Спрос на инженеров в России растёт, но диплом технического вуза больше не гарантирует ни трудоустройства, ни достойной зарплаты. Почему так вышло? Кто виноват: устаревшие программы, оторванные от реальности преподаватели или сами студенты, идущие в IT при первой возможности?
Я старался последовательно разобраться в этом вопросе в предыдущих статьях не только как состоявшийся инженер, но также как работодатель и главное — родитель. Чего греха таить, хочется для себя понять и обсудить с уважаемыми читателями причины. Далее найти, где с ними у нас в стране борются, чтобы знать куда отправлять учиться детей, ну если хватит денег. Отличный план, не так ли?
Ладно, что у нас — по итогу стало более-менее понятным. А что у них? Ну в прекрасных садах других стран, где еще пока сильна инженерная школа. В этой статье сравним две системы:
✔ Российскую — с её фундаментальной школой, но хроническим недофинансированием.
✔ Немецкую — где инженер до сих пор вроде как элита, а студенты уже на втором курсе проектируют детали для BMW.
Что будем сравнивать: почему их?
Я более-менее представляю, как это все устроено в Германии. На основании документов и рассказов очевидцев. В древние времена дальние родственники даже предлагали туда отправиться учиться, но не очень настойчиво.
Так-то наши инженерные школы довольно тесно сотрудничали взаимодействовали друг с другом и при желании можно найти очень много общего. Прусская политехническая школа XIX века стала прообразом для российских инженерных училищ. До 1917 года русские инженеры стажировались в Берлине и Дрездене. Уже после распада Союза возродились программы двойных дипломов, взаимные стажировки.
Обе страны формально перешли на принципы Болонской системы. Главное же — мне пришлось довольно много работать с немецкими инженерами и была возможность сформировать свое, конечно же, субъективное мнение о качестве их образования.
Доступность и стоимость
В нашей стране первое высшее образование бесплатно, а зачисление осуществляется по результатам ЕГЭ на конкурсной основе в любой государственный университет. Есть платное обучение, которое отличается сравнительно низкой стоимостью. Иногородним могут предоставляться общежития за символические деньги, всем — льготные проездные, сниженные тарифы при предоставлении отдельных услуг. При этом мизерные стипендии, нужно либо сидеть на шее родителей, либо идти работать.
В Германии образование практически во всех государственных университетах (за редким исключением) бесплатно, а зачисление осуществляется на основании среднего балла по школьному аттестату, что выдается после сдачи выпускного экзамена. Есть обязательный семестровый взнос в районе 200-400€, который обеспечивает все студенческие привилегии, в том числе ограниченный льготный проездной. Существуют государственные общежития разной комфортности, место в которых предоставляют в порядке листа ожидания, а стоимость будет варьироваться в зависимости от города и вида проживания: комната может стоить от 200€ до 300€, а апартаменты от 250€ до 400€ в месяц. Обязательных стипендий студентам не предоставляют, нужно подавать заявку. Государственная стипендия для тех, кто может подтвердить свои достижения в учебе составляет около 300€. Конечно, есть еще стипендии и гранты специальных программ и фондов. Но это отдельная история. В общем, чтобы учиться нужно также либо договариваться с родителями, либо брать кредит, либо идти подрабатывать.
Процесс обучения в России
Про процесс получения высшего образования в России на своем примере я долго и нудно рассказывал в статье «Чему учат в техническом ВУЗе, какие предметы нельзя было прогуливать будущему инженеру и про качество образования вообще».
Ну а если вдруг читатели забыли о своих лучших годах жизни, то кратко напомню. Вы поступаете на первый курс и начинаете учиться. Вам всем по 6-7 лет, ах простите — куда больше, но 1-го сентября все равно следует прибыть на торжественное мероприятие и выслушать напутственную речь ректора, которого вы больше не увидите, вероятно, до самого вручения диплома. Учебный год разбит на два семестра, каждый заканчивается зачетной неделей и сессией с экзаменами. Лето — хороший повод отдыхать, подрабатывать в стройотряде, поэтому для сдавших очередную сессию предусмотрены длительные каникулы. Зимой их тоже дают, но могли бы и больше.
