Смотри сам. Иногда, чтобы поймать интернет, тебе нужно залезть на дерево. Но это с одной стороны. А с другой — всякие Тиньковы и Дуровы, которые делают лучшие в мире IT-компании. И всё это в одной стране. А часто — даже на соседних улицах.
Так что давай разбираться в особенностях национального бизнеса. Будет трезво. И немного весело.
Начнём с минусов. Мы же в России.
1. Погоня за маржинальностью в ущерб качеству
Маржа — это деньги, которые ты можешь безболезненно вытянуть из оборота и сгонять на них в Геленджик. И тут загвоздка.
Представь: есть две двери.
За первой — бизнес-мечты. Скажем, красивое и уютное семейное кафе с белыми скатертями, очаровательными официантами и всей хурмой. Но на Геленджик можно откладывать только 10–15% от оборота в месяц.
А за второй дверью — бизнес по толканию чего-то хайпового. Например, labubu. Через год они никому не будут нужны, зато на Геленджик можно откладывать половину оборота. Того и гляди — на Мальдивы накопишь.
Какую дверь откроют? Многие выбирают ту, что принесёт больше маржи. Так появляются толпы темщиков.
Оптовая торговля — в топе самых востребованных отраслей в России. Пятая часть компаний работает там.
А если предприниматель занимается чем-то другим, ну скажем строительством, но при этом всё равно отчаянно гонится за маржинальностью — тогда он кладёт на качество.
На материалы. Заложили по смете миллион? Значит, ищем бухту за 500 тысяч. Остальное — в карман.
Для таких людей будто не существует завтрашнего дня. Если сегодня есть возможность отложить из оборота в карман — это будет сделано.
2. Колхозность и отвращение к инновациям
Сервис? Деньги? Репутация? Образ компании? Спасибо, как-нибудь в другой раз. Ведь можно делать всё по классике — дёшево и сердито. Сколько лет так жили — и всё было нормально. Зачем напрягаться?
Причём за это голосуют рублём даже сами клиенты.
У одной компании — удобный сайт, хороший уровень сервиса, всё можно сделать онлайн. У другой — в лицо плюют. Зато дешевле на 100 рублей. Наш человек везде ищет плюсы. И считает, что получил бесплатный плевок, да ещё и сэкономил.
3. Репутация? Не слышали.
А что ещё бывает, когда все гонятся за маржинальностью и не заботятся о репутации?
Договорённости идут лесом.
Допустим, тебе предложили выгодную сделку. Собираешься перевести 100% предоплаты? Подумай дважды. И посоветуйся с бабулей. Она расскажет, сколько раз за жизнь её кидали. И исчезали с деньгами.
В 2019 году суды рассмотрели 1 800 000 экономических споров. Это как если бы все жители Новосибирска и Пятигорска — вместе с кем-то судились. А в 2020 году, когда весь бизнес остановился, дел было полтора миллиона. Весь мир замер. Но не суды.
Так и живём. Магазины продают палёные кроссовки. Повара не докладывают лосось в ролл «Филадельфия».
4. Закон — он как туман
Ещё одна особенность российского бизнеса — это наше законодательство. Оно сложное и противоречивое. И далеко не всегда защищает предпринимателя. С законом шутки плохи. И вообще — дьявол где? В деталях.
«Текущее обилие противоречащих друг другу законов стимулирует коррупцию и замедляет экономический рост.»
Павел Дуров, основатель Telegram.
Но всё не так плохо!
Если бы всё было исключительно плохо — мы бы жили как в средневековье или в Сомали. А это не так.
В России круто. Нет,
Плюс 1: Финтех на уровне будущего
Мы, на минуточку, в топе по финансовым технологиям. Ты можешь заплатить зарплату сотрудникам, лёжа в ванной. И сейчас будет вообще патриотично: мы на первом месте по проникновению бесконтактных платежей.
Это значит, что ты можешь продать свой гениальный продукт, даже если клиент забыл дома кошелёк. Телефон с собой? Всё, достаточно.
Плюс 2: Трудолюбие
Мы очень работоспособные. Наш бизнес умеет работать быстро и много.
Представь, что тебе ужас как нужно отремонтировать машину, а сервис не работает с 12 до 16. Бред? Нет — это испанская сиеста. Сегодня не будет решаться ничего. Давайте как-нибудь потом. А лучше — на следующей неделе.
А в России за это время можно успеть построить и развалить компанию. И в свободное время — сгонять в Геленджик.
Плюс 3: Низкая конкуренция
В Европе — куда ни глянь, семейная компания, которая ещё императора обслуживала.
А у нас — можно втиснуться и наработать клиентскую базу везде. Ну, почти везде. В нефти и газе не получится. Но в остальном — полно голубых океанов, другими словами у нас много незанятых ниш.
Плюс 4: Большой рынок
Российский рынок — большой. Больше 140 миллионов потенциальных клиентов. 15 городов-миллионников. И все ждут твой гениальный стартап. Осталось только придумать классную идею и сделать качественный продукт.
Плюс 5: Простота запуска
И вишенка на торте: у нас просто организовать бизнес. Вот упрощёнка. Вот понятные декларации. Если всё же непонятно — вот куча объяснений на YouTube, как их заполнять.
Половину операций вообще можно провести онлайн. Любой иностранец продал бы душу за такой простой налоговый учёт.
Итоги
Делать бизнес в России — как кататься на американских горках. Страшно и весело. Постоянно хочется орать. А иногда — отключиться.
Россия с её нестабильностью делает предпринимателя сильнее. Потому что мир будущего — это мир, который постоянно меняется. И мы к этим изменениям привыкли.
Фёдор Овчинников, основатель «Додо Пицца»
Самое важное — знать, где тебя ждут сложности, а где ты в выигрыше. В России, с её достоинствами, можно сделать классный бизнес.
В конце концов, решать проблемы — это отдельный вид спорта для предпринимателя.
Подписывайся и ставь лайк, чтобы побеждать проблемы и делать из них деньги.