Найти в Дзене
Грани

От «Победы» до «Запорожца»: крутые советские машины, за которые не стыдно

Каким был советский автопром на самом деле? Лада, Победа, Волга и Москвич против стереотипов. Это малая часть большой истории — от ГАЗ-М20 до ЗАЗ. Был ли советский автопром таким безнадёжным? О советском автопроме написаны сотни мифов: «копировали», «отставали», «никто не хотел покупать». Но что, если копнуть глубже? СССР действительно был закрыт — но далеко не всегда отсталым. Советские инженеры делали то, что удивляло мир: ГАЗ-М20 «Победа», «Волга», «Москвич» и даже «Запорожец» были не просто машинами, а символами эпохи. Почему важно? Что делало «Волгу» особенной? Кто сейчас вспомнит, что в «412-м» был движок с верхним распредвалом и алюминиевым блоком? Что экспорт шёл в Англию, Францию, Норвегию.
Даже в Бельгии «Москвичи» собирали под своим брендом и ставили дизели Peugeot? Все смеялись над «Запорожцем», но это был народный автомобиль: Потому что наши машины были частью мира. Их продавали, их знали, ими пользовались — при всех минусах, инфраструктурных «затыках» и плановой экономи
Оглавление

Каким был советский автопром на самом деле? Лада, Победа, Волга и Москвич против стереотипов. Это малая часть большой истории — от ГАЗ-М20 до ЗАЗ.

Был ли советский автопром таким безнадёжным?

Один из мифов в СССР не было автопрома ездили на консервных банках (авт.коллаж)
Один из мифов в СССР не было автопрома ездили на консервных банках (авт.коллаж)

Автомобильная летопись: правда и мифы о советском автопроме

О советском автопроме написаны сотни мифов: «копировали», «отставали», «никто не хотел покупать». Но что, если копнуть глубже?

СССР действительно был закрыт — но далеко не всегда отсталым. Советские инженеры делали то, что удивляло мир: ГАЗ-М20 «Победа», «Волга», «Москвич» и даже «Запорожец» были не просто машинами, а символами эпохи.

ГАЗ-М20 – первый в СССР серийный автомобиль с несущим кузовом. (zr.ru)
ГАЗ-М20 – первый в СССР серийный автомобиль с несущим кузовом. (zr.ru)

ГАЗ-М20 «Победа» — первый шаг в новую эпоху

Почему важно?

  • Первый серийный советский авто с несущим кузовом понтонного типа.
  • Повышенная жёсткость и безопасность.
  • Максималка — 105 км/ч (не так уж плохо для послевоенных дорог).
  • Экспортировалась — значит, не так уж и «неконкурентоспособна».
  • Сборка по лицензии в Польше — прямое доказательство мирового признания.
Опытный образец ГАЗ‑25 с шестицилиндровым двигателем. (zr.ru)
Опытный образец ГАЗ‑25 с шестицилиндровым двигателем. (zr.ru)

ГАЗ-21 «Волга» — символ амбиций

Что делало «Волгу» особенной?

  • Клиренс 230 мм — для советских дорог самое то.
  • Отопитель, прикуриватель, радио — люкс по меркам 50-х.
  • Автомат? Был! Но забрали из-за инфраструктуры, а не из-за кривой сборки.
  • «Волга» получала награды за границей — экспорт шёл в Европу и даже Великобританию.
Обложка книги 1957 года на ней автомобиль ГАЗ-21 Волга экспортный вариант (auction.ru)
Обложка книги 1957 года на ней автомобиль ГАЗ-21 Волга экспортный вариант (auction.ru)
ГАЗ-21 Волга автомобиль который СССР отправлял на экспорт (kasheloff.ru)
ГАЗ-21 Волга автомобиль который СССР отправлял на экспорт (kasheloff.ru)
Моторный отсек автомобиля ГАЗ-21 Волга (rockk.ru)
Моторный отсек автомобиля ГАЗ-21 Волга (rockk.ru)

«Москвич-412» — попытка догнать и перегнать

Кто сейчас вспомнит, что в «412-м» был движок с верхним распредвалом и алюминиевым блоком? Что экспорт шёл в Англию, Францию, Норвегию.

Даже в Бельгии «Москвичи» собирали под своим брендом и ставили дизели Peugeot?

ЗАЗ-966 — «ушастый» народный

Все смеялись над «Запорожцем», но это был народный автомобиль:

  • Оригинальная разработка
  • Заднемоторная схема и воздушное охлаждение — для простоты и надёжности.
  • Доступность для людей с ограниченными возможностями — уникальный социальный фокус.

Почему это всё важно?

Потому что наши машины были частью мира. Их продавали, их знали, ими пользовались — при всех минусах, инфраструктурных «затыках» и плановой экономике.

История советского автопрома — это сага о победах и поражениях, амбициях и компромиссах. Эта статья — лишь верхушка айсберга. Если вам интересно узнать о легендарных грузовиках ЗИЛ, гоночных прототипах и лимузинах для первых лиц — дайте знать в комментариях.

А вы что думаете? Ваш дед ездил на «Волге»? Ваш отец ругался на «Запорожец»? Расскажите в комментариях свои семейные автоистории — я соберу их в отдельную статью

#Лада, #АвтопромСССР, #ИсторияАвто, #Москвич, #Волга, #Победа, #Запорожец, #СоветскиеМашины

Почитайте статью о Пятилетках в СССР.

Понравилась статья поставьте лайк. Подписывайтесь на канал. Здесь всегда есть о чем поговорить, поспорить и высказать свою точку зрения. Впереди у нас еще много историй, которые до сих пор не дают нам покоя.