Найти в Дзене
Кинопоиск

«Гачиакута»: мрачная аниме-притча о важности сортировки мусора и осознанного потребления

Оглавление

На Кинопоиске одновременно со всем миром стартовало новое аниме «Гачиакута» о парне, который в один прекрасный день нашел себя на помойке. Рассказываем, почему сериал способен составить неплохую конкуренцию даже самым хайповым тайтлам сезона.

О чем это

Говорят, если сильно любить вещь, то у нее появится душа. В мире «Гачиакуты» вещи не сильно-то любят и легко их выбрасывают. Но только не главный герой — сирота Рудо. Он нередко копается в мусоре в поисках предметов, на которых преждевременно поставили крест, чем нарушает общественный порядок. Парень восстанавливает то, что богатые выкинули без задней мысли, и продает в трущобах, где живут бедняки и преступники, которых сюда ссылают. Роскошную часть города и маргинальный район разделяет стена, а жители по обе стороны смотрят на друг друга с презрением.

-2

Но есть место гораздо хуже трущоб. Его называют Бездной. Туда ежедневно сбрасывают мусор и самых опасных преступников. Когда-то это случилось с осужденным отцом Рудо, поэтому парень живет с приемным родителем Регто, взявшим мальца под свое крыло. Мужчина постоянно подбадривает мальчугана и переживает за него, как за собственного ребенка. Даже подтрунивает над ним и дает советы, как начать отношения с понравившейся девочкой, для которой парнишка восстановил милую игрушку. Но в один день мужчину убивает неизвестный, а обвиняют во всем Рудо. Его приговаривают к сбрасыванию в Бездну.

Озлобленный герой клянется вернуться и всем отомстить, но прежде ему нужно выжить в месте, полном ужасов. Как оказалось, внизу тоже живут люди, и они ненавидят обитателей «небес», регулярно сбрасывающих им на головы тонны мусора. Помимо недружелюбных людей, есть еще и огромные мусорные монстры, а также группа отщепенцев, которая с ними борется. Они называют себя Уборщиками, и один из них — Эндзин, спасший Рудо, — предлагает подростку присоединиться к их команде. Дело в том, что в парне пробудились способности «дарителя» — человека, который дает жизнь вещам и извлекает из них силу. А такие кандидаты Уборщикам никогда не помешают.

Кто это сделал

В основе аниме лежит манга «Gachiakuta. Крутые отбросы», которую рисует и иллюстрирует Кэи Урана, а добавляет антуража произведению художник Хидэёси Андо, отвечающий за граффити. Первоисточник выходит с февраля 2022-го в журнале Weekly Shonen Magazine (там же публиковался «Крутой учитель Онидзука» и до сих пор издаются «Первый шаг» и «Синяя тюрьма: Блю Лок») и на данный момент собран в 15 томах-танкобонах.

   «Gachiakuta. Крутые отбросы», том 1
«Gachiakuta. Крутые отбросы», том 1

За сериал отвечает студия Bones Film — дочерняя компания Bones, в библиотеке которой уйма хитов, в том числе «Стальной алхимик: Братство», «Моя геройская академия», «Моб Психо 100» и «Великий из бродячих псов». Но важнее тот факт, что сама Кэи Урана в социальных сетях неоднократно восхищалась проектами студии и называла их работы в числе любимых. Мангака буквально отдала свое детище в руки тех, чьей поклонницей является.

Для Фумихико Суганумы «Гачиакута» — первая серьезная работа, где он выступает главным режиссером. До этого постановщик работал над эпизодами «Экзотической семейки», «Шарлотты» и «Драгон Квест: Приключения Дая», а также над фильмом «Коронный бросок. Фильм». Зато за сценарий отвечает звезда в мире аниме-адаптаций Хироси Сэко, чей послужной список вызывает восхищение — от «Дандадана» и «Атаки титанов» до «Магической битвы» и «Человека-бензопилы». Забегая вперед, хочется сказать, что Урана не прогадала с выбором студии и манга находится в надежных руках.

