Найти в Дзене

Выставка Александра Дейнеки 2025

Проект «Александр Дейнека. Гимн жизни» подготовлен Курской государственной картинной галереей совместно с Государственной Третьяковской галереей. На выставке представлено более 200 произведений живописи, графики и скульптуры, включая 20 работ из Третьяковской галереи. Сместив фокус в сторону работ из курского собрания, более камерных, порой приватных, кураторы хотели показать не столько «амбициозного, блестящего, непримиримого» выразителя «сознанья масс», как писали современники, сколько искреннего, всегда восхищенного жизнью художника, сумевшего «вырвать радость у грядущих дней». Представленные в залах произведения позволяют почувствовать присущие творчеству Александра Дейнеки энергию, ритм, темп, движение, восхититься мастерством и современностью его художественного языка.
НАЧАЛО ПУТИ
«Автопортрет в панаме» - одна из самых ранних работ, представленных на выставке. Цветовые сочетания присущи этюдам Дейнеки времен ученичества в Харьковском училище (1916-1917). В этой работе он еще н


Проект «Александр Дейнека. Гимн жизни» подготовлен Курской государственной картинной галереей совместно с Государственной Третьяковской галереей. На выставке представлено более 200 произведений живописи, графики и скульптуры, включая 20 работ из Третьяковской галереи. Сместив фокус в сторону работ из курского собрания, более камерных, порой приватных, кураторы хотели показать не столько «амбициозного, блестящего, непримиримого» выразителя «сознанья масс», как писали современники, сколько искреннего, всегда восхищенного жизнью художника, сумевшего «вырвать радость у грядущих дней». Представленные в залах произведения позволяют почувствовать присущие творчеству Александра Дейнеки энергию, ритм, темп, движение, восхититься мастерством и современностью его художественного языка.

НАЧАЛО ПУТИ

Автопортрет в панаме .  1910-ые.Картон, масло.Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.SeLF-POrTRAIT IN A PANAMA.HAT .LATC 1910s
Oil on cardboard.The Kursk State Art Gallery name after Aleksandr Deynek
Автопортрет в панаме . 1910-ые.Картон, масло.Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.SeLF-POrTRAIT IN A PANAMA.HAT .LATC 1910s Oil on cardboard.The Kursk State Art Gallery name after Aleksandr Deynek

«Автопортрет в панаме» - одна из самых ранних работ, представленных на выставке. Цветовые сочетания присущи этюдам Дейнеки времен ученичества в Харьковском училище (1916-1917). В этой работе он еще находится под прямым влиянием новаторских поисков, характерных для русского искусства рубежа XIX-XX веков. Главным выразительным средством является цвет, а не рисунок. Мы видим цветовые плоскости, из которых лепится форма. Очевидно, что перед нами молодой художник, который хочет развиваться в русле современного ему искусства, но собственную творческую индивидуальность пока еще не проявляет.
Поначалу портрет не ассоциировался с Дейнекой. Поводом для атрибуции, помимо портретного сходства, стала найденная фотография Александра Дейнеки в панаме.

Мальчик в кепке.Около  1914г.Холст, масло Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки
BOY WeARING CAP.CIRCA 1914.Oil on canvas The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka
Мальчик в кепке.Около 1914г.Холст, масло Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки BOY WeARING CAP.CIRCA 1914.Oil on canvas The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka
Дом, где олдился А.А.Дейнека.Около 1914.Картон, масло Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки.THe House WHeRe ALCKSANDR Deineka WAS BORN CIRCA 1914
Oil on cardboard The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka
Дом, где олдился А.А.Дейнека.Около 1914.Картон, масло Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки.THe House WHeRe ALCKSANDR Deineka WAS BORN CIRCA 1914 Oil on cardboard The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka


Эскизы театральных костюмов Дейнеки универсальны. Рабочий, Арап, Мефистофель - образы, возникающие в очень разных драматических произведениях первой четверти XX века: от «Царя Голода» Л.Н. Андреева до «Фауста и города» А.В. Луначарского. Персонажей в таких костюмах легко представить в виде гигантских фигур во время агитационных шествий в 1920-х.

ТЕМА СПОРТА.
В 1930-е годы в творчестве художника преобладала тема спорта. Он воспевал сильных, крепких телом и духом людей: «Мне, независимо ни от чего, нравится человек в широком жесте, человек в спортивном или рабочем движении, на большом дыхании».

