Найти в Дзене

Измена не убила меня, но оставила без воздуха: как перестать быть удобной, вынести предательство и вернуться к жизни с нуля

Оглавление

Продолжение

Начало читать 👇

Время потеряло структуру. Ночь прошла мимо — я проснулась будто сломанная. 

Вадим уже на кухне, лицо скукожено после бессонницы. Я наливаю воду в чайник. Если не двигаться — можно исчезнуть.

— Доброе утро, — не смотря друг на друга. 

— … 

— Кофе будешь?

Кивает.

Новая жизнь
Новая жизнь

Он как тень на пороге. Странно: ещё вчера мне хотелось, чтобы он не задерживался на работе, а теперь кажется — любая его секунда в этой квартире жжёт кожу. 

Пью холодный кофе, не замечая вкуса.

Он хватает рюкзак, выходит, закрывает дверь слишком осторожно — как будто боится потревожить мой сон, только мой сон давно кончился.

Я просто сижу на кухне, прижимая к груди локти. За окном мокрый март, окна потеют от разницы температур, а внутри меня пусто.

Часть меня кричит: “Алиса, это конец. Собирайся, уходи!” Другая — уговаривает: “Ну вдруг это и правда ничего не значит? Это ведь просто тело, не душа!..”

Я проваливаюсь в эту неопределённость — бесконечно, медленно, как в многосерийном сне.

Выхожу на балкон, присаживаюсь на старое кресло с потертым подлокотником. 

Пишу Лене: “Ты занята?” 

Через пять минут — звонок.

— Алиса, что опять? 

— Лена… 

Замолкаю. Как это вообще произносить? 

— Ты плакала? 

— Нет. То есть да… 

— Орать надо в таких случаях, а не плакать! — голос строгий, но в нём больше тепла, чем за всё утро с Вадимом.

Я молчу. 

— Что случилось? Честно. 

— Он изменил. 

Долгая пауза. 

— Сволочь… 

— Он сказал “случайно”. 

— О, это их любимое… Чё ты там теперь, чемодан собираешь? 

— Не знаю. Просто сижу. Ничего не чувствую, Лена.

— Я бы… разнесла всё к чёртовой матери. Но ты ж у нас сильная, да?

— Нет. Я не сильная. Я просто… не знаю, как уходят.

Плачу в трубку. Лена молчит, только потом тихо: 

— Тебе не надо быть чудом для него. Даже если очень страшно без него. 

— Лена… а если не смогу одна? 

— Сможешь, дура.

Я хожу по квартире, как по чужому музею. Открываю шкафы — всё его: свитера, носки, запах одеколона. 

Ставлю пельмени на плиту, потом убираю — не могу заставить себя поесть.

Раз десять беру телефон, чтобы позвонить маме, но не знаю, с чего начать: “Привет, мама, твоя дочка — теперь одна?” 

Нет. Молчу.

Вечером сама звонит мама. Я сбрасываю, потом перезваниваю:

— Алиса, ты куда пропала? 

— Всё нормально, мам. Просто работаю. 

— И Вадим твой пропал что ли? На днях писал смс, что скучает по пирогу. 

— Мама… 

Я срываюсь. Начинаю рыдать, словно девочка.

— Эй-эй… Что такое, солнышко? Он тебе что, сделал что-то? 

— Он… изменил. 

— Ох… 

Пауза. 

— Прости, что мама твоя не дожалела, не научила. Но слушай: ты себе важнее. 

— Мам, а если я его люблю? 

— Любить — не значит стирать себя. Любовь — это не привычка. Ты сама у себя одна, доченька. Не бойся быть вне пары.

Я плачу на кухне в четвертый раз за день, но в душе появляется лёгкая холодная уверенность.

— Уйти страшно. 

— Останешься — будет страшней.

Первые дни после “того разговора” идут как в тумане. Я не рассказываю на работе — просто больше часа сижу в туалете, выключив свет.

Вадим вечерами приходит пораньше. 

Смотрит на меня, хочет поговорить.

— Лис… 

— Да? 

— Можешь кричать, можешь бить меня. Я виноват. 

— Я не умею.

— Я не буду больше, правда. Давай, может быть… 

— Вадим, а зачем мне быть с человеком, который выбрал не меня? 

