В конце 1823 года венская нотоиздательская фирма «Диабелли и К°» опубликовала любопытный проект под названием «Союз музыкантов Отечества» — два тома вариаций на тему вальса своего основателя, Антона Диабелли, от самых прославленных композиторов эпохи: Шуберт, Черни, Мошелес, Гуммель, Моцарт-сын… В общей сложности на творческое предложение Диабелли написать коллективное музыкальное произведение на одну и ту же тему откликнулись пятьдесят композиторов. Самым активным оказался Бетховен, который и тут проявил персональную исключительность: вместо одной вариации написал тридцать три. Остальные были скромнее и внесли посильный вклад в необычный эксперимент. Одна из вариаций почти что анонимна: в качестве подписи значатся лишь три литеры «S.R.D.». Высокое происхождение автора не позволяло ему открыто демонстрировать собственную персону. Впрочем, для меломана той поры секрета не было: под аббревиатурой, расшифровывающейся как «Serenissimus Rudolfus Dux», скрывался наследный принц Габсбург, кар