ФУТБОЛИСТ.1932.Холст, масло Дар художника 1935 Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.FOOTBALL PLAVER.1932.Oil on canvas Donated by the artist in 1935 The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka
ФУТБОЛИСТ.1932.Холст, масло Дар художника 1935 Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.FOOTBALL PLAVER.1932.Oil on canvas Donated by the artist in 1935 The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka

Художник много времени проводил на стадионах, наблюдал за тренирующимися спортсменами, делал зарисовки. Работая над картиной «Футболист», Дейнека особую роль отводил композиции - неожиданной построенной на контрастах, неустойчивом равновесии и «парении». Это произведение стало непременным участником все крупных выставок. Уже в первые два года после создания работа экспонировалась на престижнейшей международной выставке 18-й Венецианской биеннале, затем в Варшаве и Копенгагене.

ФУТБОЛИСТЫ.1948-1955.Медь, чеканка Государственная Третьяковская галерея
FOOTBALL PLAYERS.1948-1955
ФУТБОЛИСТЫ.1948-1955.Медь, чеканка Государственная Третьяковская галерея FOOTBALL PLAYERS.1948-1955


Александр Дейнека интересовался темой спорта еще с 1920-х, но только в 1940-х он обращается к скульптуре. Футболисты изображены в пластических традициях древнеегипетского рельефа - композиционно ясного, с силуэтами, но статичного. Интересно, что именно эти особенности древнего искусства современный художник Дейнека использует и преобразует, чтобы показать своих героев не просто в движении, а в прыжке.

Картина Эстафета была написана почти сразу после окончания Великой Отечественной чественной войны, в 1947 году. Дейнека в то время жил в Москве на улице Чайковского (ныне Новинский бульвар) и имел возможность наблюдать за состязаниями в беге, проходившими на Садовом кольце.

ЭСТАФЕТА. 1947.Холст, масло Государственная Третьяковская галерея.1947.Oil on canvas
State Tretyakov Gallery, Mcscow
ЭСТАФЕТА. 1947.Холст, масло Государственная Третьяковская галерея.1947.Oil on canvas State Tretyakov Gallery, Mcscow


По уже сложившейся традиции художник сначала сделал серию натурных зарисовок, а затем приступил к работе над большой картиной. В своих воспоминаниях он писал: «Я работал над ней с особым удовольствием. Это событие связано с Москвой. И впервые для меня тема спорта решена среди архитектуры Москвы… За эти годы Москва очень сильно изменилась. Появились высотные здания, новые дома. И в какой-то степени она [картина) стала исторической». Я люблю погружаться в большие картины, это просто: надо идти совсем рядом с картиной , идти медленно. И ты становишься участником разворачивающегося действия. Этот способ я подсмотрела у одной дамы -искусствоведа . И с тех пор практикую по возможности. В этот раз сделала
видео моего прохода.

В 1928 году в Москве открылся Парк культуры и отдыха, а в 1929 году было принято решение о строительстве на его территории звукового кинотеатра. В 1934-м году Дейнека подписал договор с ЦПКиО имени M. Горького о том, что «берет на себя выполнение эскизов и наблюдение за выполнением двух фресок способом цветной мраморной крошки на фасадах Звукового кино…» 6 августа 1934 года кинотеатр открыли.

К сожалению, здание было разрушено в 1942-м попавшей в него бомбой, и фрески были утрачены. В сохранившихся живописных эскизах Дейнека стремится к достижению матовой поверхности, чтобы живопись была похожа на фреску. Это сходство настолько сильное, что станковая картина превращается в монументальную композицию.