— Я дурак. Я не знаю, что на меня нашло. Прости… 

— Ты прости, что я не прощаю.

Он уходит в спальню, хлопает дверью, а я остаюсь — как призрак, который давно не живёт в этом доме.

— Ты как? 

— Никто не умер, значит — нормально. 

— Держись. Не пиши ему сама. 

— Я не пишу. 

— Я знаю, как ты будешь делать. Ты будешь любить его, нравиться ему, прощать за всё. 

— Не буду… 

— Алиса, держись за себя. Можно плакать, можно ругаться — только не исчезай.

На работе коллеги не замечают перемен. Я по привычке смеюсь над глупыми мемами. 

Вадим пишет днем: 

Вадим: «Лис, может начнем сначала? Не хочу тебя терять.» 

Я не отвечаю.

Вечером беру ванну — ставлю воду погорячее, чтобы не думать. Читаю книгу, но не вижу текста. Листаю переписку — мы с Вадимом когда-то спорили, кто круче: Джейн Остин или Брэдбери. Теперь все кажется бурой тряпкой.

Мама присылает фото печёных пирогов и пишет: 

“Жду тебя. Если надо — всегда есть диван.”

Я хочу всего: и забыть, и восстановить, и исчезнуть, и быть кем угодно, только не собой в этом моменте.

Неделя после признания напоминает затяжной октябрь — будто листопад внутри квартиры, где даже воздух липкий, и хочется вечно проветривать. 

Я хожу между комнатами, собирая в кучу чужие чашки, кружки, носки — мелочи, которыми недавно была будничная любовь.

Уже не жду звонка или ласки, не ловлю взгляд Вадима за ужином — просто автоматически щёлкаю выключателями и убираю тарелки, будто проживаю чужую, автоматическую жизнь.

Иногда он пытается поцеловать в макушку — я вздрагиваю. 

— Извини. 

— Всё нормально, — отвечаю, чтобы не начинать объяснять, что внутри не нормально никогда больше.

Я открываю шкаф и понимаю — здесь моя половина комнаты сужается до одной вешалки. Всё остальное — его: плотные мужские куртки, коробка с инструментами, сумка для баскетбола, которой он, впрочем, не пользовался уже года три.

Достаю из ящика коробку писем — редкое воспоминание, где мне, двадцатилетней, Вадим пишет: 

"Ты всегда знаешь, где меня найти. Не отпускай меня, ладно?"

Читаю, не чувствуя слёз — они где-то под коркой усталости.

В другой коробке — фотография: мама, папа и я лет шести, еще до развода. 

Маме тогда было едва тридцать с небольшим. Я вспоминаю её улыбку — натянутую, как струна, за миг до бури. 

Вдруг понимаю: я всю жизнь боюсь дожить до её возраста. Ведь она в тот момент и была той самой женщиной с пустыми руками, которую я нынче встречаю в зеркале.

Достаётся из старого ежедневника листок: 

"Запомни: ты нужна себе, даже если не нужна никому. Если тебя обманут — не верь, что это только про тебя. Никто не достоин переживания чужой измены годами. Жизнь одна, и она твоя. Ты не обязана быть удобной, даже если любишь."

Страшно читать такие слова. Казалось, писала не я, а та, смелая Алиса, из параллельной жизни.

На днях приезжает мама. Без предупреждения, с двумя сумками: фрукты, пироги, "чуточку варенья", а на самом деле — просто "я рядом, если что".

Она садится на стул напротив, касается руки: 

— Я что — первая узнала? 

Я киваю:

— Больно? 

— Не понимаю, как жить дальше. 

— Живи ради себя. Уже пора.

Смотрим в окно. Мама режет яблоки очень тонко, как будто чем тоньше — тем меньше переживаний проскользнет наружу.

— Хочешь рассказать? 

— Там нечего рассказывать. Он был с другой… Короче, теперь я — просто я. 

— Значит, надо свое “просто я” полюбить. Знаешь, как долго ушло у меня на это? Мне было бы проще умереть в тридцать три, чем остаться после папы… 

— А ты не жалела? 

— Я только теперь понимаю: лучше одна, чем снова себя предавать. Ты не хуже меня, Алиса. Тебя тоже хватит.

Я впервые понимаю, что мама не героиня и не жертва — она женщина, которая выжила и научилась улыбаться спустя годы.