Как это выглядит

Представьте, если бы блогера, который рыскает по мусорным бакам в поисках хороших вещей, поместили в постапокалиптический аниме-мир, где за свои находки ему бы пришлось сражаться с огромными монстрами и объединяться с такими же энтузиастами. Примерно так можно описать «Гачиакуту». На первый взгляд, тайтл напоминает типичный сёнэн нового поколения, где главный герой-аутсайдер (даже среди аутсайдеров) не мечтает о великом, а просто хочет спокойной жизни. Но по воле судьбы его серые будни превращаются в безумное приключение, о котором он не просил.

-4

Так начинались, например, «Магическая битва» и «Человек-бензопила». Даже если вы не читали первоисточник, но смотрели парочку-другую аниме, сюжет ближайших серий предугадать нетрудно. Персонаж найдет новых товарищей, которые будут такими же необычными изгоями, как и он, впишется в команду и станет развиваться, одержимый желанием вернуться на «небеса».

Однако если копнуть глубже, можно заметить, что сериал все же выбивается из ряда подобных аниме. Кэи Урана не боится использовать штампы, но умело обыгрывает и гиперболизирует их. Не зря же мангака была ассистенткой у Ацуси Окубо, автора «Пламенной бригады пожарных» и «Пожирателя душ». К примеру, первоисточник обычно хвалят за визуальный стиль и уникальные ракурсы. Урана старается избегать очевидных углов, искажает пропорции и много внимания уделяет эмоциям, не стесняясь уходить в карикатуру и преувеличение. Рудо злится и истерит, и это выглядит вполне естественно, ведь не каждый день тебя без суда и следствия ложно обвиняют и выбрасывают на свалку, как сломанную игрушку.

Несмотря на некоторые опасения, что у адаптации не получится найти баланс между экшеном, стильным визуалом и социальным подтекстом, создатели не подвели. За два эпизода зрителей вкратце знакомят с устройством мира и его обитателями, иногда вплетая в повествование надписи на черном фоне с размышлениями об отношении к вещам в повседневной жизни. Но при этом история ничуть не теряет в динамике и демонстрирует несколько отлично поставленных экшен-сцен.

-5

Масштабы Бездны и гигантские мусорные монстры, которые напоминают крупных антагонистов из серии «Как приручить дракона», действительно поражают. А качественная рисовка, совмещающая 2D и 3D, и потрясающая работа с цветом, где грязный серый мир разбавляют контрастные яркие сцены с использованием насыщенного красного или желтого, выглядят впечатляюще. Команда студии Bones Film действительно приложила немало усилий, чтобы качественно перенести первоисточник на экран, сохранив все его важные элементы и добавив собственных красок для усиления эффекта.

За ширмой экшена в «Гачиакуте» скрывается важный разговор об экологии, классовом неравенстве и предрассудках. Кэи Урана явно очень обеспокоена состоянием планеты, поэтому своей работой пытается донести, что потребление не должно быть чрезмерным, а к вещам стоит относиться бережнее, иначе мусор постепенно поглотит всё и наша планета превратится в огромную свалку. Мир аниме напоминает одновременно «ВАЛЛ-И», «Алита: Боевой ангел» и «Небесный замок Лапута» если бы там случился мусоропокалипсис. Все персонажи, которые бережно относятся к вещам, наделены особыми способностями: они могут извлекать силы из любимого предмета (джинки). У Рудо, например, такой вещью стали дорогие сердцу перчатки, подаренные когда-то Регто, а у Эндзина — зонт. Позже зрителей познакомят и с остальными, но этот момент оставили для будущих эпизодов.

Вердикт

-6

Выносить приговор по двум сериям равносильно тому, как сбрасывать подростка в Бездну только из-за того, что он оказался рядом с телом убитого. Однако несмотря на то, что впереди еще целых 22 эпизода, уже хочется заявить, что будущее «Гачиакуты» вселяет тонну оптимизма. Если создателям удастся выдержать баланс между экшеном и бережным отношением к первоисточнику, не растеряв качество визуальной составляющей, аниме вполне может занять высокую позицию в столь конкурентном сезоне (сражаться придется не только с мусорными монстрами, но и с «Дандаданом», «Кайдзю № 8», «Доктором Стоуном» и много кем еще). Потенциал тайтла крайне высок, а учитывая, что у Bones в этом году заканчивается «Моя геройская академия», новый долгоиграющий онгоинг-хит в коллекции ей явно не помешает.

Автор: Евгений Белоусов