Еще одна работа Александра Дейнеки, которая не сохранилась .По эскизу художника был расписан плафон ( центральная часть купола) павильона «Дальний Восток» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Переход лыжниц-буряток от Улан-Удэ до Москвы .1939.
Эскиз плафона для павильона «Дальний Восток» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке Бумага, гуашь, белила Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.Passage OF FCMALC BURVAT SKICRS FROM ULANUDC TO MOSCOW 1939
Sketch of a plafond for the pavilion Far East at the All-Union Agricultural Exhibition Gouache and whitewash on paper The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka
Переход лыжниц-буряток от Улан-Удэ до Москвы .1939. Эскиз плафона для павильона «Дальний Восток» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке Бумага, гуашь, белила Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.Passage OF FCMALC BURVAT SKICRS FROM ULANUDC TO MOSCOW 1939 Sketch of a plafond for the pavilion Far East at the All-Union Agricultural Exhibition Gouache and whitewash on paper The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka

Темой росписи плафона в зале Бурят-Монголии стал лыжный переход, который совершили пять бурятских комсомолок-спортсменок. Стартовав на площади Революции в Улан-Удэ 21 октября 1936-го, они финишировали 6 марта 1937 года на московском стадионе «Динамо», пройдя за 95 дней 6 065 километров
Дейнека остался доволен итогом работы: «Вначале тема мне показалась легкой для исполнения в плафоне, но потребовало множество неудачных проб, пока наконец все не расставилось по местам, и образ получил жизненность и убедительность.Удача этого плафона целиком в композиционной завязке...У меня легко разместились в одном кругу беспредельные просторы Бурятской г республики и в другом - элементы московского пейзажа .В эллипсе я показал бегущих лыжниц, первые из которых видят башни Кремля.
После войны павильон «Дальний Восток» не сохранился.

На выставке я узнала, что и один из моих любимых театров-Российской армии- тоже украшен по рисункам Дейнеки:

Кросс Красноармейцев.1937.Эскиз росписи плафона для здания Центрального театра Красной .рмии в Москве Холст, темперг Курская картинная галерея имени А.А. Дейнски
RED ARMY SOLDICRS RUN.1937
Кросс Красноармейцев.1937.Эскиз росписи плафона для здания Центрального театра Красной .рмии в Москве Холст, темперг Курская картинная галерея имени А.А. Дейнски RED ARMY SOLDICRS RUN.1937

В следующий раз, когда пойду в этот театр, обязательно найду и сфотографирую.

Вернемся к лыжникам, но теперь уже в технике мозаики. Издалека смотрится как картина или эскиз, и я не понимала, отчего там толпятся люди подолгу.

Когда подошла поближе , то увидела, что это панно ( оно небольшого формата), выполнено в технике флорентийской мозаики: из кусочков разноцветного мрамора. Искусно подобранные , они превращаются в разноцветный узор на вязанных варежках лыжников или бегущих оленей на свитере.

Небольшая часть выставки рассказывает о родном городе Дейнеки-Курске.

Портрет матери с сестрой притягивает взгляд.

МАТЬ И СЕСТРА.1954.Холст, масло Курская государственная картинная галерея имени А.А. .ейнеки
MOTHER AND SISTER.1954.Oil on canvas The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka
МАТЬ И СЕСТРА.1954.Холст, масло Курская государственная картинная галерея имени А.А. .ейнеки MOTHER AND SISTER.1954.Oil on canvas The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka

Мать и сестра художника изображены на ступенях их дома в Курске. «2-х этажный дом Ушаковой, улица Белевцевская, дом 34, 2-й этаж, квартира 5», где семья много лет снимала квартиру. Дом не сохранился. Основой для этой картины-воспоминания послужила старая черно-белая фотография 1935 или 1938 года. Приятно, что не забыты и хвостатые члены семьи.И курские яблоки тоже.

Пейзажи мне напомнили левитановские работы - возможно , что это просто оммаж (посвящение) великому пейзажисту:

Стремление к идеалу, поиски лучшего результата, неуспокоенность, неудовлетворенность сделанным толкали Дейнеку на эксперименты с композицией, что впоследствии приводило к отрезанию части картины или переписыванию крупных фрагментов. Так, в пейзаже со стогом автором был задуман другой композиционный прием: передний план составляли крупные силуэты деревьев, вертикали их стволов должны были рождать активный ритм. Но в процессе работы художник отказался от такого контраста, убрал деревья, сосредоточившись на изображении далей, отчего картина стала напоминать известный пейзаж Исаака Левитана «Сумерки, Стога»

А вот там, где в пейзажах есть люди , коровы- они получились правдивыми.Мне особенно запал в душу этот. Я люблю зеркальность водоемов в живописи, от этого картина приобретает символизм, закадровый смысл, расширяет наш мир.