— Главное — не себя простить, а себя отпустить. 

— Мам, а если мне страшно? 

— Страх пройдет. А вот если останешься без любви к себе — так и будешь ждать звонков, которые ничего не меняют.

Вновь вечер. Он подходит, нерешительно касается плеча.

— Алиса, может, начнем? 

— Что? 

— Всё. Сначала… Я к психологу готов пойти, прости, только не уходи… 

— Вадим, всё, что могло быть, уже разбито. И больше всего я себе не прощу, если притворюсь, будто ничего не было.

Он опускает руки. 

— Значит, никак? 

— Я не прощу, Вадим. Я не смогу. Я себя тогда совсем потеряю.

Пауза. Он сник, но, кажется, впервые за долгое время смотрит на меня по-настоящему.

— Ты стала другой. 

— Я просто больше не боюсь быть одна. 

— Ты ведь правда не простишь? 

— Нет. 

— Хочешь, я уйду ? 

— Нет, Вадим. Я уйду сама.

Паковать вещи оказалось проще, чем я думала. Самое трудное — не забрать с собой всю ту пустоту, что накопилась в стенах.

Вижу на полке его старый свитшот с “Marvel” — вспоминаю, как поддразнивала за подростковый вкус. 

В углу валяется засохший букет с 8 марта — как символ всех забытых мелочей.

Каждая вещь — это прощание с маленькой жизнью, которую мы строили вместе, а потом раздавили сами.

Я накладываю платья, книги, тетрадки — будто собираю себя новую в эти два чемодана-куба, где есть только самое нужное.

Смотрю на себя в зеркало — губы вздрагивают, руки чуть трясутся. Но впервые за многие недели вижу своё отражение, а не тень чужой жизни.

Перед отъездом пишу Лене: 

— Всё. Переезжаю к тебе на пару ночей, не выгонишь?

Через минуту:

— Жду. Куплю вина, будем плакать и ржать. Можно я скажу, что я тобой горжусь?

Я улыбаюсь — впервые искренне.

Вечер. Я ставлю чемоданы у двери. Вадим выходит из спальни, смотрит на меня молча. 

— Всё? 

— Всё.

Он не пытается остановить — просто стоит, опустив плечи. 

— Прости меня… 

Я киваю.

— Возвращайся, если передумаешь. 

— Я не передумаю, Вадим.

Вызываю такси, пока жду — слёзы катятся по щекам. Утёрла их рукавом: не время для театра.

Когда двери лифта закрылись, впервые за долгое время чувствую не страх, а почти свет — будто внутри воздуха стало больше. 

Первые минуты в такси — как освобождение и потери одновременно: выходит боль и заходит тишина.

Лена встречает меня с пледом и шоколадом: 

— Всё, теперь ты домашний призрак у меня.

Вместе смеёмся сквозь остатки слёз. 

В первую же ночь не могу уснуть: квартира пахнет чужим чайником и новой надеждой.

Просыпаюсь не от запаха кофе, а от тишины. Смотрю на город — он не стал другим. Просто я стала сама у себя впервые.

Пишу маме: “Всё, выбралась. Я справляюсь.”

Вадим иногда пишет: 

"Прости меня. Я всё понял." 

"Давай всё начнем с начала, я тебя больше не обижу." 

"Прошу, дай мне шанс."

Я не отвечаю.

В новую квартиру Лены течёт свет под утро — не знакомый, чуть жёлтый, как на открытках из пятидесятых. 

Я впервые за долгое время просыпаюсь медленно, а не за секунду до звонка будильника, боясь пропустить обязаловку семейной заботы.

В комнате тихо дрожит чайник — Лена уже собирается на работу. 

— Алиса, будешь яичницу или кофе? 

— Просто воды, — отвечаю, голос осипший от недосыпа и улиц, где всю ночь шумели чужие поезда.

Я уже не думаю о Вадиме каждую минуту. Отпускает не вдруг, а волнами — накатит тоска, а потом приятно отпускает, как если бы с тебя сняли старую, больную кожу.

Смотрю в окно, на проспект, где пешком идут точно такие же люди, как я когда-то — с домашней спешкой в голове. Теперь у меня её нет. Я — никто и сразу все, кто только может быть “кем-то для себя”.

