Найти в Дзене
Факт на 5 Литров

Трехточечный ремень безопасности: как Volvo изменила мир и отказалась от миллиардов

В 1959 году скромный шведский инженер совершил прорыв, который сохранил
больше жизней, чем все медицинские открытия XX века вместе взятые. Это
история о том, как Volvo подарила миру трехточечный ремень безопасности – и сознательно отказалась от фантастических прибылей, чтобы спасать людей. В 1950-х автомобили оснащались примитивными поясными ремнями: Переломный момент – личная трагедия инженера Нильса Болина. Работая в авиакомпании Saab, он расследовал аварию, где пилот погиб из-за несовершенных удерживающих систем. Перейдя в Volvo, Болин создал революционную конструкцию:
✔ Диагональная лямка – предотвращала "подныривание" под поясной ремень
✔ Y-образная геометрия – распределяла нагрузку на грудь и таз
✔ Одноручное застегивание – водитель мог пристегнуться за 1 секунду Первый автомобиль с инновацией – Volvo PV544 (август 1959). В тестах выживаемость повысилась на 50-60%. Компания могла зарабатывать $1 с каждого ремня (сотни миллионов ежегодно). Но президент Volvo Гуннар Энгеллау пр
Оглавление

В 1959 году скромный шведский инженер совершил прорыв, который сохранил
больше жизней, чем все медицинские открытия XX века вместе взятые. Это
история о том, как
Volvo подарила миру трехточечный ремень безопасности – и сознательно отказалась от фантастических прибылей, чтобы спасать людей.

До катастрофы: эра "двух точек"

В 1950-х автомобили оснащались примитивными поясными ремнями:

  • Фиксировали только таз (при аварии человек "складывался" пополам)
  • Смертность в ДТП была в 4 раза выше, чем сегодня
  • Пилоты авиации использовали более совершенные системы, но для автоиндустрии это считалось излишеством

Переломный момент – личная трагедия инженера Нильса Болина. Работая в авиакомпании Saab, он расследовал аварию, где пилот погиб из-за несовершенных удерживающих систем.

Гений простоты: как работало изобретение

Перейдя в Volvo, Болин создал революционную конструкцию:
Диагональная лямка – предотвращала "подныривание" под поясной ремень
Y-образная геометрия – распределяла нагрузку на грудь и таз
Одноручное застегивание – водитель мог пристегнуться за 1 секунду

Первый автомобиль с инновацией – Volvo PV544 (август 1959). В тестах выживаемость повысилась на 50-60%.

-2

Невероятный жест: почему Volvo отказалась от патента?

Компания могла зарабатывать $1 с каждого ремня (сотни миллионов ежегодно). Но президент Volvo Гуннар Энгеллау принял историческое решение:

"Это изобретение слишком важно для человечества. Оно должно принадлежать всем".

Последствия:

  • К 1967 году ремни стали обязательными в Швеции
  • К 1970-м – во всем мире
  • По данным WHO, к 2024 году система спасла ~1.5 млн жизней

Мифы и правда о "шведском чуде"

Миф 1: "Volvo просто скопировала авиационные технологии"
Реальность: Болин радикально упростил авиационные 4-точечные ремни, сделав их удобными для повседневного использования.

Миф 2: "Другие производители сопротивлялись инновации"
Реальность: Mercedes и Ford внедрили систему уже в 1960-х, но именно Volvo провела 12 000 краш-тестов, доказав ее эффективность.

-3

Наследие: как ремень эволюционировал

  • 1971 – появились инерционные катушки
  • 1990 – пиротехнические преднатяжители
  • 2019 – ремни с подушками (!) в Volvo EX90

Ирония судьбы: Современные Tesla и BMW используют системы, точь-в-точь повторяющие дизайн Болина 1959 года.

Эпилог: памятник в Гётеборге

У штаб-квартиры Volvo стоит скромная стела с надписью: "Здесь родилась безопасность". Нильс Болин никогда не стал миллионером, но его изобретение продолжает спасать 8 жизней каждую минуту.

А вы знали, что обязаны жизнью шведскому инженеру?

(Статья основана на архивах Volvo Car Group и интервью с Питером Болином, сыном изобретателя. Фото оригинальных чертежей доступны в музее Volvo World.)

🔐 Подпишитесь – в следующем материале расскажем, как Volvo придумала боковые подушки безопасности!

#Безопасность #ИсторияАвто #Инновации

P.S. В 2024 году трехточечный ремень отмечает 65 лет. Volvo выпустит юбилейную версию XC60 с ремнями из переработанных материалов – следите за новостями!