Найти в Дзене

Игнатий Мазин: художник, который превращал жизнь в праздник

Игнатий Андреевич Мазин — человек, чьи работы разлетались с базара быстрее горячих пирожков, а сюжеты были настолько живыми, что, кажется, вот-вот заговорят с деревянной поверхности. Родился он в 1875 (или 1876) году в селе Боярском, но судьба распорядилась иначе — мальчика взяла на воспитание семья Коноваловых, потомственных курцевских мастеров. Здесь, среди красок и резных донец, маленький Игнатий впервые понял: мир можно не только видеть, но и раскрашивать. Учился он у Варвары Коноваловой, а позже — у самого Игнатия Лебедева. Но если Лебедев был строгим академиком городецкой росписи, то Мазин — её вольным поэтом. Он не делал эскизов, не вымерял композицию. Брал кисть — и сразу вёл ею по дереву, будто рассказывал историю. Когда в начале XX века спрос на прялки упал, многие мастера забросили промысел. Но не Мазин. Его донца улетали с базара за час — и всё благодаря невероятной живости сюжетов: Он первым начал изображать пейзажи — не условные кустики, а настоящие поля, реки, улицы. Ег
Оглавление

В истории городецкой росписи было немало мастеров, но лишь один умел смеяться кистью.

Игнатий Андреевич Мазин — человек, чьи работы разлетались с базара быстрее горячих пирожков, а сюжеты были настолько живыми, что, кажется, вот-вот заговорят с деревянной поверхности.

Из книги Рогова А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. М.: Просвещение, 1982.
Из книги Рогова А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. М.: Просвещение, 1982.

Приёмыш с кистью вместо игрушек

Родился он в 1875 (или 1876) году в селе Боярском, но судьба распорядилась иначе — мальчика взяла на воспитание семья Коноваловых, потомственных курцевских мастеров. Здесь, среди красок и резных донец, маленький Игнатий впервые понял: мир можно не только видеть, но и раскрашивать.

Мазин И.А. Зверь в лесу. Панно. 1930-е гг. Источник: Супрун Л.Я. Городецкая роспись. М.: Культура и традиции, 2006.
Мазин И.А. Зверь в лесу. Панно. 1930-е гг. Источник: Супрун Л.Я. Городецкая роспись. М.: Культура и традиции, 2006.

Учился он у Варвары Коноваловой, а позже — у самого Игнатия Лебедева. Но если Лебедев был строгим академиком городецкой росписи, то Мазин — её вольным поэтом. Он не делал эскизов, не вымерял композицию. Брал кисть — и сразу вёл ею по дереву, будто рассказывал историю.

Мазин И.А. "Подарок невестке от секрови..." Источник: Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. М.: Просвещение, 1982.
Мазин И.А. "Подарок невестке от секрови..." Источник: Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. М.: Просвещение, 1982.
Мазин И.А. Фрагмент росписи полочки "Письма". 1935 г. Источник: Супрун Л.Я. Городецкая роспись. М.: Культура и традиции, 2006.
Мазин И.А. Фрагмент росписи полочки "Письма". 1935 г. Источник: Супрун Л.Я. Городецкая роспись. М.: Культура и традиции, 2006.

Мастер, который продавал смех

Когда в начале XX века спрос на прялки упал, многие мастера забросили промысел. Но не Мазин. Его донца улетали с базара за час — и всё благодаря невероятной живости сюжетов:

  • Свадьбы, где жених лихо закручивал усы, а невеста кокетливо прятала улыбку
  • Ярмарки с медведями и цыганами, где поводырь приговаривал: «Ну-ко, Михайло Иваныч, тёща про зятя блины пекла, куды помазок дела?»
  • Деревенские гулянья с гармонистами и плясками до упаду

Он первым начал изображать пейзажи — не условные кустики, а настоящие поля, реки, улицы. Его герои не застывали в каноничных позах — они двигались, обнимались, смеялись. Даже кошки на его донцах были как живые, с трогательными подписями: «Выся» или «Мулька».

