Локомотивное депо Кавказская располагается в городе Кропоткин Краснодарского края. Оно имеет богатую историю, начало которой связано со строительством Владикавказской железной дороги. Депо существует с 1874 года, с тех пор, когда по станции проследовал первый поезд из шести вагонов.
Станция Кавказская – важнейший железнодорожный узел Северного Кавказа, расположенный по пути с северной и восточной частей СССР на Юг: на курорты Кавказских Минеральных вод, Черноморского Побережья Кавказа, в республики Закавказья – Азербайджан, Армению и Грузию. Поэтому совершенно естественно то, что пассажиропоток на данном направлении неуклонно рос, поезда становились тяжелее и длиннее. Для обслуживания возросших потребностей народного хозяйства в пассажирских перевозках требовались новые мощные локомотивы.
В марте 1938 года в депо Кавказская Орджоникидзевской железной дороги (бывшей дороги имени К.Е. Ворошилова) стали поступать первые паровозы типа ИС (сокращённо Иосиф Сталин): ИС20-121 – ИС20-124. Для депо эта машина была совсем новой – до этого в пассажирском движении оно работало на паровозах типа Су, а в грузовом – на паровозах типа Э. Днём начала эксплуатации «ИС»-ов в Кавказской считается 15 апреля 1938 года. До конца июля этого года в депо поступили ещё паровозы ИС20-126 – ИС-20-140.
Паровозы ИС локомотивного депо Кавказская работали на участках Кавказская – Минеральные Воды (233,5 км) и Кавказская – Ростов-Главный (241,5 км). Далее, с Севера в Ростове скорые поезда кавказского направления «принимали» «ИС»-ы приписки депо Глубокая Ю.-В.ЖД, а с Запада – приписки депо Иловайская Сев.-Дон. ЖД. К началу сороковых годов скорые поезда на всём ходу Ленинград – Москва – Минеральные Воды (Симферополь) обслуживали паровозы типа «ИС».
По состоянию на 01.06.1941 г. в ТЧ Кавказская было 39 паровозов серии «ИС».
После начала Великой Отечественной войны паровозы ИС приписки депо «Кавказская» продолжали работать вплоть до лета 1942 года, когда Северный Кавказ был в глубоком тылу. Но 28 июня 4-я танковая армия Вермахта прорвала советский фронт между Курском и Харьковом и устремилась на Юг. За 10 дней немцы стремительно продвинулись на Юг около 200 километров. 23 июля пал Ростов на Дону, до которого от Кавказской оставалось всего 240 километров. Поэтому было принято решение эвакуировать исправный подвижной состав на Юг, на Орджоникидзевскую, Рязано-Уральскую и Азербайджанскую железные дороги. Но было уже поздно: 1 августа 1942 года был захвачен город Кропоткин, 3 августа 1942 года был захвачен Ворошиловск (ныне Ставрополь), 5 августа – Невинномысск, 6 августа – Армавир. Поэтому из Кавказской удалось эвакуировать совсем небольшое количество паровозов ИС.
В сороковых годах несколько паровозов ИС передали в депо Кавказская. Их на некоторое время отставили в запас.
Решение о возобновлении работы паровозов ИС в депо Кавказская было принято в 1951 году, для чего с октября 1951 года туда поступают локомотивы из других дорог страны. С начала 1952 года «ИС»-ы снова в работе с поездами дальнего следования.
По состоянию на 01.01.1956 г. в Кавказской работало 35 паровозов серии ИС.
С 1957 года паровозы ИС начинают работать на участке Кавказская – Белореченская протяженностью 170 километров с поездами сочинского и грузинского направлений. До этого пассажирские поезда на данном участке водили грузовые паровозы «Л».
Максимальное количество паровозов «Иосиф Сталин» на Северо-Кавказской железной дороге было в предпоследнем перед началом электрификации кавказской магистрали 1961 году – 54 единицы.
Летом 1961 года 7 паровозов ИС передали из депо Кавказская в депо Белореченская. Смысл этой передачи не до конца ясен: с 1957 года белореченцы активно осваивали электровозы ВЛ22м, и такой большой паровоз, как ИС был для деповчан скорее обузой, чем подспорьем. Впрочем, истинные причины такого решения мы, возможно, уже не узнаем.
Задачами Семилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1959 – 1965 гг.) планировалась электрификация кавказского хода переменным током напряжением 25Кв. 6 ноября 1961 года был электрифицирован ростовский узел и участок Марцево – Таганрог – Ростов, 9 января 1962 года контактная сеть пришла на станцию Кавказская, 8 декабря 1962 года – на станцию Невинномысская, 15 декабря 1962 года – на станцию Белореченская. В 1963 году переменный ток пришёл и на станцию Минеральные Воды. Депо Кавказская и Минеральные Воды переходило на работу на электровозы, а паровозы постепенно отставлялись от работы и передавались на другие железные дороги СССР.
Оставшиеся 34 паровоза отставлены в запас в 1964 году и в основном размещены на территории локомотивных депо Тихорецкая, Армавир и Белореченская.
Их списание началось в октябре 1967 года и завершилось в январе 1972 года. До сегодняшнего дня ни один паровоз серии ИС на территории Российской Федерации не сохранился.
Справочные материалы.
Список паровозов ИС20(ФДп20) приписки депо Кавказская Орджоникидзевской (Северо-Кавказской) ЖД.
Список паровозов ИС20(ФДп20) приписки депо Белореченская Северо-Кавказской ЖД.
При перепечатке ссылка на канал обязательна.
Спасибо за внимание.