Найти в Дзене
Максим Бурмистров

Что с турбинкой шлифмашины??? Разбираемся за 15 минут!

Стал замечать, что турбинка, ответственная за выброс опилок из зоны шлифования в отвод на пылесборник или пылесос в моей любимой шлифовальной машине сначала изменила интенсивность работы, а потом и вовсе перестала действовать. В принципе, на работе это не сказывается, но на самом деле в бездействии турбинки ничего хорошего нет. Все дело в том, что без отвода опилок они, опилки, снова попадают в зону обработки, размазываются по ленте и забивают ее, что снижает эффективность шлифования, качество обработки. Кроме того, при использовании пылесборника или пылесоса большинство опилок утилизируется правильным образом, можно даже работать без средств индивидуальной защиты, а при отсутствии отвода отходов вся пыль летит в окружающее пространство, без респиратора уже не поработаешь, особенно в помещении (я стараюсь, по возможности, шлифовать заготовки на улице). И еще: плохой отвод опилок заставляет их накапливаться в движущихся и трущихся деталях механизма, что приводит к повышенному износу.
Од

Стал замечать, что турбинка, ответственная за выброс опилок из зоны шлифования в отвод на пылесборник или пылесос в моей любимой шлифовальной машине сначала изменила интенсивность работы, а потом и вовсе перестала действовать.

Машина работает, но опилки не выбрасываются.
Машина работает, но опилки не выбрасываются.

В принципе, на работе это не сказывается, но на самом деле в бездействии турбинки ничего хорошего нет. Все дело в том, что без отвода опилок они, опилки, снова попадают в зону обработки, размазываются по ленте и забивают ее, что снижает эффективность шлифования, качество обработки. Кроме того, при использовании пылесборника или пылесоса большинство опилок утилизируется правильным образом, можно даже работать без средств индивидуальной защиты, а при отсутствии отвода отходов вся пыль летит в окружающее пространство, без респиратора уже не поработаешь, особенно в помещении (я стараюсь, по возможности, шлифовать заготовки на улице). И еще: плохой отвод опилок заставляет их накапливаться в движущихся и трущихся деталях механизма, что приводит к повышенному износу.
Одним словом, вопрос назрел и я решил взяться за ремонт и обслуживание шлифовалки. Делал я это впервые, но оказалось, ничего сложного тут нет. Беру крестовую отвертку, отворачиваю единственный винт, который вижу на защитном кожухе механизма привода турбины. Сняв кожух, обнаруживаю под ним два шкива, соединенных зубчатым ремнем.

Под кожухом – привод турбинки.
Под кожухом – привод турбинки.

Аккуратно проворачивая больший шкив, пальцем направляю ремешок на втором вверх, чтобы скинуть с него приводной ремень. Он снимается просто, важно тут только одно: запомнить положение ремня, чтобы потом накинуть его точно также.

Ремень демонтирован.
Ремень демонтирован.

После снятия чехла открывается доступ к еще двум винтам, крепящим к корпусу машины шкив с осью. Их надо открутить.

Два винта (справа) держат узел на месте, их надо открутить.
Два винта (справа) держат узел на месте, их надо открутить.

Но это не единственный крепеж, который надо освободить, для того чтобы снять узел со шкивом. Еще два винта скрыты под металлической фигурной пластиной, доступ к ним открывается, если пластинку приподнять из своей ниши и прокрутить, появляется щель, в которую вполне проходит тонкая крестовая отвертка.

Винты, спрятавшиеся под пластиной тоже откручиваю.
Винты, спрятавшиеся под пластиной тоже откручиваю.

Винты, скрывавшиеся под пластиной отворачиваю так, чтобы они не выпали из своих отверстий, иначе вставить их потом будет сложновато.
После снятия узла, открывается доступ к воздуховоду турбины и мне сразу становится понятна причина бездействия системы отвода опилок: воздуховод наглухо забит крупными ошметками от древесины:

Крупные опилки застряли в воздуховоде, мелкие забили его полностью.
Крупные опилки застряли в воздуховоде, мелкие забили его полностью.

Прежде, чем приступить к очистке воздуховода необходимо в обязательном порядке изолировать подшипник и зубчатое колесо от попадания опилок. Для этого я применяю малярный скотч, залепив детали механизма.

Предохранить механизм от попадания опилок надо обязательно!
Предохранить механизм от попадания опилок надо обязательно!

Теперь можно заняться прочисткой. Орудую шильцем и отверткой, вычищая все опилки, спрессовавшиеся в «вафлю», одновременно анализирую случившееся. Первоначально турбинка засосала крупные отходы обработки – это кусочки коры, которые застряли на выходе, после чего более мелкие опилки забили оставшееся пространство. После чистки все выглядит отлично.

В процессе очистки воздуховода – в работе шило.
В процессе очистки воздуховода – в работе шило.
Все чисто!
Все чисто!
Богатый «урожай»!
Богатый «урожай»!

После очистки и осмотра приступаю к обратной сборке, которая тоже не вызывает проблем. Первым делом устанавливаю механизм привода на место, заворачиваю все четыре винта, затем устанавливаю гребенчатый ремень. Сначала накидываю ремешок на больший шкив, потом натягиваю пальцем ремешок на малый, проворачивая большой шкив добиваюсь того, чтобы ремень встал на место.

Накидываю ремень сначала на большой шкив, а потом – на малый.
Накидываю ремень сначала на большой шкив, а потом – на малый.

Теперь накрываю механизм привода кожухом, заворачиваю винт. Здесь все уже примитивно просто.

Осталось закрутить один винт и работа сделана.
Осталось закрутить один винт и работа сделана.

Вся процедура заняла у меня минут пятнадцать от силы, при том, что, как сказал, делаю я это впервые. Дело простое и не требующее особых навыков, это мне и хотелось показать для тех, кто, возможно, столкнется с подобной проблемой. Безусловно, в ленточных шлифовальных машинах других моделей и брендов конструкция может отличаться, но причина неисправности и принцип «лечения» останутся идентичными.