Что ни говорите, а советский подход к производству отечественной техники заслуживает всяческого уважения. Конечно, по необходимости ипортную технику тоже покупали, но приоритет был всегда на стороне отечественных разработок.
Яркий пример — строительство первой в СССР Волховской ГЭС (открыта 19 декабря 1926 года). Строительством электростанции стали заниматься сразу же после установления советской власти. Большая часть оборудования для десяти гидроагрегатов (гидротурбина + гидротурбинный генератор) была закуплена в Швеции у компаний Verkstaden Kristinehamn и ASEA.
Однако 6 гидротурбинных генераторов были произведены ленинградским заводом «Электросила». Причём техника была собственной разработки. После этого строящиеся советские гидроэлектростанции стали массово оснащаться гидрогенераторами «Электросилы»: Верхнесвирская ГЭС, Днепровская ГЭС, Нижнесвирская ГЭС, — в общем план ГОЭЛРО во всей красе.
А первая в мире Обнинская АЭС (1954 год), а первый в мире атомный ледокол «Ленин» (1959 год)? Это вообще было первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. А первый в мире искусственный спутник Земли (1957 год)? А первый полёт человека в космос (1961 год)? Причём на нашей же ракете «Восток-1». Даже смешно себе представить, что вместо того, чтобы сделать самим, мы бы за ракетой обратились к «партнёрам». Люди той эпохи были по-настоящему амбициозны. Они просто брали и делали. И поэтому были первыми.
А взять расцвет брежневской эпохи: 1970 год. С конвейера только что построенного Волжского автозавода в Тольятти начали сходить первые «Жигули». Поначалу многие компоненты, необходимые для производства новеньких авто, были импортными: ведь завод был построен при помощи итальянского «Фиата», Например, моторчики стеклоочистителя были венгерские, а рычаги всё тех же стеклоочистителей — итальянские.
Однако с первых дней начала строительства завода в стране упорно создавались материалы и компоненты, призванные заменить импортные: новые смазочные материалы, сорта пластмассы и резины, новые стали и сплавы. Всё это позволило в короткие сроки полностью импортозаместить иностранные комплектующие. Более того, мегапопулярная в советские годы годы «Нива» была полностью спроектирована местными силами, и к итальянцам отношения уже вообще не имела.
А советская авиация? Наши знаменитые на весь мир конструкторские бюро: ОКБ Туполева, ОКБ Сухого, ОКБ Антонова, ОКБ Яковлева: ОКБ Микояна, ОКБ Ильюшина? Эти имена и сейчас звучат как музыка.
А советская электронная промышленность? Разве мы тогда стремились купить заграничную установку по производству микросхем? Нет, мы эти установки создавали сами. Поэтому в СССР и была построена комплексная микроэлектронная промышленность. Только США и Япония могли похвастаться чем-то подобным. Хотя насчёт Японии я не уверен: слишком уж много американских технологий и патентов использовала (и использует до сих пор) микроэлектроника Страны восходящего солнца.
Сколько сил сейчас прилагает наша страна, чтобы воссоздать фотолитографический кластер, ключевое оборудование любой полупроводниковой фабрики. А в советские годы он был создан с нуля: построены минский завод «Планар», производящий фотолитографические машины и воронежский НИИ Полупроводникового машиностроения, производящий установки нанесения фоторезиста и проявки.
После распада СССР была сделана ставка на массовое использование импортных гражданских самолётов. Но даже когда начали разрабатывать свои новые авиалайнеры, всё равно продолжали рассчитывать на французские и американские двигатели и прочие многочисленные импортные компоненты. Сейчас — другое дело, сейчас практически всё делаем сами: от двигателей до авионики. Но возникает вопрос: это от возросших амбиций или по необходимости? Ведь если по-необходимости, из-за того, что нет возможности приобрести компоненты за границей, то что будет, когда необходимость пройдёт? Хочется надеяться, что здоровые амбиции: в авиации, в электронике, в станкостроении, — всё же проснулись по-настоящему и останутся с нами и в будущем.