Найти в Дзене
Петергоф | Peterhof

К 255-й годовщине Чесменского сражения

«Русская победа не только в том, что Ибрагима-пашу пустили ко дну со всем турецким флотом, но и в том, как русским удалось создать, вооружить, пустить в очень далекое опасное плавание большой военный флот, как удалось подготовить дееспособных командиров, моряков, артиллеристов».
Из донесения английского посла в Петербурге лорда Чарльза Кэткарта от 3 сентября 1770 года.
Петергоф – памятник морским победам России за выход к берегам Балтийского моря. «Закрепить Россию» на Северном и Южном морях было мечтой Петра I – основателя российского флота – воплотить которую ему удалось на половину. Дело Петра Великого было завершено лишь полвека спустя, в царствование Екатерины II, когда начался процесс присоединения к Российской империи территории Северного Причерноморья. Неслучайно в Большом петергофском дворце в 70-х годах XVIII века был создан мемориальный зал, посвященный одной из главных побед России в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Зал получил название Чесменский в честь решающей
Оглавление

«Русская победа не только в том, что Ибрагима-пашу пустили ко дну со всем турецким флотом, но и в том, как русским удалось создать, вооружить, пустить в очень далекое опасное плавание большой военный флот, как удалось подготовить дееспособных командиров, моряков, артиллеристов».

Из донесения английского посла в Петербурге лорда Чарльза Кэткарта от 3 сентября 1770 года.

Петергоф – памятник морским победам России за выход к берегам Балтийского моря. «Закрепить Россию» на Северном и Южном морях было мечтой Петра I – основателя российского флота – воплотить которую ему удалось на половину. Дело Петра Великого было завершено лишь полвека спустя, в царствование Екатерины II, когда начался процесс присоединения к Российской империи территории Северного Причерноморья.

Неслучайно в Большом петергофском дворце в 70-х годах XVIII века был создан мемориальный зал, посвященный одной из главных побед России в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Зал получил название Чесменский в честь решающей победы российского флота 7 июля 1770 года. Главным украшением зала стали 12 полотен Якоба Филиппа Хаккерта, подробно описывающих эту военную кампанию.

Большой петергофский дворец. Чесменский зал
Большой петергофский дворец. Чесменский зал

Подготовка к экспедиции

Подготовка эскадр Балтийского флота к масштабной военно-морской экспедиции к берегам Эгейского моря, Малой Азии и Балканского полуострова началась в марте 1769 года. В конце июля Екатерина II, прибыв из Петергофа в Кронштадт, проводила первую эскадру во главе с адмиралом Григорием Спиридовым. Главнокомандующим русским флотом был назначен граф Алексей Орлов. Выбор императрицы был не случаен. Как отмечал Евгений Тарле в книге «Чесменский бой и первая русская экспедиция в Архипелаг»,

«…Екатерине II понадобились ум, хитрость, пронырливость, изобретательность Алексея Орлова, соединенные со способностью, где нужно – рискнуть, где нужно – поостеречься».

Русской эскадре понадобилось 3 месяца, чтобы из Балтики, обогнув всю Европу, доплыть до Архипелага — группы из девяти островов, расположенных недалеко от Константинополя (современного Стамбула) в Мраморном море. Само прибытие русских кораблей стало большой победой: турецкий флот встретил русские суда бегством. Многочисленный, безраздельно владевший южными морями турецкий флот бежал от русских эскадр, пока к июню 1770 года не оказался в Хиосском проливе, где, наконец, решил принять бой.

Турецкий флот обладал бесспорным преимуществом, выставив 1400 орудий против 740 русских, но по качеству артиллерии и уровню подготовки моряков российский флот превосходил турецкий. Бой начался 5 июля 1770 года в 11 часов утра атакой российских кораблей, а закончился полтора часа спустя полной блокадой деморализованных сил противника в Чесменской бухте.

Якоб Филипп Хаккерт «Бегство турецкого флота в Чесменскую бухту»
Якоб Филипп Хаккерт «Бегство турецкого флота в Чесменскую бухту»

Гибель «Святого Евстафия»

Один из самых эмоциональных моментов сражения – гибель русского корабля «Святой Евстафий» – запечатлен на одноименной картине Якоба Филиппа Хаккерта. В разгар боя передовой корабль русского отряда, на борту которого находился адмирал Григорий Спиридов, течением стало относить к горевшему неприятельскому судну. Несмотря на усилия гребных судов, удержать его от гибельного сближения было нельзя. Как только борта кораблей коснулись друг друга, русские матросы вступили в абордажный бой. Но в этот момент горящая грот-мачта турецкого корабля рухнула прямо на «Святой Евстафий», головешки попали в открытую крюйт-камеру и корабль взлетел на воздух. Через несколько минут взорвалось и турецкое судно. Гибель «Святого Евстафия» повлекла за собой самые большие человеческие потери за все сражение – погибло 507 человек, спастись удалось лишь 63 морякам.