Студентов делят на группы, что изучают одну специальность на данном курсе. Если морально-психологический климат в группе устанавливается подходящим, то все эти люди потенциально — ваш шанс завести хороших друзей на оставшуюся жизнь.
Лекции, сменяются практикой, лабораторными работами, семинарами и коллоквиумами. Все кроме первых пропускать не рекомендуется. Там предусматривается и тикает система оценки, по результатам которой будет понятно, допустят ли вас к зачету или экзамену за изученный предмет.
Зачеты и экзамены крайне неоднородны, зависят от личности принимающего. Иногда по степени вовлеченности и геморроя между ними нет разницы. Хотя считается, что зачет проще. Опять же — зависит от преподавателя. На экзамене, может быть, придется тянуть билеты и отвечать на них, он также может быть письменный и даже в формате свободной беседы с экзаменатором по всему изученному материалу. В общем экзамен окончание сессии для студента всегда большой и светлый праздник.
В начале обучения вы изучаете много-много теории, потом предметы становятся более прикладными, но тут как повезет. После завершения какого-то важного для будущей профессиональной деятельности курса предусматривается курсовой проект (работа), где надо решить, как бы практическую задачу по теме, но так как она учебная, то для этого есть подробная методичка. Но так как часто в работе должна быть еще графическая часть, а чтобы ее начертить, нужно вспомнить прошлые годы, то студенты сначала страдают, а потом предпочитают отправляться на специальные сервисы, где нанимают своих же преподавателей, чтобы те сделали за них неинтересную рутину.
Каждый год обучения по плану заканчивается практикой. Какой-то тематической прикладной работой, где теоретически надо что-то делать, но уже не по методичке. Вариантов, чем будут заниматься будущие инженеры много — подметать и мыть полы, разбирать кладовки, набивать тексты, монтировать презентации…
Программа обучения как правило, фиксирована разными стандартами. Шаги вправо и влево допускаются, но не являются обязательными, а потому никому особо не нужны. В первую очередь студентам и простым преподавателям. Впрочем, как только появляется особо мотивированный учащийся, то к нему спускаются маститые светила науки, начинают его вполне холить и лелеять, дабы отсечь все пути, кроме аспирантуры и полунищенской жизни в недрах самовоспроизводящейся нашей высшей школы и высокой науки.
Все, кто регулярно сдает зачеты и экзамены допускаются до государственного экзамена по специальности, который должен проверять знания по всем изученным дисциплинам. Его организация также сильно зависит от университета, но в основном является формальностью. После практически состоявшийся специалист уходит разрабатывать покупать диплом. Причем, если он делает его сам, то ему часто приходится побегать по разным кафедрам, написать кучу бумажек, внести много изменений. А вот если готовый диплом приносится в последнюю минуту, то много бегать уже не придется — махнут рукой и кое-как выпустят защищаться. Сама защита включает презентацию выпускником работы и его ответы на каверзные вопросы слушающей комиссии. Причем в последнюю, если ВУЗ хороший, приглашают представителей предприятий города. Иногда некоторые выпускники даже получают после предложение о работе, но что редко, то редко.
Вы не смотрите на иронию, на самом деле, все в системе обучения в России выстроено в теории довольно грамотно, с учетом советского и мирового опыта. Студент получит хорошее и качественное инженерное образование, но при маленьких таких условиях: у него есть достаточные начальные знания, присутствует хорошая мотивация и ему повезет с преподавателями.
Процесс обучения в Германии
Стоит отметить, что в Германии несколько видов заведений, где можно получить высшее образование. Наиболее близким по организации процесса (но только по организации) к нашему техническому ВУЗу является Hochschule или университет прикладных наук. Там есть четкое расписание и нельзя выбирать предметы. Студентов организуют в группы и стимулируют групповую работу над проектами. Аспирантуры нет, доступ к научной карьере затруднен. Упор делается на прикладные специальности и практику (60% программы). Такие университеты готовят инженеров для заводов.