Осень.1929.Холст, масло Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки
AUTUMN 1929.Oil on canvas The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka
Осень.1929.Холст, масло Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки AUTUMN 1929.Oil on canvas The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka

Несмотря на простоту сюжета, картина не кажется банально Интересно написана вода в реке: можно подумать, что она стоит, но, присмотревшись, понимаешь, что она движется справа направо. Дейнека часто экспериментировал с так называемой открытой композицией. В первоначальном варианте коровы на пейзаже «выходили из картины» еще более стремительно, пока автор ственноручно не уменьшил подрамник и не завернул два са метра живописи слева. Но и в этом варианте зрителя не покидает ощущение фотокадра, где на кнопку спуска затвора нажали с пятисекундным опозданием.

Из курской серии мне еще понравился букет:

Осенний Букет.1933.Холст, масло Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки
AUTUMN BOJQJeT.1933.Oil on canvas The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka
Осенний Букет.1933.Холст, масло Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки AUTUMN BOJQJeT.1933.Oil on canvas The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka

Эту работу хочется рассматривать. Половина ее темная , даже можно сказать грязноватая , как оголившаяся осенью пашня. Но зато другая половина голубеет чистым небом.

Раздел картин , связанных с детством. Мне всегда интересно: как кураторы решат объединяют картины в разделы , ведь это очень непросто. Иногда это делают в хронологическом порядке , но не всегда удается. А иногда по темам , как вот на этой. Выстроить логистику посетителей так, чтобы у нас с вами создалось целостное представление - эта задача бывает крайне сложной. В данном случае, на мой взгляд, она решена . Мы переходим из одной части в другую и понимаем- вот картины о спорте, вот о детстве, вот об авиации и пр. И неважно, в какое время они написаны художником.

Перед каждым разделом небольшой эпиграф - слова Дейнеки.

МИР ДЕТСТВА
"Сколько я себя помню, я всегда рисовал; мои детские впечатления и наблюдения я старался передать в рисунках… рисование оказалось моей самой продолжительной страстью, и поныне я продолжаю рисовать, хотя, как мне кажется, без былого восторга и слишком умозрительно".
Александр Дейнека.

Одна из самых знаменитых картин Дейнеки- В Севастополе.

В Севастополе.1953.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея
IN SeVASTOPOL.1953.Oil on canvas State Tretyakov Gallery, Moscow
В Севастополе.1953.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея IN SeVASTOPOL.1953.Oil on canvas State Tretyakov Gallery, Moscow

За счет освещенности , работая со свето-тенью,художник точно передает зенитное южное солнце. Все здесь пронизано негой и счастьем, когда можно в любой момент погрузиться в море. Если я не ошибаюсь- на переднем плане жена и сын Дейнеки. Ведь они всегда рядом .

Спящий ребенок с васильками.

Спящий ребенок с васильками.1932.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея
SLEEPING CHILD WITH CORNFLOWeRS.1932.Oil on canvas State Tretyakov Gallery, Moscow
Спящий ребенок с васильками.1932.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея SLEEPING CHILD WITH CORNFLOWeRS.1932.Oil on canvas State Tretyakov Gallery, Moscow

Трогательно , нежно.

Интересная акварель - зарядка детей,наверное в детском саду. За окнами зима, а ребята в большом светлом зале под рояль выполняют упражнения.

ЗАРЯДКА.1934.Бумага, тушь, акварель, белила Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки
MORNiNG exercIses.1934.Indian ink, watercolour and whitewash on paper The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka
ЗАРЯДКА.1934.Бумага, тушь, акварель, белила Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки MORNiNG exercIses.1934.Indian ink, watercolour and whitewash on paper The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka

Гладя на нее , хочется сразу заняться гимнастикой или чем -нибудь подобным , настолько все вкусно подано.

Дейнека много иллюстрировал детские журналы. На выставке одна стена посвящена этим рисункам.Я выбрала два:

КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ.1929.Рисунок для детского журнала «Искорка» Бумага, тушь, гуашь, белила Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки.ReD SQUARE.1929.Drawing for the children's magazine Iskorka (Sparklet) Indian ink, gouache and whitewash c paper The Kursk State Art Gallery nam after Aleksandr Deyneka
ЧАСТЬ
КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ.1929.Рисунок для детского журнала «Искорка» Бумага, тушь, гуашь, белила Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки.ReD SQUARE.1929.Drawing for the children's magazine Iskorka (Sparklet) Indian ink, gouache and whitewash c paper The Kursk State Art Gallery nam after Aleksandr Deyneka ЧАСТЬ

Здесь изображена Красная площадь как будто с самолета .Мне как экскурсоводу всегда интересны виды Москвы .И даже не глядя на дату рисунка, я могу сказать, что это до 1931 года : еще не снесены Воскресенские ворота.

