В последние годы Министерство образования так и сыплет на наши головы новшества в виде новых проектов, законов, идей. Цель их - сделать обучение более эффективным: качественным, доступным, комфортным.
Получится? Точно не знаем. Но попробуем порассуждать на эту тему, опираясь на логику и многолетний опыт истории. И на этой основе спрогнозируем результаты и наметим возможный план действий для родителей и педагогов.
Так как я учитель начальной школы, то, конечно, в первую очередь меня интересуют те нововведения, которые напрямую влияют на обучение младших школьников (1-4 класс). К тому же я уверена (и думаю, что справедливо уверена), что начальная школа - это основа, фундамент для всех дальнейших ступеней обучения. А значит, то, что будет происходить в начальной школе, должно волновать ВСЕХ родителей и педагогов.
Единые Программы
Плюсы
Что касается единых Программ, то мне, как педагогу и родителю, это нововведение нравится.
Ко мне, как репетитору, приходит много детей. И почти у всех разные Программы. И получается, например, что одни ученики только изучают тему "Площадь", а другие в таком же классе, но с другой Программой уже прошли эту тему в прошлом году.
Или вот ещё пример. Родители моего ученика захотели перевести сына в другой класс с более сильной математикой. По русскому языку учебники были одинаковые. Но учительница нового класса давала детям дополнительные знания по этому предмету по другим Программам (в виде заданий на карточках). В результате мой ученик вынужден был усиленно догонять своих новых одноклассников, так как с начала учебного года прошло уже более половины времени.
Единство Программ во всех школах важно для детей, которые находятся на семейном обучении, потому что в конце каждого учебного года они проходят промежуточную аттестацию на онлайн-платформах или в государственных школах. Если Программы будут одинаковыми, то и выбор школы или онлайн-платформы для аттестации тоже будет неважен.
Минусы
Вопрос о единстве Программ поднимается уже давно. Но воз, как мы видим, "и ныне там". И объективных причин тому несколько:
Во-первых, а какую Программу выбрать? Сейчас в большинстве школ в начальных классах дети обучаются по Программе "Школа России". На мой взгляд это очень слабая Программа, рассчитанная на "среднего ученика". Поэтому частные школы и гимназические классы на базе государственных школ в основном выбирают Программы посильнее, так как есть запрос родителей на более высокий уровень обучения.
Во-вторых, даже если и будут насильственно в одностороннем порядке введены Единые Программы, то проследить за всеми учителями и отдельными классами в школах, по каким учебным материалам они проводят уроки, невозможно. На родителей здесь полагаться тоже особо не приходится, ведь, как я уже сказала, запросы на обучение детей у всех разные.
В-третьих, какую бы Программу не выбрали, невозможно обеспечить рост успеваемости и развития большинства учеников в классах, где учатся 30 - 40 детей, по любой из современных Программ начальной школы.
Вывод
Идея хорошая, но в реалиях современной школы неосуществимая.
Единое расписание
Это нововведение вызвало большое количество обсуждений, причём негативных, среди педагогов. Конечно, же никто не будет заставлять школы проводить конкретные уроки в конкретный день и в конкретное время. Это просто физически сделать невозможно (и в первую очередь, из-за нехватки учителей в школах). Речь идёт скорее всего о количестве часов в неделю по каждому предмету и о дополнительных занятиях после уроков.
Плюсы
Если брать начальную школу, то в расписании ничего не поменялось: не добавились новые дисциплины, не увеличилось количество часов по предметам.
Минусы
С основными уроками всё ясно. Но опять непонятно, что делать с внеурочными занятиями в школе. В законе об образовании как-то расплывчато об этом написано: ребёнок обязан посещать внеурочные занятия, которые входят в федеральный перечень обязательных образовательных дисциплин и которые конкретная школа своим локальным актом выбрала как обязательные для посещения. Но в то же время ребёнок может сам выбрать, какие дополнительные занятия в школе он будет посещать. Время посещения таких занятий не должно превышать 10 часов в неделю.
Что видим на практике? Школа не приветствует отказ от дополнительных занятий, так как она за это получает деньги от государства и отчитывается перед Департаментом образования. Однако, отказаться можно, если, например, ребёнок уже посещает какую-то секцию, кружок за пределами школы. В этом случае школа может потребовать справку, подтверждающую эту информацию.
В общем, вроде как обязан, но можно не посещать. Всё будет зависеть от конкретной школы, в которую ходит ребёнок.
Вывод
Новые законы никак не повлияли ни на количество уроков в начальной школе, ни на время обязательного пребывания ребёнка в школе.
Привлечение онлайн-ресурсов
Эта тенденция началась не вчера и продолжается до сих пор. Сюда относятся: просмотр онлайн-уроков на различных платформах (например, ЯКласс), выполнение заданий на онлайн-ресурсах (например, Учи.ру), участие в онлайн-олимпиадах.
Плюсы
Я не против использования на уроках в начальной школе учебных фильмов. Но только в случае, если после такого просмотра ведётся большая устная и письменная проработка услышанного материала. Иначе это будет очередной попыткой временного привлечения внимания ребёнка к обучению. Не более того!
Минусы
Моё мнение: абсолютно все онлайн-ресурсы являются лишь средством привлечения ребёнка к обучению. Они никак не могут заменить личное взаимодействие ученика и учителя в настоящем моменте времени. А именно в этом взаимодействии и состоит суть обучения. И для младших школьников это особенно важно.
Вывод
Привлечение онлайн-ресурсов будет оправдано при надлежащей работе с ними. Иначе мы получим уставших от школьных занятий учеников, зависимость от интернета и по-прежнему невысокую успеваемость.
Что делать родителям?
Тут всё зависит от первоочередной задачи, которую родители ставят перед собой.
Если вам нужно, чтобы ребёнок не болтался на улице и не сидел целый день за компьютерными играми, то для вас ничего не поменялось. Всё идёт по плану!
Если же приоритетной задачей для вас является уровень образования ребёнка, то тут по-прежнему надо брать всё в свои руки. И, слава Богу, выбор у вас есть.
Мой совет: ищите хорошего учителя (правда, тут важно определиться с критериями).
А как вы думаете, поменяется ли что-нибудь в образовании в связи с новыми законами или нет? И что можно посоветовать родителям? Поделитесь в комментариях.