Найти в Дзене
Такси, как стиль жизни

Кредит на машину: не, ну вы держитесь. Почему россияне массово отказываются от автокредитов и при чём тут не только банки

Когда-то автокредит был вполне обычным делом - люди шли в салон, выбирали машину, подписывали бумажки, и вот ты уже гордый владелец новенькой «ласточки». А теперь? Теперь у нас есть свежая статистика от Национального бюро кредитных историй: за май объём выданных автокредитов упал почти вдвое. Было 217,2 миллиарда рублей в мае прошлого года, а стало 101,4 миллиарда. Почти минус 53%. Барабанная дробь, занавес. И самое весёлое: кредит на машину - теперь это привилегия. Только в пяти регионах страны ещё живёт миф о доступности автокредита: Москва, область, Питер, Краснодар и Татарстан. А вся остальная Россия… Ну, если верить соцсетям, то там уже выбирают не между Solaris и Vesta, а между лошадью и велосипедом. Начнём с простого: кажется, народ просто начал считать деньги. И когда смотришь на процент по кредиту, потом - на зарплату, потом - на ценник на бензин и ОСАГО, как-то сразу вспоминается: «А может, ну его?» Даже если машину очень хочется, как говорится, есть хочу сильнее. И да, ключе
Оглавление

Когда-то автокредит был вполне обычным делом - люди шли в салон, выбирали машину, подписывали бумажки, и вот ты уже гордый владелец новенькой «ласточки». А теперь? Теперь у нас есть свежая статистика от Национального бюро кредитных историй: за май объём выданных автокредитов упал почти вдвое. Было 217,2 миллиарда рублей в мае прошлого года, а стало 101,4 миллиарда. Почти минус 53%. Барабанная дробь, занавес.

еще вопросы есть?
еще вопросы есть?

И самое весёлое: кредит на машину - теперь это привилегия. Только в пяти регионах страны ещё живёт миф о доступности автокредита: Москва, область, Питер, Краснодар и Татарстан. А вся остальная Россия… Ну, если верить соцсетям, то там уже выбирают не между Solaris и Vesta, а между лошадью и велосипедом.

Почему же народ перестал влезать в автокредиты? Разберём по косточкам.

Начнём с простого: кажется, народ просто начал считать деньги. И когда смотришь на процент по кредиту, потом - на зарплату, потом - на ценник на бензин и ОСАГО, как-то сразу вспоминается: «А может, ну его?» Даже если машину очень хочется, как говорится, есть хочу сильнее.

И да, ключевую ставку устанавливает не злой банкир с сигарой, а вполне себе официальное государство. Потому что «борьба с инфляцией», «поддержка экономики», «устойчивость в условиях санкций» - всё как положено по телевизору. А по факту получается: ЦБ держит ставку на уровне «не бери вообще ничего», банки делают кредиты неподъёмными, а народ идёт… куда? Правильно - пешком. Или в ломбард. Или на «Авито» за что-то поношенное, но без переплаты.

Ведь откуда банк берёт деньги, чтобы их тебе одолжить на твою новенькую Vesta или китайца с огромной решёткой радиатора? Из Центрального банка. А у ЦБ нынче ключевая ставка такая, что можно повеситься.

И да, ключевую ставку устанавливает не злой банкир с сигарой, а вполне себе официальное государство. Потому что «борьба с инфляцией», «поддержка экономики», «устойчивость в условиях санкций» — всё как положено по телевизору. А по факту получается: ЦБ держит ставку на уровне «не бери вообще ничего», банки делают кредиты неподъёмными, а народ идёт… куда? Правильно - пешком. Или в ломбард. Или на «Авито» за что-то поношенное, но без переплаты.

автокредит
автокредит

И дело уже не в том, что банки жадные. Дело в том, что народ - не дурак.

Если ты понимаешь, что кредит тебе не по карману - ты его просто не берёшь. Это называется здравый смысл. А здравый смысл - это то, чего часто не хватает всей этой экономической политике.

Ну вот скажи сам: у тебя зарплата 50–60 тысяч, коммуналка выросла, цены на еду кусаются, бензин стабильно приближается к уровню «налей и заплачь» - и ты должен радостно подписывать бумажки на кредит под 20% годовых? Да даже если тебе машину в подарок дадут - ты будешь думать: «А как я её содержать-то буду?»

И ладно бы только кредиты. Даже за наличку народ уже всё меньше и меньше берёт. Просто потому что денег нет.

На складах дилеров — мёртвый сезон. Машины стоят и пылятся, будто кто-то заморозил время. Даже АвтоВАЗ — гордость, опора, локомотив отечественного автопрома — не может распродать свои машины. Хотя казалось бы: доступнее уже только телега.

Про иномарки вообще молчу. Они стоят, как космические аппараты, и покупаются с той же частотой. Только космос у нас теперь в кредит не летает.

Но главное — что выхода пока не видно.

Правительство продолжает настаивать на своём: высокая ставка - хорошо, инфляция под контролем, макроэкономика стабилизируется. Только вот на земле, среди обычных людей, всё наоборот: жизнь дорожает, зарплаты стоят, возможности сужаются.

Что делать? Варианта всего два, и оба довольно очевидные:

Либо снижать цены на машины и делать их доступнее - но тогда придётся пожертвовать жадностью.

Либо поднимать зарплаты = но тогда придётся признать, что нынешняя экономическая модель не работает.

автокредит
автокредит

А пока этого не произошло, мы будем наблюдать ту же картину: очередное падение продаж, банки с нереальными процентами, народ, который всё больше выбирает метро и «пешком полезнее».

И да, возможно, недалёк тот день, когда кто-то действительно оседлает лошадь - и не ради экзотики, а просто потому что она не требует каско, техосмотра и не зависит от ключевой ставки Центробанка.

-4