"Изготовление донец", доска расписная. Мазин Игнатий Андреевич. 20-е годы XX века. Источник: http://radilov.ru/masterska/692-eta-udivitelnaya-ljogkost-ignatij-mazin.html
"Изготовление донец", доска расписная. Мазин Игнатий Андреевич. 20-е годы XX века. Источник: http://radilov.ru/masterska/692-eta-udivitelnaya-ljogkost-ignatij-mazin.html
Мазин И.А. Фрагмент прядильного донца "Сережа-пастушок". Источник: Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький, 1988.
Мазин И.А. Фрагмент прядильного донца "Сережа-пастушок". Источник: Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький, 1988.

"Моя жизнь" — автобиография в красках

В 1930-е годы, когда городецкие мастера объединились в артель, Мазин создал свои главные шедевры. Под влиянием художника Ивана Овешкова он написал панно «Красноармейцы» — лихих кавалеристов в будёновках, — которое позже выставили в Третьяковской галерее.

Но самой удивительной работой стало «Моя жизнь» — автобиография в 11 клеймах. Здесь он изобразил всё:

  • Как мальчишкой плыл на лодке по реке
  • Как впервые влюбился на деревенской вечёрке
  • Как стал отцом 12 детей (шесть сыновей и шесть дочерей — «и нигде не смешалось», шутил он)

Краски на этой картине звучат, как песня: золотистые, сиреневые, голубые. Будто сам Мазин перелился в них — добрый, весёлый, бесконечно влюблённый в жизнь.

Работа мастера И. А. Мазина (1935 г.). Городецкий краеведческий музей. Источник: Ю. Арбат "Путешествие за красотой", М. Искусство, 1966
Работа мастера И. А. Мазина (1935 г.). Городецкий краеведческий музей. Источник: Ю. Арбат "Путешествие за красотой", М. Искусство, 1966

Наследие: искусство, которое не стареет

Умер Игнатий Андреевич в 1942 году, оставив после себя не просто донца, а целый мир. Мир, где гармонисты играют так, что хочется пуститься в пляс, где кошки смотрят на тебя с лукавым прищуром, где даже красноармейцы скачут с какой-то особой лихостью.

Мазин И.А. Сиденье расписного стульчика 1920-е гг. Источник: Супрун Л.Я. Городецкая роспись. М.: Культура и традиции, 2006.
Мазин И.А. Сиденье расписного стульчика 1920-е гг. Источник: Супрун Л.Я. Городецкая роспись. М.: Культура и традиции, 2006.
Мазин И.А. Посиделки. Источник: Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. М.: Просвещение, 1982.
Мазин И.А. Посиделки. Источник: Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. М.: Просвещение, 1982.
Мазин И.А. Красная конница. Источник: Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. М.: Просвещение, 1982.
Мазин И.А. Красная конница. Источник: Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. М.: Просвещение, 1982.

Сегодня его работы хранятся в музеях, но в них нет музейной пыли — они по-прежнему смеются. Потому что Мазин не просто расписывал дерево. Он расписывал радость.

Мазин И.А. Пионер на собачке. Стульчик-сиделка, деталь. 1930-е гг. Источник: Супрун Л.Я. Городецкая роспись. М.: Культура и традиции, 2006.
Мазин И.А. Пионер на собачке. Стульчик-сиделка, деталь. 1930-е гг. Источник: Супрун Л.Я. Городецкая роспись. М.: Культура и традиции, 2006.

И, кажется, если прислушаться к тишине возле его панно, можно услышать, как где-то далеко гармонь играет, медведь пляшет, а мастер, прищурившись, говорит: «Ну-ка, Михайло Иваныч, покажи, как тёща блины пекла!»

Автор статьи: Ирина Де Висенте

**************************************

Используемая литература:

1. Коновалов А.Е. "Городецкая роспись". Горький.: Волго-Вятское кн. изд, 1988.

2. Ю. Арбат "Путешествие за красотой", М.: Искусство, 1966.

3. Емельянова Т.И. Мастера городецкой живописи. Записки краеведов — Горький, ВВКИ, 1975

4. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Истоки. Мастера. Школа. 2006

5. Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. М.: Просвещение, 1982.

6. Статья "Эта удивительная легкость... Игнатий Мазин", http://radilov.ru/masterska/692-eta-udivitelnaya-ljogkost-ignatij-mazin.html

7. Сайт предприятия "Городецкая роспись" https://artgor.ru/history/