Найти в Дзене

Улица Писарева и набережная Мойки, продолжаю рассказывать о Петербурге

Здравствуйте, уважаемые друзья! Продолжаем исследовать Санкт-Петербург в наших похождениях по этому городу, состоявшихся 19 апреля 2025 года. В прошлый раз мы с Вами остановились после того, как прошли по Английскому проспекту к самому его началу на набережной Мойки и осмотрели в конце дворец Великого князя Алексея Александровича (если не читали – вот Вам ссылка на ту статью). Обойдя дворец с улицы Писарева и посмотрев на него из Алексеевского сада, выходим из этого сада снова на улицу Писарева, которая до 1923 года называлась Алексеевской. Прежде чем вернуться на набережную Мойки и пойти дальше, я решил осмотреть некоторые дома, заслуживающие внимания, на этой улице. Итак, перед нами на четной (левой) стороне улицы под номером 12 расположился особняк, своим внешним видом напоминающий тот же дворец Алексея Александровича, конечно, гораздо меньший по размеру. Этот особняк был построен в 1892 году по проекту архитектора Александра Ивановича фон Гогена. Владельцем этого особняка был полко
Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Здравствуйте, уважаемые друзья! Продолжаем исследовать Санкт-Петербург в наших похождениях по этому городу, состоявшихся 19 апреля 2025 года. В прошлый раз мы с Вами остановились после того, как прошли по Английскому проспекту к самому его началу на набережной Мойки и осмотрели в конце дворец Великого князя Алексея Александровича (если не читали – вот Вам ссылка на ту статью). Обойдя дворец с улицы Писарева и посмотрев на него из Алексеевского сада, выходим из этого сада снова на улицу Писарева, которая до 1923 года называлась Алексеевской.

Дома Козляниновых

Прежде чем вернуться на набережную Мойки и пойти дальше, я решил осмотреть некоторые дома, заслуживающие внимания, на этой улице. Итак, перед нами на четной (левой) стороне улицы под номером 12 расположился особняк, своим внешним видом напоминающий тот же дворец Алексея Александровича, конечно, гораздо меньший по размеру. Этот особняк был построен в 1892 году по проекту архитектора Александра Ивановича фон Гогена.

Владельцем этого особняка был полковник лейб-гвардии Конного полка Федор Григорьевич Козлянинов, помимо этого он был еще членом Императорского Русского Военно-Исторического Общества, а также владел значительной библиотекой по искусству и частным Конногвардейским музеем, которые размещались в этом особняке. Его дело продолжал сын – Владимир Федорович, ставший также полковником лейб-гвардии Конного полка и флигель-адъютантом, а также одним из разработчиков «Проекта положения о войсковых музеях».

В этом особняке в советский период долгое время размещался детский дом, а теперь там Дворец детского творчества «У Вознесенского моста». Помимо особняка тот же архитектор Александр Иванович фон Гоген в 1908 году для Козляниновых построил впритык к нему доходный дом, но уже совершенно в другом стиле – стиле модерн. Этот дом отличает высокий эркер в четыре этажа, но кроме эркера до недавнего времени были еще и балкончики, от которых остались следы и балконные двери на трех этажах.

Фото автора
Фото автора

Запасной дворец Великого князя

Как и особняк Козлянинова, примерно в то же время – в 1891 году был построен дом, числящийся сейчас под двойным номером – 6-8, как Запасной дом Великого князя Павла Александровича – шестого сына Александра II и его супруги императрицы Марии Александровны. Этот дом для служащих великого князя был построен по проекту архитектора Ивана Блажеевича Слупского.

Насколько я понимаю, этот дом стал последней работой Слупского, потому как в том же 1891 году он скончался. Фасады в стиле поздней эклектики дошли до наших дней почти без утрат. Особенно привлекают внимание вензель Великого князя на фронтоне, а также лепная нумерация дома над въездной аркой во двор.

Дома Шретера

Следующие два дома в самом начале улицы принадлежали известному архитектору Петербурга, работы которого мы встречали в своих похождениях неоднократно, Виктору Александровичу Шретеру. Первый на нашем пути под номером 4 был построен архитектором в 1892 году, как доходный. Одним своим фасадом он выходит на Писарева, а другим, загибаясь причудливым многоугольником, похожим в плане на букву «Г», и огибая угловой особняк, выходит на Мойку напротив Новой Голландии, имея адрес по набережной – 112.

