Многие православные христиане, особенно воцерковлённые, рано или поздно задаются тревожным вопросом: «А могут ли меня отлучить от Церкви? За какие грехи? И как это вообще происходит?» Часто за этим стоит страх — что если священник запретит причащаться? Или если я оступился — всё потеряно?
Есть ли в Православии чин отлучения от Церкви?
Да, такой чин действительно существует. Это очень серьёзное и крайне редкое действие, которое совершается, как правило, на уровне высшей церковной власти — Священного Синода под председательством Патриарха.
Обычно это касается людей, впавших в открытую ересь или начавших активно враждовать с истиной, отвергая учение Церкви. Иногда к ним применяется даже анафема — особая форма церковного осуждения, символизирующая полное отлучение от Церкви.
Так, например, в Чине анафемствования, который совершается в первое воскресенье Великого поста, провозглашается анафема различным лжеучениям и личностям — таким как Лев Толстой, Емельян Пугачёв и другим, кто явно выступал против Церкви.
А может ли меня отлучить батюшка?
Здесь часто происходит путаница. Отлучение от Церкви — это одно. А временное недопущение к Причастию — совсем другое.
Священник действительно может и должен не допустить человека к таинствам, если видит, что тот не готов — духовно или нравственно. Это его обязанность, продиктованная заботой о душе человека.
Вот в каких случаях священник может сказать: «Подумай, покайся, повремени с Причастием»:
- если человек находится в тяжком грехе и не раскаивается (например, изменяет супругу и не считает это грехом);
- если враждует с кем-то, не хочет примириться, живёт в ненависти;
- если занимается оккультизмом, колдовством, гаданиями;
- если пришёл к Причастию без понимания, не готовясь, не исповедовавшись.
Как говорит апостол Павел:
«Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:29).
То есть речь не о наказании, а о духовной безопасности. Недопущение к Таинствам — врачебная мера, а не «выгоняние» из Церкви.
Как было в древности?
В первые века христианства были строгие правила: если человек совершал тяжкий грех, его на время отлучали не только от Причастия, но даже от участия в общей молитве.
Таких людей называли «обуреваемыми». Они стояли либо в притворе храма, либо вообще за его пределами — под зноем и ветром. Их не унижали, но учили покаянию. Так Церковь показывала: грех отделяет от Бога, но через смирение и молитву возможен путь назад.
Один яркий пример — святитель Амвросий Медиоланский, который не побоялся отлучить от Причастия самого императора Феодосия Великого за безрассудное и жестокое убийство людей. Феодосий смиренно принял это наказание и покаялся.
Кто по-настоящему отлучает от Церкви?
Самое главное, о чём нужно помнить: истинное отлучение производит не человек, а Дух Святой.
Священник может не заметить, может пожалеть. Но если человек сознательно живёт во зле, не хочет каяться, не стремится к Богу — Дух Божий сам отступает от него. И вот это уже страшно.
Как узнать, что с человеком происходит духовная беда? Очень просто. Он начинает:
- терять интерес к молитве;
- избегать храма;
- раздражаться от всего церковного;
- чувствовать равнодушие к Богу, к Таинствам;
- терять чувство покаяния.
Именно это — признак духовной смерти. Отлучение внутреннее, тайное. Такой человек, как бы сам себя вычёркивает из «Книги жизни».
«Но кто не был записан в книгу жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откровение 20:15).
А как узнать, записан ли я в книгу жизни?
На этот вопрос удивительно просто ответил преподобный Лаврентий Черниговский. Когда его спросили: «Как узнать, записан ли я в книгу жизни?», он сказал:
«Если тебе хочется молиться, ходить в храм, участвовать в Таинствах — ты точно записан. Потому что книга жизни — это книга живых пред Богом».
Это значит, что если в душе человека живёт стремление к Богу, несмотря на немощи, он — с Богом. А если не хочется ничего святого, и человек даже не борется — это тревожный знак.
Что делать, если тебе кажется, что Бог тебя оставил?
Не паниковать. Это не конец. Это может быть начало нового духовного пути. Нужно:
- исповедоваться — честно, без самооправдания;
- попросить помощи у Бога — просто и по-сердечному;
- начать с малого — короткой молитвы, свечи в храме, одной службы;
- не ждать «вдохновения», а идти, даже если не хочется.
Бог не бросает душу, которая ищет Его.
Настоящее отлучение от Церкви — не просто запрет причащаться. Это отказ самого человека быть с Богом. А Церковь всегда готова принять кающегося. Ведь Сам Христос говорит:
«Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).
Поэтому не нужно бояться отлучения, нужно бояться черствости сердца. Пока в человеке живёт желание быть с Богом — он в Церкви. И он — живой.