Отличная идея. Свой бизнес хорош тем, что ты сам себе начальник: в любой день можешь запереться в кабинете и плакать от отчаяния.
Нет ничего проще, чем начать бизнес — это все знают. Купил подешевле, продал подороже — а на разницу покупаешь Porsche Cayenne с подлокотниками из алькантары. Идеально.
Допустим, тебе хватило духа попрощаться с работой в найме. Ты смог отложить денег для оплаты мобильного интернета, коврика "welcome" и садового стула.
Начало положено.
Но ты оказываешься один на один со статистикой. А она против тебя. 9 из 10 компаний закрываются в первый год своего существования. Более трёх лет проработают не более 3% из тех, кто начал сегодня.
И скажем прямо: шансы у тебя невелики.
Рано или поздно все бизнесы заканчиваются:
- либо заканчиваются деньги,
- либо заканчиваешься ты. 🙂
Если тебя это устраивает — чудно.
Разберём 5 самых популярных причин, по которым закрываются начинающие предприниматели.
Причина первая: всё сам
Как правило, бизнес начинают специалисты.
Например, хорошие повара — открывают ресторан, программисты — делают своё приложение, дизайнеры — пропадают с предоплатой.
Но бизнес — это отдельная дисциплина. Хорошо выполнять услугу или производить товар важно, но недостаточно.
В список ваших обязанностей добавляется:
- привлекать клиентов,
- контролировать финансы
- тушить пожары на всех этапах работы вашей компании.
Многие сыпятся от нагрузки, к которой были не готовы. Не надо так.
Если вы сами не готовы разбираться в маркетинге, продажах, финансах и найме — привлекайте тех, кто готов. Делегируй и властвуй.
Причина вторая: есть идея, а спроса нет
Итак, у тебя есть супер-идея, и ты горишь ей. Твоя мама, бабушка и даже кот от неё просто в восторге. К сожалению, очень часто этого оказывается недостаточно.
Прежде чем снимать офис и брать кредиты, важно понять — насколько твой продукт в действительности нужен людям.
Ты можешь быть максимально убедителен, но если твои шестиколёсные велосипеды не нужны людям — нет смысла открывать производство. Другими словами — проверь, есть ли спрос.
Лучший способ это узнать — удар лицом об рынок.
Найди человека, кто будет готов купить твой продукт до того, как ты потратишь год на его разработку. Разошли предложение потенциальным клиентам и собери обратную связь — лучше в деньгах.
Не бойся, если обратка будет негативной — это самые ценные знания, которые помогут тебе улучшить продукт.
Также посмотри:
- есть ли у тебя конкуренты?
- есть ли запросы на твою идею в поисковиках?
Если есть — двигайся вперёд.
Если нет — стоит задуматься.
Причина третья: действовать без плана
Чтобы не закрыться в первый год — тебе нужен план. А ещё лучше — бизнес-план.
Есть мнение, что это формальность, которую требуют кредитные организации или инвесторы. А ещё — удобная стопка бумаг, которой можно подпереть качающийся стол.
Хотя на деле — планирование это базовый инструмент, который нужен самому предпринимателю.
Работать без плана — это как начинать строить дом, не определив планировку. Дом-то вы, может, и построите, но сможете ли вы в нём жить — неясно.
Планирование помогает разделить одну большую задачу на несколько маленьких.
Допустим, ты хочешь зарабатывать 1 миллион рублей в месяц. Как?
Твой первый лям — это тысяча сделок, на каждой из которых ты заработаешь одну тысячу рублей.
А теперь честно ответь себе на вопросы:
- что это за продукт за одну тысячу рублей?
- как сделать одну тысячу сделок?
- сколько это встреч?
- сколько людей увидели рекламу?
И так далее.
Это и будет твоим бизнес-планом.
Также планирование убережёт тебя от лишних затрат, ненужных людей и процессов.
Причина четвёртая: не нужно экономить на рекламе
Большинство предпринимателей закрывают свой бизнес из-за отсутствия потока клиентов.
Пока у тебя не будет звонков, разрывающих твой телефон, все усилия будут напоминать парусную регату в абсолютный штиль.
Задавай себе правильные вопросы:
- Где взять клиентов?
- Как сделать так, чтобы они возвращались снова и снова?
- Рекомендовали тебя другим?
Если бы у меня было 4 доллара, 3 я бы отдал на рекламу. (Генри Форд)
Сделать продукт, который нужен людям — задача номер один.
Рассказать об этом людям — задача номер два.
Вот, например, Иван. Он — дизайнер дорогих интерьеров. Его услугами пользовалась половина жителей Рублёвки. Его основной источник клиентов — сарафанное радио. Во время кризиса клиентов поубавилось, и он решил сделать услугу для простых работяг.
Он увидел, что есть спрос, написал бизнес-план, собрал команду профессионалов, опубликовал пост у себя в соц-сети и сел ждать потока клиентов.
Но его не случилось.
Подписчиков у него немного. Да и работяг среди них не оказалось. Ваня не учёл, что новому продукту требуется реклама.
Не будь как Ваня.
Поверьте, существует масса способов привлечения клиентов. Будьте готовы за это хорошо платить.
Причина пятая: не различаешь свои деньги и деньги бизнеса
Сначала ты отщипнул денег из проекта, чтобы закрыть какую-то свою личную хотелку. Потом ты уже берёшь новый проект, чтобы закрыть платежи по предыдущему проекту. А потом — новый, чтобы заплатить налоги, потому что ты не отложил на выплаты. В конечном итоге всё это превращается в снежный ком:
- кассовые разрывы
- нарушение платёжного календаря
- аресты счетов
И вот тебе пора звонить Солу.
Бизнес — это деньги. И важно научиться их считать и различать. То, что пришло к тебе на расчётный счёт — это не твои деньги.
Вычитаем:
- налоги
- расходы на подрядчиков
- переменные расходы вроде телефонии
- В идеале — ещё и амортизацию
- И отложить на развитие самого бизнеса
И только после всех вычетов остаётся то, что реально твоё. Сложно? Понимаю.
Но ты даже не представляешь, какое количество бизнесов закрылось из-за того, что они либо неправильно, либо совсем не считали деньги.
Если не понял — хотя бы заведи тетрадку или приложение в телефоне и записывай туда все расходы и доходы.
Итого
Мы разобрали лишь малую часть того, что нужно делать.
Ошибок не избежать.
И чем быстрее ты начнёшь ошибаться — тем быстрее ты начнёшь расти.
Пробивайтесь вперед. Ничто на свете не заменит настойчивости.
Её не заменит талант - нет ничего обычнее талантливых неудачников.
Её не заменит гениальность - нереализованный гений и уже стал притчей.
Её не заменит хорошее образование - мир полон образованных изгоев.
Всемогущие лишь настойчивость и упорство.
(Рэй Крок, основатель McDonald’s)