Впрочем, про практику хорошо и красиво звучит со стороны. Вот является обязательным тут практический семестр. Все студенты должны пройти его на реальном предприятии своей специализации. Образовательное заведение никак не помогает в поиске места работы (но через профессоров, если активно участвуешь в их проектах, можно получить хорошее место). Поэтому места ищут в интернете, рассылая резюме. Это нетривиальный процесс. И говорят, что предприятия используют таких стажеров довольно цинично для решения своих низкоквалифицированных задач («моя практика в Bosch — это 3 месяца сортировки датчиков»), а вовсе не для погружения в будущую специальность.
По уровню даваемых знаний наш технический ВУЗ стоит рядом с немецким Universität или классическим университетом. По идее он должен готовить элиту — ученых и инноваторов. И вот тут все сделано не по-людски.
Учебное время совершенно не фиксировано. Есть предлагаемый учебный план, который включает какое-то количество семестров, но в реальности обучение можно закончить как раньше, так и позже. Студент сам формирует актуальный для себя учебный план, который состоит из модулей (преподаваемых в данном университете, в данном семестре). Предметов, если по-нашему.
В году также два семестра, но первый начинается в октябре и заканчивается в марте, а второй продолжается с апреля и идет где-то до августа. Каникул как таковых нет, как шутят местные: «есть время, в которое не проводят занятия». Когда не проводят занятия, студенты сдают экзамены. Впрочем, за редкими исключениями посещаемость занятий вообще необязательна и никак не контролируется. Студенты обязаны приходить только на экзамены, на которые записались. Естественно, преподаватели по мере сил борются с таким положением вещей — они стараются составлять свои лекции и дополнительные материалы так, что пользоваться другими источниками при подготовке к экзамену бесполезно.
Помимо лекций предусмотрены практические занятия, которые обычно ведут студенты, уже сдавшие этот модуль (в качестве подработки). Будешь ли ты разбираться в предмете сильно зависит от того, повезет ли тебе с таким наставником (тьютором). Здесь решаются задачи, похожие на те, что будут в домашнем практическом задании. Если тьютор слабый, учишься по YouTube и форумам. Есть лабораторные, где надо в обязательном порядке работать с оборудованием.
В рамках модуля организована бальная система. В течении семестра студент должен выполнить домашние задания (много заданий) и сдать отчеты о лабораторных, за это могут начислять (но не обязательно) баллы и допускают до экзамена (промежуточных экзаменов). В рамках каждого модуля можно набрать до ста баллов и от итогового количества балов зависит оценка за модуль. Если балов меньше пятидесяти, то модуль считается проваленным. Экзамены свои для каждого модуля: есть письменные, есть устные. Есть те, где балы за весь модуль сразу приравнивают к результатам за экзамен.
Экзамены жестокие, когда снижают за любую ошибку, а спрашивают за весь курс. В связи с этим немцы также говорят «главное сдал» и не важно на какую оценку. Если провалил три раза — вылетаешь с факультета (иногда с запретом поступать в другие вузы Германии). Мнение уехавших учиться в Германию людей в том, что именно такая жестокость на всех контрольных мероприятиях обеспечивает немецкому образованию преимущество и крутость диплома. Как человек, сдававший не раз самые лютые экзамены и забывавший весь этот ненужный бред после выхода из аудитории, скажу, что оно недостаточно обоснованное. Еще я сразу вспоминаю, как на первом курсе на встрече выпускников школы все друг друга с огромным удовольствием кормили «самой жестью» своего образования, ну как там трудно бедняжечкам и какие они крутые, что со всем этим справляются.
По бальной системе мы, кстати, по нескольким предметам учились. Не скажу, что прямо ощутимая разница была — сдаешь ли ты просто задания на оценку, чтобы получить допуск к зачету или экзамену, или кропотливо набираешь нужные баллы.