Но больше привлекает к себе внимание угловой дом под номером 2, построенный годом раньше – в 1891 году, опять же, самим Шретером, как собственный особняк. Архитектор придал облику здания, построенному в «кирпичном стиле», романтический силуэт, вызывающий ассоциации с постройками старинных европейских городов. В облик дома внесены элементы готической архитектуры, особняк украшают угловая башенка, венчающая эркер, и остроконечные фронтоны.

Виктор Александрович Шретер происходил из балтийских немцев и являлся академиком и профессором архитектуры Императорской Академии художеств, а также был одним из учредителей Петербургского Общества архитекторов. На фасаде, выходящем на Мойку, под маленьким балкончиком изображен знак этого общества, состоящий из треугольника и циркуля, который некоторые называют масонским.

Усадьба Баташова

Теперь, вернувшись на набережную Мойки, мы ненадолго возвратимся к дворцу Великого князя Алексея Александровича, точнее не ко дворцу, а соседнему дому ближе к улице Писарева. Эта усадьба была построена в конце XVIII века для богатых промышленников Баташовых, известных своими металлургическими заводами на Урале и в центральной России, они были одними из крупнейших поставщиков металла для нужд российского флота и армии.

Но тогда главный дом усадьбы выглядел по-другому: у него не было ни треугольного фронтона, ни балюстрады. Дело в том, что во время войны от дома осталась только коробка после прямого попадания в него авиабомбы. После войны в 50-х годах дом восстановили, вот тогда он и приобрел такой вид. Сейчас это здание принадлежит Всероссийскому научно-исследовательскому институту геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени академика И.С. Грамберга (ФГБУ «ВНИИ Океангеология»).

Фото автора
Фото автора

Следующий трехэтажный дом, вплотную примыкающий к зданию института – усадьбе Баташова, на углу с улицей Писарева, был построен на рубеже XIX-XX веков как доходный. Но тогда он был двухэтажный, во время войны он также получил сильные повреждения, а после войны его восстановили, и он стал трехэтажным. Сейчас это жилой дом, а в 1920-е годы здесь размещалось общежитие Географического института.

Фото автора
Фото автора

Храповицкий или желтый

Теперь мы переводим взгляды на мост через Мойку, выкрашенный в желтый цвет, перед тем как по нему перейти на другую сторону реки. В желтый цвет он выкрашен не случайно, ведь именно Желтым был (по цвету и по названию) первый деревянный мост на этом месте, когда его построили в 1737 году. Тогда он был многопролетным с разводным пролетом посередине для пропуска судов, следующих в Новую Голландию – на Галерную верфь, где строились малые суда – галеры.

Фото автора
Фото автора

За всю историю его не раз перестраивали и переименовывали. С 1770 года мост стал именоваться по фамилии владельца особняка, расположенного на той стороне Мойки – куда мы направляемся. Точнее, на той стороне уже не набережная Мойки, а другая набережная, вернее, даже две набережные: Адмиралтейского канала и Ново-Адмиралтейского канала, которые как раз к этому мосту и сходятся. А владельца того особняка звали Александр Васильевич Храповицкий – кабинет-секретарь императрицы Екатерины II и автор «Памятных записок», содержащих обширный материал по истории России последней четверти XVIII века.

Фото автора
Фото автора

Больше его не переименовывали, единственно, что на плане Петербурга 1798 года переправа обозначена как Синявин мост в честь вице-адмирала Наума Акимовича Сенявина (или Синявина). Но, видимо, это название не прижилось, он так и остался Храповицким. Его перестраивали в дереве и в XX веке, заменив разводной пролет на стационарный балочный, а в 1967 году перестроили в однопролетный железобетонный рамно-консольной системы. Автором проекта этого моста, как и Банного через Пряжку, который мы уже видели, является архитектор Лев Александрович Носков.

Фото автора
Фото автора

Напоследок к этой статье несколько фотографий Новой Голландии, сделанных с Храповицкого моста. Туда мы не пойдем, поэтому я Вам об этом рассказывать не буду, а вот куда мы пойдем и что там увидим – узнаете в следующей публикации.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!