Проект «Александр Дейнека. Гимн жизни» подготовлен Курской государственной картинной галереей совместно с Государственной Третьяковской галереей. На выставке представлено более 200 произведений живописи, графики и скульптуры, включая 20 работ из Третьяковской галереи. Сместив фокус в сторону работ из курского собрания, более камерных, порой приватных, кураторы хотели показать не столько «амбициозного, блестящего, непримиримого» выразителя «сознанья масс», как писали современники, сколько искреннего, всегда восхищенного жизнью художника, сумевшего «вырвать радость у грядущих дней». Представленные в залах произведения позволяют почувствовать присущие творчеству Александра Дейнеки энергию, ритм, темп, движение, восхититься мастерством и современностью его художественного языка.
НАЧАЛО ПУТИ
«Автопортрет в панаме» - одна из самых ранних работ, представленных на выставке. Цветовые сочетания присущи этюдам Дейнеки времен ученичества в Харьковском училище (1916-1917). В этой работе он еще находится под прямым влиянием новаторских поисков, характерных для русского искусства рубежа XIX-XX веков. Главным выразительным средством является цвет, а не рисунок. Мы видим цветовые плоскости, из которых лепится форма. Очевидно, что перед нами молодой художник, который хочет развиваться в русле современного ему искусства, но собственную творческую индивидуальность пока еще не проявляет.
Поначалу портрет не ассоциировался с Дейнекой. Поводом для атрибуции, помимо портретного сходства, стала найденная фотография Александра Дейнеки в панаме.
Эскизы театральных костюмов Дейнеки универсальны. Рабочий, Арап, Мефистофель - образы, возникающие в очень разных драматических произведениях первой четверти XX века: от «Царя Голода» Л.Н. Андреева до «Фауста и города» А.В. Луначарского. Персонажей в таких костюмах легко представить в виде гигантских фигур во время агитационных шествий в 1920-х.
ТЕМА СПОРТА.
В 1930-е годы в творчестве художника преобладала тема спорта. Он воспевал сильных, крепких телом и духом людей: «Мне, независимо ни от чего, нравится человек в широком жесте, человек в спортивном или рабочем движении, на большом дыхании».
Художник много времени проводил на стадионах, наблюдал за тренирующимися спортсменами, делал зарисовки. Работая над картиной «Футболист», Дейнека особую роль отводил композиции - неожиданной построенной на контрастах, неустойчивом равновесии и «парении». Это произведение стало непременным участником все крупных выставок. Уже в первые два года после создания работа экспонировалась на престижнейшей международной выставке 18-й Венецианской биеннале, затем в Варшаве и Копенгагене.
Александр Дейнека интересовался темой спорта еще с 1920-х, но только в 1940-х он обращается к скульптуре. Футболисты изображены в пластических традициях древнеегипетского рельефа - композиционно ясного, с силуэтами, но статичного. Интересно, что именно эти особенности древнего искусства современный художник Дейнека использует и преобразует, чтобы показать своих героев не просто в движении, а в прыжке.
Картина Эстафета была написана почти сразу после окончания Великой Отечественной чественной войны, в 1947 году. Дейнека в то время жил в Москве на улице Чайковского (ныне Новинский бульвар) и имел возможность наблюдать за состязаниями в беге, проходившими на Садовом кольце.
По уже сложившейся традиции художник сначала сделал серию натурных зарисовок, а затем приступил к работе над большой картиной. В своих воспоминаниях он писал: «Я работал над ней с особым удовольствием. Это событие связано с Москвой. И впервые для меня тема спорта решена среди архитектуры Москвы… За эти годы Москва очень сильно изменилась. Появились высотные здания, новые дома. И в какой-то степени она [картина) стала исторической». Я люблю погружаться в большие картины, это просто: надо идти совсем рядом с картиной , идти медленно. И ты становишься участником разворачивающегося действия. Этот способ я подсмотрела у одной дамы -искусствоведа . И с тех пор практикую по возможности. В этот раз сделала видео моего прохода.