А здесь грустная девочка у окна:

Зима.Девочка у окна.1931.Бмага, гуашь, белила, тушь, кисть Государственная Третьяковская галерея.WINTER, GIRL AT A WINDOW.1931.Gouache, whitewash and Indian ink, brush on paper State Tretyakov Gallery, Moscow
Зима.Девочка у окна.1931.Бмага, гуашь, белила, тушь, кисть Государственная Третьяковская галерея.WINTER, GIRL AT A WINDOW.1931.Gouache, whitewash and Indian ink, brush on paper State Tretyakov Gallery, Moscow

«Девочка у окна» - графический лист, созданный художником вслед за иллюстрацией к книге Н.Н. Асеева «Кутерьма». Все рисунки в ней выполнены белилами на черной бумаге. Такая техника создавала своеобразный эффект «негатива». В «Кутерьме» рассказывается о том, как зимней ночью в городе погас свет и жизнь замерла, пока не пришли монтеры и не починили систему электроснабжения. Девочка (о которой в книге нет ни слова) стоит у окна и смотрит на покрытый инеем сквер. Впервые героиней Дейнеки становится не работница, не натурщица, не нэпманша и не пионерка. Это просто девочка. Мастер разворачивается спиной к зрителю, погружая в необычное для большинства его персонажей состояние созерцания.

Александр Дейнека путешествовал, организаторы выставки выделили картины и рисунки , сделанные в путешествиях:

Париж.

Весна в Париже.1961.Бумага, акварель Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.SPRING IN PARIS.1961.Watercolour on paperThe Kursk State Art Gallery after Aleksandr Deyneka
Весна в Париже.1961.Бумага, акварель Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.SPRING IN PARIS.1961.Watercolour on paperThe Kursk State Art Gallery after Aleksandr Deyneka

Во Франции Дейнека бывал дважды - в 1935-м и весной 1961 года. В поездках художник делал множество пейзажных и жанровых зарисовок. Вот что он писал в 1961-м, сравнивая свое впечатление от Парижа в 1935 году: «В нем заиграли новые локальные краски реклам, одежд, машин. В этой новой гамме Парижа отражена большая роль художников: Пикассо, Леже, Люрса и других, много работавших над декором архитектуры, влиявших на силуэт и тональность одежды людей».

Италия.

ИТАЛЬЯНСКИЙ МОТИВ.1935.Холст, масло Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.ITALIAN MOTIF 1935.Oil on canvas The Kursk State Art Gallery named. after Aleksandr Deyneka
ИТАЛЬЯНСКИЙ МОТИВ.1935.Холст, масло Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.ITALIAN MOTIF 1935.Oil on canvas The Kursk State Art Gallery named. after Aleksandr Deyneka

Картина была написана по впечатлениям от поездки в Рим в 1935 году, в основу композиции лег крохотный блокнотный набросок фигуры. Дейнека использовал кусок холста со слоем краски, возможно, часть нереализованной картины. Красно-коричневая стена - остатки этого изображения. Такой цвет можно заметить и в другим частях картины: он играет роль имприматуры (цветной тонировки поверхности грунта), что крайне редкий для Дейнеки прием.

Площадь Испании в Риме:

РИМ. ПЛОЩАДЬ ИСПАНИИ.1935.Бумага, акварель, белила Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.ROMA. PIAZZA DI SPAGNA.1935
Watercolour and whitewash on paper The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka
РИМ. ПЛОЩАДЬ ИСПАНИИ.1935.Бумага, акварель, белила Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.ROMA. PIAZZA DI SPAGNA.1935 Watercolour and whitewash on paper The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka


Заключительной страной в зарубежной командировке Дейнеки 1935 года стала Италия, «…Какой это город - Roma! - писал художник Серафиме Лычёвой. - Иди в любом направлении, и ты наткнешься на десятки восхитительных вещей… Всюду столько старого мрамора, всяких богов, замечательная архитектура…»
Дейнека не упускал случая поработать с натуры. Акварель как более «походная» техника по сравнению с маслом лучше всего подходила для фиксации архитектурного пейзажа в оригинальном освещении, где смелые срезы по краям напоминают мгновенный кадр, фотокарточку, которую привозят из поездки как воспоминание.

