Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Самые необычные корабли русского парусного флота

Гангутское сражение 27 июля 1714 года. Художник А.П. Боголюбов. В центре боя — взятый в плен шведский прам «Элефант». Его конструкция впоследствии использовалась в русском судостроении
Гангутское сражение 27 июля 1714 года. Художник А.П. Боголюбов. В центре боя — взятый в плен шведский прам «Элефант». Его конструкция впоследствии использовалась в русском судостроении

История русского кораблестроения эпохи парусного флота знает большое число кораблей самых разных типов, в том числе весьма необычных. Одним из наиболее ярких примеров последних являются «новоизобретенные» корабли, служившие на Черном море в 1771–1789 годах. Кроме специфического названия, они отличались неординарным происхождением их проектов, индивидуальностью конструкции, сложностью создания (не характерной для кораблей подобного класса) и той ролью, которую им пришлось выполнять при своих кораблестроительных элементах и вооружении. В отечественной историографии «новоизобретенные» корабли изучены весьма поверхностно, и в данной статье автор делает попытку всесторонне рассмотреть особенности их появления и службы.

Появление «новоизобретенных» кораблей связано с Русско-турецкой войной 1768–1774 годов и созданием во время нее Азовской флотилии для содействия русским войскам в овладении Азовом и Крымом, что требовало соответствующего корабельного состава. Одной из проблем в рамках решения этой задачи стал поиск типа корабля, способного успешно действовать на море.

Ведь в 1768 году вполне обоснованно считалось, что из-за сложных гидрографических условий Дона сколько-нибудь крупных кораблей там построить нельзя; малые же для масштабных действий не годились. Таким образом, требовалось постараться совместить в одном корабле с трудом совместимые вещи: минимально возможную осадку при максимально сильном вооружении. И сделать это надлежало быстро, поскольку война уже началась!

Российское руководство действовало на редкость оперативно. Уже 18 ноября 1768 года1 появились два указа Екатерины II по Азовской флотилии. Первый оформил ее «оборонную» кораблестроительную программу для действий в низовьях Дона, а вторым она повелевала Адмиралтействколлегии, употребив «всевозможное старание примыслить род вооруженных военных судов, коими бы против тамошних [турецких] морских судов с пользою действовать могли». Для этого коллегия должна была привлечь вице-адмирала Г.А. Спиридова и контр адмирала А.Н. Сенявина, «ибо первый в нужных местах сам был, а второму действовать». Иными словами, указанное повеление Екатерины II ориентировало на создание таких кораблей, которые могли бы противостоять турецкому флоту в море, что являлось первым фактом, говорящим о желании правительства России сформировать в итоге морское, а не речное соединение, т. е. фактически нечто большее, чем малая оборонительная флотилия. Подтвердили это и следующие шаги.

Адмирал А.Н. Сенявин, командовавший Азовской флотилией
в 1768–1776 годах
Адмирал А.Н. Сенявин, командовавший Азовской флотилией в 1768–1776 годах

Вначале Адмиралтейств-коллегия рассмотрела следующие варианты судостроительных программ для флотилии. Первая включала десять 24- и 30-пушечных фрегатов, два бомбардирских корабля, а также двадцать 18- и 16-баночных галер (по десять каждого типа).

Вторая же предусматривала постройку 20 16- и 12-баночных галер (также по десять каждого типа), пять бригантин и столько же палубных ботов и необходимое к ним число мелких судов. Но в итоге обе программы Коллегия сама и отклонила, во многом из-за сложных гидрографических условий Дона, его дельты с баром и Таганрогского залива. Тем не менее они, безусловно, являются новым свидетельством изначально больших планов Петербурга относительно создаваемой флотилии.

Следующим подтверждением тому стал практически сразу же появившийся проект «новоизобретенных» (сразу же подчеркнем последнее слово) кораблей, созданный Г.А. Спиридовым, А.Н. Сенявиным и Адмиралтейств-коллегией (в частности, корабельными мастерами И.И. Афанасьевым, И. Ямесом и В. Селяниновым). Корабли данного типа получили название «новоизобретенные», так как по своей конструкции и размерам не походили ни под один из существовавших тогда классов боевых кораблей. Этим проектом была решена сложнейшая задача — соответствия кораблей двум требованиям для успешных действий на Азовском море, вытекавшим из опыта Русско-турецкой войны 1735–1739 годов: минимальная осадка при максимально сильном артиллерийском вооружении. Создание проекта «новоизобретенных» кораблей в условиях 1768 года стало очень важным успехом.

В общих чертах проект кораблей указанного типа разработали в течение декабря 1768 года. Уже 24 декабря того же года он был представлен на высочайшее рассмотрение и одобрен Екатериной II.

«Новоизобретенные» корабли задумывались как плоскодонные суда четырех родов, имеющие небольшой трюм, опер-дек для расположения на нем всей их артиллерии, а также квартер-дек и форкастель.

По своей конструкции они приближались к малым фрегатам. Корабли 1-го и 2-го родов создавались для морского боя, 3-го — как бомбардирские, 4-го — как вспомогательные суда при переводе прочих кораблей через бар, а затем для использования в качестве транспортных.

Эзельское сражение 24 мая 1719 года, ставшее как первой победой Балтийского корабельного флота, так и бенефисом Н.А. Сенявина. Художник А.П. Боголюбов
Эзельское сражение 24 мая 1719 года, ставшее как первой победой Балтийского корабельного флота, так и бенефисом Н.А. Сенявина. Художник А.П. Боголюбов

_______________________________________

Перед Вами отрывок из статьи А.А. Лебедева "Самые необычные корабли русского парусного флота" из журнала "Гангут" № 54.

Приобрести и прочитать журнал "Гангут" № 101 полностью Вы можете, написав нам в личные сообщения нашей группы в ВКонтакте - https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий.