Найти в Дзене

Как я поступал в Московскую консерваторию

Ровно десять лет прошло с моих вступительных экзаменов в МГК им. Чайковского на композиторский факультет — в том самом 2015 году. До сих пор вспоминаю тот период как один из самых счастливых в жизни. Это было то, к чему я долго шёл: готовился, мечтал, ждал… С самого начала моего увлечения музыкой. Ради этого, по большому счёту, я и поступал в Гнесинку. Первым был главный экзамен — по специальности. Самый торжественный и, пожалуй, самый немногословный. Нужно было принести свои произведения в виде партитур и аудиозаписей. Партитуры — идеально оформленные, сброшюрованные, в пяти копиях. Этого, как оказалось, было недостаточно — комиссия была огромной: почти вся кафедра. Для меня это был момент магии — ведь я видел этих людей впервые, но знал по статьям, по записям, по учебникам. Практически весь период обучения в Гнесинке я активно изучал творчество членов кафедры композиции. Для меня это были настоящие звёзды. В моей программе было пять сочинений: Из всего этого комиссия послушала только
Оглавление

Я, Ева Ганина, Пётр Ильич Чайковский. 26-е мая 2024 года.
Я, Ева Ганина, Пётр Ильич Чайковский. 26-е мая 2024 года.

Ровно десять лет прошло с моих вступительных экзаменов в МГК им. Чайковского на композиторский факультет — в том самом 2015 году. До сих пор вспоминаю тот период как один из самых счастливых в жизни. Это было то, к чему я долго шёл: готовился, мечтал, ждал… С самого начала моего увлечения музыкой. Ради этого, по большому счёту, я и поступал в Гнесинку.

1. Экзамен по специальности

Первым был главный экзамен — по специальности. Самый торжественный и, пожалуй, самый немногословный.

Нужно было принести свои произведения в виде партитур и аудиозаписей. Партитуры — идеально оформленные, сброшюрованные, в пяти копиях. Этого, как оказалось, было недостаточно — комиссия была огромной: почти вся кафедра.

Для меня это был момент магии — ведь я видел этих людей впервые, но знал по статьям, по записям, по учебникам. Практически весь период обучения в Гнесинке я активно изучал творчество членов кафедры композиции. Для меня это были настоящие звёзды.

В моей программе было пять сочинений:

  • «Девушка по имени Утро» — для двух флейт и кларнета,
  • Вариации на тему «Ехали казаки со службы домой» — для струнного квартета,
  • «Долина звёздного тумана» — тоже для квартета,
  • Дуэт Курумо и Ортхэннера из мюзикла «Лаан Гэлломэ» — для симфонического оркестра,
  • И небольшая фортепианная пьеса, которая, увы, не сохранилась. Хотя первые такты до сих пор существуют в моей голове.

Из всего этого комиссия послушала только вариации. Ничего не прокомментировали — и отпустили.

2. Написание вариаций

Условно продолжением экзамена по специальности на следующий день стало написание вариаций на заданную тему. Давали две: одну — для вариаций на бас, вторую — для свободных вариаций. Я выбрал вторую.

По сей день вспоминаю этот день с особенной теплотой. Атмосфера творческой тишины: сидим, сочиняем музыку… Как же редко в жизни выпадает возможность просто посвятить день чистому сочинению.

Вариации мои, к сожалению, не сохранились. Возможно, где-то в архивах МГК они лежат. Надо бы узнать, можно ли хотя бы сфотографировать…

Тем не менее, по специальности я получил высокую оценку.

3. Фортепиано

Всё просто: заходишь, говоришь имя и программу, играешь.

У меня в программе были:

  • Прелюдия и фуга соль-диез минор из первого тома ХТК,
  • Пятый сарказм Прокофьева,
  • Соната Грига.

Из этого всего послушали только Баха. Поблагодарили — и на этом всё.

4. Коллоквиум

Проходил в тот же день, что и фортепиано — в соседнем классе, живая очередь туда и туда.

Коллоквиум у композиторов отличается от теоретического: вместо рассказов — игра.

Например, тебе говорят: «Чайковский». И ты просто садишься и играешь, что помнишь. Симфонии, хоры, оперы, Времена года

Потом был Моцарт — я сыграл до-мажорную сонату и сороковую симфонию.

Также задавали вопросы по инструментоведению: нужно сыграть диапазон инструмента и соло из оркестрового репертуара.

Вот здесь я споткнулся: достался альт — и я не вспомнил ни одного альтового соло…

5. Гармония (письменная)

Один из самых приятных экзаменов. Тишина, сосредоточенность — все сидят и пишут.

Я всегда подходил к гармонии через полифонию. Не чувствую и не понимаю функциональности в привычном виде. Немного по другому у меня мозг устроен: сразу думаю о драматургической логике ведения голосов, стреттах, перекличках…

Задачу я написал на максимум.

6. Гармония (устная) и слуховой анализ

Устная гармония была у нас на следующий день. Первая часть экзамена - гармонический анализ произведения. Сначала даются ноты, тебя отправляют в соседний класс, дают время на изучение, затем — возвращаешься, подробно рассказываешь. Мне досталось что-то из "времён года" Чайковского.

Следующая стадия - слуховой анализ. Он был крайне нетипичен и нестандартен по сравнению с слуховым анализом, который был мне привычен с Гнесинского периода: там не было тризвучий, каких-то академических последовательностей. Там требовалось какое-то абсолютно другое мышления лада и гармонии с которым я, признаюсь честно, не справился.

7. Русский язык

Было просто изложение. Текст не помню, результат — 55 баллов. Это был нижний проходной порог.

Я резко откатился в самый низ конкурсного списка. Всё зависело от литературы.

8. Литература

А вот тут мне повезло. Попались «Горе от ума» и «Мастер и Маргарита».

Известный факт, что Булгаков свой великий роман писал по фантастической симфонии Берлиоза, собственно, по одному из моих любимых симфонических произведений. Посему, мне было очень легко и интересно рассказывать о том.

В итоге, на билет я ответил на 95 баллов.

Финал

Я прошёл в Консерваторию. Экзамены закончились. Новый этап начался. Ура.