Красота и гармония - так называется раздел выставки, где собраны просто красивые натюрморты и сюжеты :

РОЗОВЫЕ ГЛАДИОЛУСЫ.1953.Холст, масло Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки.DINK SWORD LILIES.1953.Oil canvas.
The Kursk Stace Art Gal sry na after Aleksandr Deyneka
РОЗОВЫЕ ГЛАДИОЛУСЫ.1953.Холст, масло Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки.DINK SWORD LILIES.1953.Oil canvas. The Kursk Stace Art Gal sry na after Aleksandr Deyneka


Картина была написана на подмосковной даче в Подрезкове, в мастерской с огромными окнами, изготовленными по проекту Дейнеки. Здесь много пространства, утреннего света, еще прокладного и бодрящего. Включенные в композицию предметы интерьера фиксируют привычки и вкусы хозяина мастерской.

НАТУРЩИЦА.1936.Холст, масло Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.MODEL 1936.Oil on canvas The Kursk State Art Gallery
НАТУРЩИЦА.1936.Холст, масло Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.MODEL 1936.Oil on canvas The Kursk State Art Gallery

На картине изображена знаменитая московская натурщица Ида. Дейнека называл картину «Моя веласкезочка», Работа блистательно продолжает многовековое состязание художников на тему «лежащей Венеры». «Веласкезочка» - сравнение фривольное, но правомерное: художник пользуется той же пластической формулой, что и Веласкес в своей знаменитой работе «Венера с зеркалом», хранящейся в Музее Прадо.

Раздел Портреты современников художника предлагаю начать с его автопортрета :

Автопортрет.1948.Холст, масло Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки
SeLF-PORTRAIT.1948.Oil on canvas The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka
Автопортрет.1948.Холст, масло Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки SeLF-PORTRAIT.1948.Oil on canvas The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka

На момент написания портрета Дейнеке 50 лет. "Совсем не похож», отмечали современники. Портрет напоминает изображение на обложке модного американского журнала, где перед камерой позирует известный боксер или голливудский актер. И кажется, перед нами манифест - декларирование пусть не действительного, но желаемого здорового тела и духа. Однако, если соотнести написание картины с непростыми для Дейнеки годами, то это образ художника, стремящегося снова заявить с себе громко и отчетливо как о молодом, полном сил, готовом к работе и новым свершениям.

Портрет архитектора Тамары Милешиной:

Портрет архитектора  Тамары Милешиной.1948-1949, 1957.Холст, масло Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.PortraIT oF arCHitect TAMARA MILVOSHINA
1948-1949,1957
Портрет архитектора Тамары Милешиной.1948-1949, 1957.Холст, масло Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.PortraIT oF arCHitect TAMARA MILVOSHINA 1948-1949,1957

Тамара Васильевна Милёшина (1925-2024) родилась в Москве. В 1949 году окончила архитектурный институт и была направлен на работу в архитектурную мастерскую, где проектировали новое здание МГУ. Затем ее пригласили в «Моспроект», в мастерскую A.В. Власова, которая занималась развитием центра города с проектированием новых правительственных зданий. С Дейнекой Милёшина познакомилась осенью 1948 года на молодежном вечере в Центральном доме работников искусств, где художник обратил внимание на девушку, подходившую по типажу для картины, которую он тогда планировал написать. Она была создана довольно быстро, приблизительно за пять сеансов. По замыслу Дейнеки портрет должен был быть использован как типаж русской женщины для будущей картины на историческую тему. В 1967 году художник переписал полотно ужа без модели, частично измение цвет задника с серо-голубого на желтый.

ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА K.А. ВЯЛОВА. 1923.Холст, масло Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.PORTRAIT OF ARTIST KONSTANTIN VOLKOV
1923.Oil on canvas The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka
ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА K.А. ВЯЛОВА. 1923.Холст, масло Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.PORTRAIT OF ARTIST KONSTANTIN VOLKOV 1923.Oil on canvas The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka

Константин Александрович Вялов (1900-1976) - художник, друг Александра Дейнеки. К 1923 году Дейнека поучаствовал в нескольких выставках, получил приглашение работать в театре. В картине заметны отголоски кубизма: художник еще не пришел к созданию собственного узнаваемого стиля, лаконичного и выразительного живописного языка. Этот процесс завершится в 1925 году, когда вместе с Вяловым он станет организатором Общества станковистов.

Ниже условный портрет современной женщины.

Юный конструктор.1966.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея
YOUNG STRUCTURAL.1966.Oil on canvas State Tretyakov Gallery, Moscow
Юный конструктор.1966.Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея YOUNG STRUCTURAL.1966.Oil on canvas State Tretyakov Gallery, Moscow

Красивая девушка с решительным взглядом - такая не будет стоять у плиты и заглядывать в рот мужу . У нее амбиции , желание создать что то особенное. И рядом с ней должен быть такой же мужчина. Абсолютная настоящая эмансипированная особа. Это и подкупает, что не показное, а настоящее.

А вот в образах этих девушек , хотя тоже вроде бы занятых трудом, уже нельзя прочесть характеры:

НА ПРОСТОРАХ ПОДМОСКОВНЫХ СТРОЕК.1949.Холст, масло Государственная Третьяковская галерея.CONSTRUCTIONS IN.1949.Oil on canvas State Tretyakov Gallery, Moscow
НА ПРОСТОРАХ ПОДМОСКОВНЫХ СТРОЕК.1949.Холст, масло Государственная Третьяковская галерея.CONSTRUCTIONS IN.1949.Oil on canvas State Tretyakov Gallery, Moscow

Это картина как рассказ о событиях в стране в послевоенные годы. Строятся высотки в Москве, Подмосковье тоже не отстает.Не совсем понятно что строят, но видно что занято много женщин.

Следующая картина прямо в стиле компьютерной графики .

«КТО КОГО?».1932.Холст, масло Государственная Третьяковская галерея.WHO WILL WIN?"
1932.
«КТО КОГО?».1932.Холст, масло Государственная Третьяковская галерея.WHO WILL WIN?" 1932.

Здесь Дейнека экспериментирует с принципом фотомонтажа. Нынешний день представлен на фоне недавнего прошлого. Новые люди Страны Советов - рабочие, гордо шагающие на фоне заводов и новостроек. Они - победители. Но их достижения были бы невозможны, если бы не завоевания и достижения 1917, 1920, 1924 годов, которые вмонтированы в пространство картины как кадры-воспоминания. На платке, который держит в руках работница, указана дата создания картины.

Кроме производственной темы, Александр Дейнека любил и тему полета.Знаменитая его картина "Будущие летчики":

Будущие летчики.1938.Холст, масло Государственная Третьяковская галерея.FUTURC AIRMeN
1938.Oil on canvas State Tretyakov Gallery, Moscow
Будущие летчики.1938.Холст, масло Государственная Третьяковская галерея.FUTURC AIRMeN 1938.Oil on canvas State Tretyakov Gallery, Moscow

Дейнека восхищался авиацией, летал на аэроплане и самолета дружил с летчиками. В 1920-1930-е годы авиацией была увлечена вся страна, и художник пишет серию картин на эту тему: «Гидропланы», «Парашютист над морем» (обе - 1934), «В воздухе» (1937) - иллюстрирует книги про авиацию. После одной из поездок в Крым он создает программную картину «Будущие летчики», на которой трое мальчишек смотрят вслед улетающему за горизонт самолету, воображая себя пилотами и мечтая о будущем, светлом и радостном.

Немного похожая картина , но только с одним мечтателем:

Пионер.934.Холст, масло Дар автора. 1935 Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки.1934
Oil on canvas Donated by the artist in 1935 The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka
Пионер.934.Холст, масло Дар автора. 1935 Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки.1934 Oil on canvas Donated by the artist in 1935 The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka

Там море-здесь горы. На мой взгляд , последняя работа не такая острая - взгляд мальчика неопределенный, а вот на первой картине - мы точно понимаем, куда смотрят ребята.