В 1928 году в Москве открылся Парк культуры и отдыха, а в 1929 году было принято решение о строительстве на его территории звукового кинотеатра. В 1934-м году Дейнека подписал договор с ЦПКиО имени M. Горького о том, что «берет на себя выполнение эскизов и наблюдение за выполнением двух фресок способом цветной мраморной крошки на фасадах Звукового кино…» 6 августа 1934 года кинотеатр открыли.
К сожалению, здание было разрушено в 1942-м попавшей в него бомбой, и фрески были утрачены. В сохранившихся живописных эскизах Дейнека стремится к достижению матовой поверхности, чтобы живопись была похожа на фреску. Это сходство настолько сильное, что станковая картина превращается в монументальную композицию.
Еще одна работа Александра Дейнеки, которая не сохранилась .По эскизу художника был расписан плафон ( центральная часть купола) павильона «Дальний Восток» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
Темой росписи плафона в зале Бурят-Монголии стал лыжный переход, который совершили пять бурятских комсомолок-спортсменок. Стартовав на площади Революции в Улан-Удэ 21 октября 1936-го, они финишировали 6 марта 1937 года на московском стадионе «Динамо», пройдя за 95 дней 6 065 километров
Дейнека остался доволен итогом работы: «Вначале тема мне показалась легкой для исполнения в плафоне, но потребовало множество неудачных проб, пока наконец все не расставилось по местам, и образ получил жизненность и убедительность.Удача этого плафона целиком в композиционной завязке...У меня легко разместились в одном кругу беспредельные просторы Бурятской г республики и в другом - элементы московского пейзажа .В эллипсе я показал бегущих лыжниц, первые из которых видят башни Кремля.
После войны павильон «Дальний Восток» не сохранился.
На выставке я узнала, что и один из моих любимых театров-Российской армии- тоже украшен по рисункам Дейнеки:
В следующий раз, когда пойду в этот театр, обязательно найду и сфотографирую.
Вернемся к лыжникам, но теперь уже в технике мозаики. Издалека смотрится как картина или эскиз, и я не понимала, отчего там толпятся люди подолгу.
Когда подошла поближе , то увидела, что это панно ( оно небольшого формата), выполнено в технике флорентийской мозаики: из кусочков разноцветного мрамора. Искусно подобранные , они превращаются в разноцветный узор на вязанных варежках лыжников или бегущих оленей на свитере.
Небольшая часть выставки рассказывает о родном городе Дейнеки-Курске.
Портрет матери с сестрой притягивает взгляд.
Мать и сестра художника изображены на ступенях их дома в Курске. «2-х этажный дом Ушаковой, улица Белевцевская, дом 34, 2-й этаж, квартира 5», где семья много лет снимала квартиру. Дом не сохранился. Основой для этой картины-воспоминания послужила старая черно-белая фотография 1935 или 1938 года. Приятно, что не забыты и хвостатые члены семьи.И курские яблоки тоже.
Пейзажи мне напомнили левитановские работы - возможно , что это просто оммаж (посвящение) великому пейзажисту:
Стремление к идеалу, поиски лучшего результата, неуспокоенность, неудовлетворенность сделанным толкали Дейнеку на эксперименты с композицией, что впоследствии приводило к отрезанию части картины или переписыванию крупных фрагментов. Так, в пейзаже со стогом автором был задуман другой композиционный прием: передний план составляли крупные силуэты деревьев, вертикали их стволов должны были рождать активный ритм. Но в процессе работы художник отказался от такого контраста, убрал деревья, сосредоточившись на изображении далей, отчего картина стала напоминать известный пейзаж Исаака Левитана «Сумерки, Стога»
А вот там, где в пейзажах есть люди , коровы- они получились правдивыми.Мне особенно запал в душу этот. Я люблю зеркальность водоемов в живописи, от этого картина приобретает символизм, закадровый смысл, расширяет наш мир.
