Как ни включу телевизор в выходные, так везет.
Никогда не обращала внимание на дивный диалог секретаря комитета комсомола портового предприятия с парнями из группы "Девятый вал", которая поет песни Юрия Антонова в фильме "Берегите женщин".
- Мы не можем каждый вечер петь одно и то же!
Секретарь:
- Заслуженные артисты всю жизнь поют одно и то же. И ничего. Получают народных.
- Мы поем исключительно свои произведения по мере их создания!..
- Значит к вечеру надо создать.
И не поспоришь.
И ведь создадут.
***
Включилась в замечательный фильм "Здравствуй и прощай" с молодой, красивой, боевой Людмилой Зайцевой на эпизоде, когда к ним в село приезжает группа иностранцев.
И снова интересный диалог.
Туристы посещают птицефабрику.
- Вот мы, господа, идем... И сразу нам навстречу наша лучшая птичница - Александра Тимофеевна Ермолюк. Вот, Александра Тимофевна, товарищи из Канады, интересуются. Расскажите, как вы живете, как идут ваши успехи.
- Так и идут, - отвечает Шура, улыбаясь.
И тут весьма пожилой человек из группы, правда, еще не достигший возраста, к примеру, Ярослава Гунько...
Напомню, кто это.
Говорит:
- Мы з иньшей земли, с канадской. Але мы сами украиньцы. И нам дуже цикаво. Вы розповедайте, розповедайте. Чи маете власни будинок?
- У вас дом, спрашивает, есть? - переводит высокий парень.
- Та замолкни, - говорит ему старик, сообразив, что Шура и так всё понимает
А она и отвечает сразу:
- И будинок е, и все е.
- А сад е?
- И сад е.
- И вишня росте?
- А як же!
- Будь ласка, свиньи у вас е?
- Е. Дви.
Тут наш сопровождающий советует Александре побольше рассказать о себе. И я первый раз услышала, что образование у героини скромное (семьей, видать, обзавелась чуть ли не со школьной скамьи). А речь отличная и характер - палец в рот не клади.
- Окончила семилетку. В техникум не пошла. Вот работаю. Работа нравится, все очень хорошо.
- А диток скилько?
- Трое.
- А чоловик? Муж, муж?
- Есть, есть. Все у нее есть. Прошу, господа, пройдемте дальше.
Группа уходит. Одна пожилая пара задерживается.
- Видкиля ж ты знаешь нашу мову, донечка?
- А у нас тут дружба народов. Кто украинцы, кто русские - все вместе. Можно сказать, что сами не знаем, кто такие и есть.
- Це мы не знаем, кто мы такие. Живемо на чужий земли.
- Дядечка, а вы не расстраивайтесь. Вы вертайтесь обратно до дому. Хоть помрете на своей земле.
- Так не можу. Нияк не можу. У мене же у Канаде бензоколонка.
Вот такое кино у нас сняли в 1972 году.
И столько в нем линий для раздумий - не сосчитать.
Юрий Антонов в предыдущем фильме поет в моей любимой песне "Двадцать лет спустя":
- Hе мечтал о счастье я таком, я о нем не знал.
И Шурочка, мать троих детей, полюбившая внезапно и пылко прибывшего в село участкового - мужчину с большой буквы, тоже вдруг, быть может, даже неожиданно для себя - говорит своему непутевому мужу:
- Не люблю я тебя, Митя, вот что.
- А раньше? Раньше, вроде бы, любила.
- Раньше не знала, что не любила...
И ему достаточно этого, чтобы собрать свой чемоданчик.
- Я ухожу. Сейчас. На детей я посмотрел. Пусть спят. Всё. А, если я по хозяйству, ну, просто когда - с крестьянского интересу приеду, можно?
- Имеешь право.
- Все. Пошел.
- Спасибо, - говорит ему Александра.
- Чего?
- Спасибо тебе.
У фильма открытый финал. Но почему-то сейчас, с высоты прожитых лет, я думаю - всё у Александры будет хорошо. И у с нее сложится с любимым, который отошел от нее на время, потому что чувства схлестнулись с долгом.
А раз муж отступился...
Любимый имеет право. Но ему придется побороться. И еще раз доказать, что он достоин любви такой женщины.
Ох, и непросто тебе придется, участковый Григорий Степанович.
***
А еще были "Женщины", которых могу смотреть с любого места. Но тут нарвалась на самое сложное.
Это когда героиня Нины Сазоновой говорит Альке:
- По себе надо выбирать.
В свое время даже пыталась разобраться, как получилось, что самый положительный персонаж позволил себе такое
- Слушай, Аля. Я по-дружески тебя прошу - оставь ты Женю в покое. Ему институт закончить надо. Рано о семье думать. И ты еще на ногах не стоишь. Ну, один раз сделала глупость. Ну, по-моему, хватит. Пора бы уж за ум взяться. Училась бы лучше.
Лукавит. Лукавит эта достойная женщина. Но Алевтина сначала подхватывает ее посыл:
- А я буду учиться. Я же в деревне очень хорошо училась. Правда, мне там совершенно помочь некому было, а тут Женя. А если его куда на работу пошлют, я с радостью с ним поеду, не задумываясь!
Но героиня Сазоновой не дает ей ожидаемого шанса:
- Как это у тебя все просто получается. Ты и вины-то, вроде, за собой никакой не чувствуешь.
Но Аля девушка умная, тонкая, глубокая. Ей два раза объяснять не нужно:
- Вот вы про что. Да вы просто не хотите, чтобы Женя со мной был. Потому что я без образования. У меня ребенок на руках...
И тут проигрывает более опытная женщина. Срывается. И раскрывается со стороны, с какой мы ее не знали. И даже представить себе не могли, что она способна такое сказать:
- Нет, Аля. Нет, нет. Ну, поверь ты мне. Гораздо лучше в жизни, когда по себе выбираешь.
- А я по себе! - не сдается молодая женщина.
- Ну, вот что, думай обо мне что хочешь, а сына своего я тебе не отдам.
Председатель профкома не откажется от своей позиции, даже когда к ней примчится непутевая Дуська.
И ей снова повторит:
- Неужели же я для своего единственного сына не могу хорошей доли пожелать?
Алевтина, похоже, плохая.
Только после финальной фразы фильма, которую произнесет та же Дуська, Екатерина Тимофеевна примет неожиданное для себя решение:
- Да кто ее знает, Катя, где она, доля.
И поедет в деревню за Алей.
Но еще неизвестно, что та ей ответит.
***
Вы не поверите, но когда в зрелом возрасте вновь посмотрела эту сцену, пошла искать историю сценария, судьбу автора этих строк.
Докопалась до многого.
Но загадку образа Екатерины Тимофеевны в ее последнем проявлении так до конца не разгадала.
Вот такие выходные получились у меня.
_______
Здесь мы с вами можем встречаться, если что - https://t.me/NataliaEfimovaZen
------------
Букет автору (не больше): Сбер 2202 2005 7265 5585
Уберу, как только Дзен перестанет обворовывать журналистов, которые пришли сюда не развлекаться от нечего делать.