Дейнека очень много делал рисунков для журналов, это и злободневная сатира в том числе:

Обучение на дому.1926.Рисунок для журнала «Безбожник у станка» (1926. № 8) Бумага, тушь Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.1926
Drawing for the magazine Bezbozhnik u Stanka (Atheish at the Workbench). 1926.
Обучение на дому.1926.Рисунок для журнала «Безбожник у станка» (1926. № 8) Бумага, тушь Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.1926 Drawing for the magazine Bezbozhnik u Stanka (Atheish at the Workbench). 1926.

Текст к рисунку в журнале: «Обучение на дому. Молись, деточка, дома. Только смотри запомни, когда придешь в пионерский отряд, не крестись. А то твоему папочке будут большие неприятности».

ИЗ РАЗНЫХ ПРОФСОЮЗОВ .ПРАВАЯ ЧАСТЬ КОМПОЗИЦИИ
1920.рисунок для журнала «Безбожник у станка» (1928, 8) Бумага, тушь, кисть, перо. Курская картинная  галерея имени А.А. Дейнеки
ИЗ РАЗНЫХ ПРОФСОЮЗОВ .ПРАВАЯ ЧАСТЬ КОМПОЗИЦИИ 1920.рисунок для журнала «Безбожник у станка» (1928, 8) Бумага, тушь, кисть, перо. Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки
Пионеры и бывшие.1926.Рисунок для журнала «Безбожник у станка» (1926. № 3) Бумага, тушь, белила Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки
Пионеры и бывшие.1926.Рисунок для журнала «Безбожник у станка» (1926. № 3) Бумага, тушь, белила Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки

Пионеры и бывшие.1926.Рисунок для журнала «Безбожник у станка» (1926. № 3) Бумага, тушь, белила Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки.

Нетрудовой элемент.«Tетя» .1929.Рисунок для журнала «Даешь». № 1. 1929 Бумага, тушь Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки
Нетрудовой элемент.«Tетя» .1929.Рисунок для журнала «Даешь». № 1. 1929 Бумага, тушь Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки

Эта карикатура - одна из иллюстраций к статье «Хлеб». Под рисунком в журнале стояла подпись: «Зря подходите, тетя: хлеба по книжке вы не возьмете». В статье обсуждается вопрос обеспечения населения хлебом. «Тетя», нетрудовой элемент, не имеет так называемой заборной книжки, выдававшейся для получения продуктов питания, в том числе хлеба, по низким ценам рабочим и служащим.

Совсем небольшой раздел представляет знакомит нас с Александром Дейнекой как с оформителем и дизайнером. Представлены два стула и эскизы к мозаикам в метро .

Стул.1940-x - нАчАЛО 1950-х.Дерматин, трафарет, роспись Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки
Стул.1940-x - нАчАЛО 1950-х.Дерматин, трафарет, роспись Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки

ПАРОВОЗ.1940-1941.Эскиз мозаичного плафона для станции метро «Павелецкая» Бумага. Тонированная, гуашь, белила Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки
STeAM Locomotive.1940-1941.Sketch for a mosaic plafond for the Paveletskaya metro station Gouache, whitewash on tinted paper A.A. The Kursk State Art Gallery name after Aleksandr Deyneka
ПАРОВОЗ.1940-1941.Эскиз мозаичного плафона для станции метро «Павелецкая» Бумага. Тонированная, гуашь, белила Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки STeAM Locomotive.1940-1941.Sketch for a mosaic plafond for the Paveletskaya metro station Gouache, whitewash on tinted paper A.A. The Kursk State Art Gallery name after Aleksandr Deyneka

Общей темой декоративного убранства станции метро «Павелецкая» была выбрана железнодорожная магистраль Москва - Донбасс. 14 восьмигранных мозаичных плафонов должны были создать ощущение движения по этому пути, смены картин, предстающих перед путешественником. Из-за войны мозаики не были установлены, а затем их смонтировали на станции метро «Новокузнецкая»по воле случая и одного из архитекторов станции И.Г. Таранова.

В статье я не использовала все картины и рисунки, представленные на выставке. Но я старалась дать канву выставки и осветить все разделы.

В конце несколько фото ( листайте галерею) нового корпуса Третьяковки на Кадашевской набережной, где и проходит выставка Александра Дейнеки. Я очень горжусь этим зданием и считаю, что одно из лучших музейных пространств, которое я видела.