Несмотря на простоту сюжета, картина не кажется банально Интересно написана вода в реке: можно подумать, что она стоит, но, присмотревшись, понимаешь, что она движется справа направо. Дейнека часто экспериментировал с так называемой открытой композицией. В первоначальном варианте коровы на пейзаже «выходили из картины» еще более стремительно, пока автор ственноручно не уменьшил подрамник и не завернул два са метра живописи слева. Но и в этом варианте зрителя не покидает ощущение фотокадра, где на кнопку спуска затвора нажали с пятисекундным опозданием.
Из курской серии мне еще понравился букет:
Эту работу хочется рассматривать. Половина ее темная , даже можно сказать грязноватая , как оголившаяся осенью пашня. Но зато другая половина голубеет чистым небом.
Раздел картин , связанных с детством. Мне всегда интересно: как кураторы решат объединяют картины в разделы , ведь это очень непросто. Иногда это делают в хронологическом порядке , но не всегда удается. А иногда по темам , как вот на этой. Выстроить логистику посетителей так, чтобы у нас с вами создалось целостное представление - эта задача бывает крайне сложной. В данном случае, на мой взгляд, она решена . Мы переходим из одной части в другую и понимаем- вот картины о спорте, вот о детстве, вот об авиации и пр. И неважно, в какое время они написаны художником.
Перед каждым разделом небольшой эпиграф - слова Дейнеки.
МИР ДЕТСТВА
"Сколько я себя помню, я всегда рисовал; мои детские впечатления и наблюдения я старался передать в рисунках… рисование оказалось моей самой продолжительной страстью, и поныне я продолжаю рисовать, хотя, как мне кажется, без былого восторга и слишком умозрительно".
Александр Дейнека.
Одна из самых знаменитых картин Дейнеки- В Севастополе.
За счет освещенности , работая со свето-тенью,художник точно передает зенитное южное солнце. Все здесь пронизано негой и счастьем, когда можно в любой момент погрузиться в море. Если я не ошибаюсь- на переднем плане жена и сын Дейнеки. Ведь они всегда рядом .
Спящий ребенок с васильками.
Трогательно , нежно.
Интересная акварель - зарядка детей,наверное в детском саду. За окнами зима, а ребята в большом светлом зале под рояль выполняют упражнения.
Гладя на нее , хочется сразу заняться гимнастикой или чем -нибудь подобным , настолько все вкусно подано.
Дейнека много иллюстрировал детские журналы. На выставке одна стена посвящена этим рисункам.Я выбрала два:
Здесь изображена Красная площадь как будто с самолета .Мне как экскурсоводу всегда интересны виды Москвы .И даже не глядя на дату рисунка, я могу сказать, что это до 1931 года : еще не снесены Воскресенские ворота.
А здесь грустная девочка у окна:
«Девочка у окна» - графический лист, созданный художником вслед за иллюстрацией к книге Н.Н. Асеева «Кутерьма». Все рисунки в ней выполнены белилами на черной бумаге. Такая техника создавала своеобразный эффект «негатива». В «Кутерьме» рассказывается о том, как зимней ночью в городе погас свет и жизнь замерла, пока не пришли монтеры и не починили систему электроснабжения. Девочка (о которой в книге нет ни слова) стоит у окна и смотрит на покрытый инеем сквер. Впервые героиней Дейнеки становится не работница, не натурщица, не нэпманша и не пионерка. Это просто девочка. Мастер разворачивается спиной к зрителю, погружая в необычное для большинства его персонажей состояние созерцания.
Александр Дейнека путешествовал, организаторы выставки выделили картины и рисунки , сделанные в путешествиях:
Париж.
Во Франции Дейнека бывал дважды - в 1935-м и весной 1961 года. В поездках художник делал множество пейзажных и жанровых зарисовок. Вот что он писал в 1961-м, сравнивая свое впечатление от Парижа в 1935 году: «В нем заиграли новые локальные краски реклам, одежд, машин. В этой новой гамме Парижа отражена большая роль художников: Пикассо, Леже, Люрса и других, много работавших над декором архитектуры, влиявших на силуэт и тональность одежды людей».
