Найти в Дзене

Приводнение в Венеции

Всем привет! Сегодня день Ивана Купалы и самое время поговорить об архитектуре около воды или на воде. Кто первый раз у меня в блоге - я руководитель строительной компании, строю индивидуальные дома, мне эта тема интересна, о ней и пишу. Самый известный и самый удивительный город на воде - это Венеция. Присмотритесь - с высоты хорошо видно, что главная улица - это канал, а проулки - это протоки. На многих "водных улицах" нет тротуара. Чтобы попасть из дома в дом, нужно иметь лодку или воспользоваться водным такси или трамвайчиком. На туристов это должно производить впечатление. На меня производит тоже, но вот по какой причине. Я строю дома всю жизнь: кирпичи стены, как бы плотно они не прилегали друг другу, всегда имеют зазоры на раствор, и если есть источник сырости, то влага должна, обязана как по капилярам кровеносной системы, подниматься все выше и выше - дома по логике обязаны отсыревать, а фундамент, какой бы прочности он ни был, со временем обязан гнить. Но Венеция - припахив
Оглавление

Всем привет! Сегодня день Ивана Купалы и самое время поговорить об архитектуре около воды или на воде. Кто первый раз у меня в блоге - я руководитель строительной компании, строю индивидуальные дома, мне эта тема интересна, о ней и пишу.

Самый известный и самый удивительный город на воде - это Венеция.

Присмотритесь - с высоты хорошо видно, что главная улица - это канал, а проулки - это протоки. На многих "водных улицах" нет тротуара. Чтобы попасть из дома в дом, нужно иметь лодку или воспользоваться водным такси или трамвайчиком.

-2

На туристов это должно производить впечатление. На меня производит тоже, но вот по какой причине. Я строю дома всю жизнь: кирпичи стены, как бы плотно они не прилегали друг другу, всегда имеют зазоры на раствор, и если есть источник сырости, то влага должна, обязана как по капилярам кровеносной системы, подниматься все выше и выше - дома по логике обязаны отсыревать, а фундамент, какой бы прочности он ни был, со временем обязан гнить. Но Венеция - припахивает, конечно, местами портится, однако стоит веками.
Я много раз бывал в городах близ воды. Например, а Амстердаме, делал пробежку утром, вот такие виды:

-3

В Нидерландах любят строить дорогие жилые комплексы у воды. В таком бывал - вокруг дорожки и поля, можно кататься на велосипеде, а можно выйти из дома с удочкой и рыбу ловить. Ниже - комплекс "Гольф-клуб" в Хертогенбоссе.

-4

А вот так выглядят дома у пролива Босфор.

-5

Вроде все тоже, да не тоже. Между водой и домами есть набережная, фундаменты домов у воды хорошо изолированы.

Но в Венеции дома стоят прямо в воде. И не гниют. Удивительно. Вот что по этому поводу узнал.

Секрет № 1

Для свай брали только такие сорта дерева, которые имеют обильную природную смолу и особое строение древесины, твердеющей от намокания. Это сибирская лиственница (импортировали из наших российских лесов), на ее сваях, негниющих и стоит город. Местами фундамент выполнен из влагоустойчивых сортов местного дуба, вяза, бука и своей лиственницы.
Про русскую лиственницу пишет Христофор Тентори в 12 томной истории Венеции. В частности, он указывает, что для фундаментов в Венецию прибыл
груз из 400 тысяч "пермских карагаев", имеется в виду высокосмолянистая лиственница. Так как сам я родился в Перми, почему-то этот факт воспринял с улыбкой, поучаствовали, значит, наши предки в создании венецианской красоты.
Прикидывая объемы необходимых свай, думаю, этот груз был "каплей в море" из того объема древесины, которая требовалась для постройки, и так как лиственница прекрасно растет в Северной Италии, на отрогах Альп, считаю, пользовались итальянцы своей, отечественной.

-6
-7

Обратите внимание - сваи вбивают в жидковатый ил.