На картине «Гибель корабля «Святой Евстафий»» Якоб Филипп Хаккерт изобразил момент, когда оба корабля уже взлетели на воздух, а русские и турецкие матросы пытаются спастись, хватаясь за обломки погибших судов. Русские моряки держат турецкий флаг – символ их победы
На картине «Гибель корабля «Святой Евстафий»» Якоб Филипп Хаккерт изобразил момент, когда оба корабля уже взлетели на воздух, а русские и турецкие матросы пытаются спастись, хватаясь за обломки погибших судов. Русские моряки держат турецкий флаг – символ их победы

Чесменская драма

Второе сражение было дано через сутки: в ночь с 6 на 7 июля. Решительный удар предстояло дать брандерам – судам, которые были загружены бочками с порохом, смолой, серой и облиты скипидаром. Команда добровольцев должна была подвести баржу к неприятельскому судну, сцепиться специальными железными крючьями с бортом вражеского корабля и поджечь брандер. Только тогда экипаж имел право покинуть свой корабль и пересесть на шлюпку. Это была очень опасная операция. Командовать брандерами вызвались капитан-лейтенант Роберт Дугдаль, лейтенант Томас Мекензи, мичман князь Василий Гагарин, лейтенант Дмитрий Ильин.

Когда русские суда стали приближаться к турецким кораблям, то, по признанию командующего флотом Гассан-паши, неприятель был убежден, что это русские перебежчики, идущие добровольно сдаваться. Ошибка турок помогла брандеру лейтенанта Дмитрия Ильина выполнить сложнейшую задачу – зажечь неприятельский корабль и спасти свое судно. Артиллерия и героизм русских моряков сделали свое дело: турецкие корабли загорелись.

Якоб Филипп Хаккерт «Сожжение турецкого флота в Чесменской бухте»
Якоб Филипп Хаккерт «Сожжение турецкого флота в Чесменской бухте»

К утру от турецкого флота остались только один корабль «Родос» и несколько мелких судов, взятых русскими моряками в плен.

21 июля 1774 года был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор с Турцией. Миссия русской экспедиции в Эгейском море была выполнена. Россия получила право свободного плавания по Черному морю и прохода через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море.

А что же Хаккерт?

Основные события русско-турецкой войны 1768-1774 годов были отражены немецким художником Якобом Филиппом Хаккертом в его картинах, которые по сей день украшают Чесменский зал Большого петергофского дворца.

После победы в Чесменском сражении Екатерина II поручила Ивану Шувалову, который проживал в Риме, найти художника, который смог бы запечатлеть славную победу российского флота. Выбор русского вельможи пал на Якоба Филиппа Хаккерта – 33-летнего немецкого художника.

«Хаккерт тщательно прорисовывал суда…иногда группировал матросов, представляя их либо на отдыхе, либо выполняющими свои многочисленные обязанности. Так совершенно случайно в нем впервые проснулся вкус к морским сюжетам, который он впоследствии развивал с большим успехом»,

— из автобиографических записок Якоба Филиппа Хаккерта, обработанных Иоганном Вольфгангом фон Гете.

На своих картинах Якоб Филипп Хаккерт запечатлел не только Чесменское сражение, но и другие блистательные победы русского оружия в ходе этой русско-турецкой кампании. Его творчеству были присущи достоверность и точность, внимание к деталям и мелочам, несмотря на масштаб изображения. Художник со скрупулезной тщательностью выписывал оснастку кораблей, стены и башни крепостей, фигуры тонущих, спасающихся плывущих в шлюпках матросов.

Исполнение заказа русской императрицы принесло Якобу Филиппу Хаккерту наряду с внушительным состоянием широкую славу. Европейские монархи соперничали за право заказать у художника картины, а чесменская серия стала столь популярна, что уже в XVIII веке с петергофских картин было сделано несколько копий.

Наследие Хаккерта в XX веке

В годы Великой Отечественной войны Петергоф оказался оккупирован немецкими войсками и подвергся значительным разрушениям. Чесменский зал, который некогда украшали картины Якоба Филиппа Хаккерта, сильно пострадал — практически вся отделка была утрачена. Однако полотна знаменитого немецкого мастера пережили войну благодаря своевременной эвакуации и последующей реставрации. Возвращение картин в Петергоф, потерявший около 80% своего художественного наследия, отчасти стало символом возрождения дворцово-паркового ансамбля. История возрождения Петергофа после Великой Отечественной войны до 28 сентября 2025 года представлена в Большом петергофском дворце.

#петергоф_возрождение #первый_источник #календарь_петергоф