Италия.
Картина была написана по впечатлениям от поездки в Рим в 1935 году, в основу композиции лег крохотный блокнотный набросок фигуры. Дейнека использовал кусок холста со слоем краски, возможно, часть нереализованной картины. Красно-коричневая стена - остатки этого изображения. Такой цвет можно заметить и в другим частях картины: он играет роль имприматуры (цветной тонировки поверхности грунта), что крайне редкий для Дейнеки прием.
Площадь Испании в Риме:
Заключительной страной в зарубежной командировке Дейнеки 1935 года стала Италия, «…Какой это город - Roma! - писал художник Серафиме Лычёвой. - Иди в любом направлении, и ты наткнешься на десятки восхитительных вещей… Всюду столько старого мрамора, всяких богов, замечательная архитектура…»
Дейнека не упускал случая поработать с натуры. Акварель как более «походная» техника по сравнению с маслом лучше всего подходила для фиксации архитектурного пейзажа в оригинальном освещении, где смелые срезы по краям напоминают мгновенный кадр, фотокарточку, которую привозят из поездки как воспоминание.
Красота и гармония - так называется раздел выставки, где собраны просто красивые натюрморты и сюжеты :
Картина была написана на подмосковной даче в Подрезкове, в мастерской с огромными окнами, изготовленными по проекту Дейнеки. Здесь много пространства, утреннего света, еще прокладного и бодрящего. Включенные в композицию предметы интерьера фиксируют привычки и вкусы хозяина мастерской.
На картине изображена знаменитая московская натурщица Ида. Дейнека называл картину «Моя веласкезочка», Работа блистательно продолжает многовековое состязание художников на тему «лежащей Венеры». «Веласкезочка» - сравнение фривольное, но правомерное: художник пользуется той же пластической формулой, что и Веласкес в своей знаменитой работе «Венера с зеркалом», хранящейся в Музее Прадо.
Раздел Портреты современников художника предлагаю начать с его автопортрета :
На момент написания портрета Дейнеке 50 лет. "Совсем не похож», отмечали современники. Портрет напоминает изображение на обложке модного американского журнала, где перед камерой позирует известный боксер или голливудский актер. И кажется, перед нами манифест - декларирование пусть не действительного, но желаемого здорового тела и духа. Однако, если соотнести написание картины с непростыми для Дейнеки годами, то это образ художника, стремящегося снова заявить с себе громко и отчетливо как о молодом, полном сил, готовом к работе и новым свершениям.
Портрет архитектора Тамары Милешиной:
Тамара Васильевна Милёшина (1925-2024) родилась в Москве. В 1949 году окончила архитектурный институт и была направлен на работу в архитектурную мастерскую, где проектировали новое здание МГУ. Затем ее пригласили в «Моспроект», в мастерскую A.В. Власова, которая занималась развитием центра города с проектированием новых правительственных зданий. С Дейнекой Милёшина познакомилась осенью 1948 года на молодежном вечере в Центральном доме работников искусств, где художник обратил внимание на девушку, подходившую по типажу для картины, которую он тогда планировал написать. Она была создана довольно быстро, приблизительно за пять сеансов. По замыслу Дейнеки портрет должен был быть использован как типаж русской женщины для будущей картины на историческую тему. В 1967 году художник переписал полотно ужа без модели, частично измение цвет задника с серо-голубого на желтый.
Константин Александрович Вялов (1900-1976) - художник, друг Александра Дейнеки. К 1923 году Дейнека поучаствовал в нескольких выставках, получил приглашение работать в театре. В картине заметны отголоски кубизма: художник еще не пришел к созданию собственного узнаваемого стиля, лаконичного и выразительного живописного языка. Этот процесс завершится в 1925 году, когда вместе с Вяловым он станет организатором Общества станковистов.
