Найти в Дзене
Психолог без дивана

Кто ты сегодня? Жертва? Спасатель? Золушка с веником?

Оглавление

Вы тоже иногда чувствуете, что живёте не жизнью, а в театре? Только билет не покупали, а отыгрываете спектакль по полной? Похоже, пора на чистосердечное.

Вот представьте себе картину: женщина стоит у плиты, мешает суп, в голове список дел, а в сердце - ощущение вины, что ничего не успела и вообще недостаточно старается.

А теперь накидываем:

- «Ничего, я потерплю» - роль мученицы с ореолом над раковиной.

- «Я за всех всё решу» - роль спасательницы вселенной в домашних тапочках.

- «Меня снова обошли и не оценили» - жертва в боевой готовности страдать.

- «Они всё испортили» - неудачница в поиске виноватых.

- И, конечно, любимая Золушка - с мытым полом и надрывной надеждой на бал.

А теперь фокус: никто нас туда не засовывал. Мы сами туда заходим. Каждый день.

И часто даже не замечаем, что надели костюм. Просто привыкли. Привыкли к драме, к страданиям с лёгкой припудренной грустью. Потому что иногда страдать - проще, чем жить.

Но есть одна штука. Она не смешная, но важная. Каждая из этих ролей - попытка выжить. Да-да. Когда-то мы так научились получать внимание, любовь, признание.

Но вот беда: это работает до тех пор, пока ты не поймёшь, что оно уже не нужно.

Хочешь выдохнуть?

Хочешь выйти из этой пьесы? Вот тебе первый шаг: назови свою роль. Прямо сейчас.

  • Кем ты сегодня была?
  • В кого ты превратилась в отношениях?
  • Какой у тебя сценарий на работе?
  • Кто у тебя на сцене внутреннего театра главная героиня?

И если ты вдруг заметила, что уже двадцать лет подряд играешь «Ту, которая всегда всё тянет», «Ту, которую никто не слушает», или «Ту, кто должна быть идеальной» - обними себя.

Просто скажи: «Спасибо, я больше не хочу. Я выхожу из этой роли. Я - я».

Серьёзно

Самый большой обман в этих наших спектаклях - что будто бы ты всё ещё ты. Ну вроде бы: "я же не сошла с ума", "я же помню, как зовут", "ем борщ - значит, Я".

Но вот прикол: ты - не только имя и паспорт. Ты - не роль. Ты - режиссёр. Только забыла об этом и начала играть чужой сценарий.\

-2

Кто она, эта Я?

Она - вот та, которая на секунду замолчала после твоего вопроса. Которая смотрит на себя в зеркало и видит не только морщинки, а и что-то очень живое в глазах.

Она - не ролевая функция, не мать, не жена, не «баба с характером».

Она - наблюдатель. Та, кто внутри видит, когда тебе больно, и шепчет: «Выходи отсюда».

Иногда эта «Я» приходит, когда ты одна. Без телефона, без дел, без слов. Она не кричит, не требует - просто есть.

И вот с ней, если честно, немного страшно. Потому что она настоящая. Без оправданий.

А как выйти?

Вот тут не будет инструкции. Прости, конечно, но это не «раз-два - и ты свободна». Это путь. Выхождение из роли - это как снятие каблуков после 10 часов: больно, странно, но кайфово.

Вот как оно бывает:

  • Сначала ты ловишь себя: «Ого, а я сейчас снова спасаю всех»
  • Потом ты решаешь не спасать (даже если чешется)
  • И делаешь по-другому. По-своему.

Иногда молчишь. Иногда уходишь. Иногда просишь помощи. Иногда - не делаешь вообще ничего. И с каждым разом ты становишься ближе к себе, а не к сценарию.

Я когда-то попробовала так:

села и выписала: "Кто я, если не спасаю, не стараюсь, не нравлюсь, не доказываю?" Страница была почти пустая.

Но в эту пустоту потом пришло что-то настоящее. Так что нет, ты не всегда Я, когда в роли.

Но ты можешь стать собой - когда честно признаешься, что роль тебе не подходит. И вот с этого начинается самое настоящее. Без театра. Без масок.

Хочешь попробовать? А кем ты будешь, если не будешь Золушкой, не будешь Жертвой, не будешь Спасателем? Напиши. Вслух. Себе.