ценность самого бытия столь велика, что избыток чувств требует немедленного действия... Ухватить этот миг, постараться выразить огромную, невыразимую любовь, которая рождается в сердце, когда маленькие ручки плотно сжимают кисточку, а вихрастая головка склоняется над листом в том сосредоточении, которое свойственно детскому любопытству.
Александра Токарева, создавая портреты дочери, чаще видит ее в художественном образе. И маленькая Наташа, уютно устроившаяся на веранде, превращается в Ариадну. А залитая ярким светом нового дня, хрупкая фигурка – это этюд к картине «Утро». Наташа здесь- персонификация утра.
Александра Токарева, так тяжело перенесшая потерю отца, который был расстрелян в 1937 году, потерявшая не только дом, но и само ощущение дома, и Владимир Токарев, с шести месяцев росший в приюте, всеми силами строили свой мир, теплый, добрый, одухотворенный искусством.
И свой настоящий дом они все-таки построили. На берегу озера Мстино в деревне Каширино Тверской области.
Этот дом часто появляется на полотнах Александры Токаревой, она любит писать его, как героя и как свою "землю обетованную", и даже как свой автопортрет.
"Не скажу, что мы были идеальными половинками одного целого. Отнюдь! Грозы чаще, чем безоблачное небо....И все-таки семья жила. И держалась она на каких-то внутренних, никому, и нам самим, непонятных связях." - так, с предельной честностью говорит Александра Токарева о своей семейной жизни. Смотреть и видеть, видеть и признавать. И все равно любить. Строить свой неидеальный, горячо любимый дом, не оскорблять лицемерием и притворством того настоящего, что сплавляется из страдания, счастья и готовности быть вместе до конца...
Владимир Токарев ушел из жизни раньше супруги. После его смерти Александра с дочерью Натальей основали в их доме в Каширино музей творчества Владимира Токарева.