По вечерам Лена выключает большой свет — ставим бра, красные кружки с глинтвейном, болтаем часами, слушаем глупые подкасты про женскую смелость.

В какой-то момент я смеюсь вслух и понимаю — я больше не несу ничего “для удобства других”. Могу не гладить рубашки, не варить борщи по четвергам, не бояться громко спорить.

Каждый раз, когда хочется позвать Вадима — беру тетрадь, пишу кривые, смешные, обиженные письма. Не отправляю.

Иногда хочется обнять — любую тёплую спину. Тогда подхожу к Лене, обнимаю её, и понимаю: тепло есть и вне старых привычек.

В один из вечеров мама пишет: 

“Я горжусь тобой. Люблю тебя любой. Ты — умница.” 

Слёзы тут же — уже не отчаяния, а облегчения: мама не жалеет меня, а поддерживает. Это важно.

Выходные впервые за много лет свободны. Я покупаю себе билет в музей — иду не с мужем, не с подругой, а просто одна. Смотрю на чужие портреты, слышу на фоне фразы: 

— А я бы так не смогла, — говорит какая-то женщина двум другим.

Думаю: “Я тоже думала, что не смогу. Но — смогла”. 

Ощущение тщетности уходит, появляется азарт: а может, начну рисовать; может, поеду на дачу одна; а может, наконец, устрою себе свидание с самой собой.

Конечно, никакой суперсилы в душе не появляется сразу. Бывают вечера, когда хочется всё забыть — вернуть прошлое, пересмотреть фильмы вместе, вспомнить, как было хорошо, пока нас не обманули.

Я позволяю себе эти слабости. Разрешаю подолгу лежать в ванной без цели. Иногда достаю старые письма, рву по одному листу, смотрю, как бумага тонет в воде — и чувствую с этого странную, освобождающую грусть.

— Отдыхай, — шепчет Лена, когда находит меня с мокрым лицом.

— Спасибо, — отвечаю.

Через месяц я снимаю свою однокомнатную квартиру — с видом на ту же улицу, только ближе к центру. 

Впервые расставляю вещи так, как хочу сама. Книги, свечи, платяной шкаф — никто не критикует мои платья или странные туфли.

Покупаю себе фиолетовые занавески — Вадим всегда ненавидел этот цвет. Теперь он мой, личный мир без компромиссов.

Проходит ещё несколько недель. Я подолгу гуляю по городу, фотографирую стены, встречаюсь с мамой в кофейнях. Могу не отвечать на сообщения часами — маме это немного режет, но теперь я понимаю: свою жизнь мне больше никто не диктует.

На фоне есть работа — я делаю её теперь для себя, не чтобы кого-то спасти. Иногда коллеги спрашивают 

— А где муж? — 

— Мы расстались, — говорю я не жалуясь, а с лёгкостью, как будто этот ветер уносит последние обломки старых берегов.

Вадим пишет всё реже. 

"Жизнь без тебя совсем другая…" 

"Был дураком, прости."

Я не отвечаю.

Меня приглашают выступить на конференции по работе — это был мой страх, я всегда отказывалась. Сейчас — соглашаюсь. Сцена, свет, люди в зале. Говорю и не боюсь больше звучать слишком громко или “неудобно”.

Приходит новая весна. Я не жду ни чьих поздравлений, не рассчитываю на цветы. Купила себе букет тюльпанов — самый красивый, какой смогла найти.

В этот день мама пишет: 

“С праздником, доченька, ты наша новая жизнь.”

Лена присылает стикер: “Лучше быть одной, чем не собой.”

Я улыбаюсь и понимаю: мне теперь не страшно быть “одной”. Потому что я — с собой.

Вечером, заснув под книгу и свой любимый чай, я с удивлением думаю: 

“Оказалось, можно разлюбить того, кого держал за смысл. Главное — не перестать нравиться самой себе.”

Не знаю, легко ли это пережить снова и снова. Но наверно лучше один раз принять свой страх одиночества, чем всю жизнь быть “на месте”, которое давно не твоё.

И всё же: 

А вы смогли бы уйти, если всё летит к чёрту — зато есть шанс снова жить для себя, а не "для удобства" другого?

Подпишись 👇 и ставь лайк 👍