Секрет № 2

Наверняка вы слышали, что под Новгородом нашли первые берестяные грамоты, которые обязаны были бы сгнить со временем. Но илистые отложения так плотно охватывали исторические артефакты, что к ним не поступало ничуточки кислорода, - это и обеспечило сохранность предметов.

В Венеции нечто похожее. Смотрите, сваи забивают в болтушку из грязи. Она тяжелая, илистая, и сразу плотно обхватывает дерево. Таковы почвы Венецианской лагуны, они не позволяют дереву гнить!

-8

Территория будущей застройки сначала укреплялась деревянными култышками с заостренными концом. Дерево легко уходило в глинистую почву - ее называют "каранто". Это примерно 10 метров ниже уровня самой лагуны, так что для защиты от воды делали отсыпные гребни. Затем далее укрепляли почву набиванием свай. Если случалось так, что слой ила был глубже длины бревен, делали несколько слоев: на те сваи, что оказались утопленными в каранто, набивались новые и много раз слои выравнивались.

Секрет № 3

И это не все! Венецианцы придумали технологию забивания свай с расчетом распределения веса здания. Для некоторых конструкций применялись обычный строй свай - они стояли, как солдаты на плацу. Но для тяжелых зданий сначала готовили периметр из толстых свай, а затем от стенок к центру спиралевидным образом вбивали сваи. Так выглядит фундамент колокольни Сан-Марко в центре Венеции, и для моста Риальто, который строили между 1572 и 1592 годами, забито порядка 11 тысяч свай. Сваи ограничивали балками, пустые пространства между сваями засыпали каменным щебнем, речным песком добиваясь максимального сцепления компонентов.
Далее на эту грандиозную подушку клали настилали два перекрещенных слоя толстых досок из лиственницы. И только потом на этот защищенное место клали истрийский камень и кирпич.

-9

Секрет № 4

Венеция кажется построенной в едином стиле. Обеспечивает восприятие города как единого целого, ансамбля истрийский камень. Его неверно называют мрамором. На самом деле, это разновидность известняка с низкой пористостью, то есть материала устойчивого к проницанию влаги.

Этот тип водонепроницаемого камня добывали в Истрии и Далмации. Он легко обрабатывается, и в античности (как и в последующие времена) был излюбленным материалом архитекторов. Вода для истрийского камня - родная стихия. Он является осадочной породой, сложенной из кальцинированных панцирей и раковин морских животных. Такой специфический материал природа создавала на протяжении миллионов лет.
Новые дома из истрийского камня белесые с легким желтым или зеленоватым оттенком. Старея, камень становится благородно-серым и отлично смотрится в альянсе с цветными камнями и кирпичом. Вот как выглядит выветренный истрийский камень в Венеции.

-10

Около 80% венецианских зданий и мостов были построены, украшены или покрыты известняком, поступавшим из карьеров, расположенных на полуострове Истрия.

Секрет № 5

Еще один секрет градостроения Венеции заключается в том, что знания возведены здесь по сложной траектории, хотя "набивной город" мог бы быть четким, построенным как по линеечке.

-11

Почему получилось иначе? Представьте Венецию изначальную. "Здесь будет город заложен!". Лагуна Адриатического моря, острова (на 118 стоит город!), болотца, ручьи между ними, реки, протоки.
Какие-то острова годились для постройки, какие-то болотца между ними можно было укрепить сваями. Но где-то протекали воды - "каналы", так их называют. И укреплять эти места значило спорить с морем. В ложе канала вода жила по своим морским правилам: постоянно проходил размыв песка из-за движения приливов. Эти участки города не застраивали, укрепленные и обросшие со временем домами, стали смотреть окнами на естественные каналы, это своего рода проспекты города, как, к примеру Гранд Канал.

-12

Другие каналы уже "ручной работы" проложили как улицы для удобства передвижения.

Самое удивительное, в современном итальянском языке слово fondamenta считается подземной частью зданий, а в Венеции это же слово обозначает улицу, расположенную вдоль края канала. То есть укрепленную фундаментами.