Ниже условный портрет современной женщины.
Красивая девушка с решительным взглядом - такая не будет стоять у плиты и заглядывать в рот мужу . У нее амбиции , желание создать что то особенное. И рядом с ней должен быть такой же мужчина. Абсолютная настоящая эмансипированная особа. Это и подкупает, что не показное, а настоящее.
А вот в образах этих девушек , хотя тоже вроде бы занятых трудом, уже нельзя прочесть характеры:
Это картина как рассказ о событиях в стране в послевоенные годы. Строятся высотки в Москве, Подмосковье тоже не отстает.Не совсем понятно что строят, но видно что занято много женщин.
Следующая картина прямо в стиле компьютерной графики .
Здесь Дейнека экспериментирует с принципом фотомонтажа. Нынешний день представлен на фоне недавнего прошлого. Новые люди Страны Советов - рабочие, гордо шагающие на фоне заводов и новостроек. Они - победители. Но их достижения были бы невозможны, если бы не завоевания и достижения 1917, 1920, 1924 годов, которые вмонтированы в пространство картины как кадры-воспоминания. На платке, который держит в руках работница, указана дата создания картины.
Кроме производственной темы, Александр Дейнека любил и тему полета.Знаменитая его картина "Будущие летчики":
Дейнека восхищался авиацией, летал на аэроплане и самолета дружил с летчиками. В 1920-1930-е годы авиацией была увлечена вся страна, и художник пишет серию картин на эту тему: «Гидропланы», «Парашютист над морем» (обе - 1934), «В воздухе» (1937) - иллюстрирует книги про авиацию. После одной из поездок в Крым он создает программную картину «Будущие летчики», на которой трое мальчишек смотрят вслед улетающему за горизонт самолету, воображая себя пилотами и мечтая о будущем, светлом и радостном.
Немного похожая картина , но только с одним мечтателем:
Там море-здесь горы. На мой взгляд , последняя работа не такая острая - взгляд мальчика неопределенный, а вот на первой картине - мы точно понимаем, куда смотрят ребята.
Дейнека очень много делал рисунков для журналов, это и злободневная сатира в том числе:
Текст к рисунку в журнале: «Обучение на дому. Молись, деточка, дома. Только смотри запомни, когда придешь в пионерский отряд, не крестись. А то твоему папочке будут большие неприятности».
Пионеры и бывшие.1926.Рисунок для журнала «Безбожник у станка» (1926. № 3) Бумага, тушь, белила Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки.
Эта карикатура - одна из иллюстраций к статье «Хлеб». Под рисунком в журнале стояла подпись: «Зря подходите, тетя: хлеба по книжке вы не возьмете». В статье обсуждается вопрос обеспечения населения хлебом. «Тетя», нетрудовой элемент, не имеет так называемой заборной книжки, выдававшейся для получения продуктов питания, в том числе хлеба, по низким ценам рабочим и служащим.
Совсем небольшой раздел представляет знакомит нас с Александром Дейнекой как с оформителем и дизайнером. Представлены два стула и эскизы к мозаикам в метро .
Общей темой декоративного убранства станции метро «Павелецкая» была выбрана железнодорожная магистраль Москва - Донбасс. 14 восьмигранных мозаичных плафонов должны были создать ощущение движения по этому пути, смены картин, предстающих перед путешественником. Из-за войны мозаики не были установлены, а затем их смонтировали на станции метро «Новокузнецкая»по воле случая и одного из архитекторов станции И.Г. Таранова.
В статье я не использовала все картины и рисунки, представленные на выставке. Но я старалась дать канву выставки и осветить все разделы.
В конце несколько фото ( листайте галерею) нового корпуса Третьяковки на Кадашевской набережной, где и проходит выставка Александра Дейнеки. Я очень горжусь этим зданием и считаю, что одно из лучших музейных пространств, которое я видела.