Сами модули делятся на обязательные, добровольно-принудительные, обязательные из групп на выбор и просто на выбор. Предметы просто на выбор могут быть любыми из представленных в университете.
Прогресс в освоении учебной программы измеряется в баллах успеваемости, которые называют еще кредитами. Это не то же, что балы за модуль. Для кредитов оценка за модуль вообще не имеет никакого значения. Один кредит примерно соответствует 30 академическим часам. Стандартный средний модуль стоит 6 кредитов. В такой модуль обычно входит одна лекция и одно практическое занятие в неделю. Но стоимость модулей может варьироваться за счет большего или меньшего количества занятий. Для успешного окончания бакалавриата нужно набрать вместе с бакалаврской работой 180 кредитов (можно и больше). Сама бакалаврская стоит 12 кредитов. Ее можно начать писать, когда в целом набрано от 120 кредитов.
Материал модулей не пересекается, из-за чего иногда возникают казусы, когда понимание информации выбранного модуля требует знаний какого-то другого. Если взял сложный модуль без базы — учишь «по ходу». Преподаватели тогда разводят руками и советуют читать хелп в Интернете. Они не будут адаптировать программу даже для группы студентов. В целом практически на всех модулях материал структурирован так, чтобы каждую неделю изучать и отрабатывать новую тему. Краткого повторения пройденного в начале нового семестра (предмета) нет.
Для успешного окончания обучения, как писал выше, нужно набрать минимально требуемое количество кредитов, пройти обязательную стажировку на производстве, в рамках которой написать выпускную работу, защитить ее перед комиссией в университете.
Качество образования
Давайте что ли сравним структуры программ обучения. Будем считать, что полноценный специалист у нас получится после окончания магистратуры.
В России студент технического ВУЗа на бакалавре будет два курса проходить фундаментальную подготовку (много математики, физики, теоретической механики и т. д.). На третьем и четвертом курсе у него начнется некая специализация (робототехника, микропроцессорная техника, системы автоматизации, основы проектирования каких-то отдельных систем), но и теоретические предметы еще будут встречаться. В магистратуре он станет углубленно изучать отдельные системы с уклоном на исследование и научную работу. Практику на предприятии, если он и будет проходить, то скорее всего формально — чтобы не дай бог ничего не сломал.
Немецкий студент-технарь базовые инженерные дисциплины изучает только первые несколько семестров. В них обычно входит: математика (акцент на прикладные расчеты в MATLAB), физика (развитие навыков решения простых экспериментальных задач для количественной оценки собственных результатов относительно точности измерений), техническая механика (до экзамена нужно выполнить, например, расчет рамы автомобиля), электротехника и электроника (в качестве проекта нужно разработать полупроводниковую схему для управления двигателем), информатика (написать ПИД-регулятор для балансировки робота на платформе), конструирование (создание цифрового двойка детали с проверкой на прочность в Ansys), материаловедение (провести испытания стальных заготовок на местном промышленном предприятии), системы управления (проект системы управления насосной станцией). Это он должен освоить за два семестра. Следующие семестры бакалавриата посвящена проектной работе (например разработке и сборке станка с ЧПУ) и обязательной производственной практике. В магистратуре студент осваивает узкие специализации, отдельные технические системы и комплексы.
То есть, если в России студент два года изучает, например, теоретическую механику, то в Германии за один семестр ему дают самые основы и сразу отправляют применять их, например, в CAD-моделировании. Так на третьем курсе наши студенты будут решать аналитические задачи по динамике роботов, а в неметчине они могут собирать прототип робота-манипулятора для работы на производственной линии завода по сборке стиральных машин.
Вроде круто звучит, но вы прочитайте любой наш буклет для абитуриентов — там ведь не врут, расписывая процесс и результаты в лучших красках. Прямо хочется пойти и еще раз отучиться… но на деле имеем то, что имеем. Вообще, когда я писал про упор на практику в немецких университетах, то меня не покидало ощущение, что я рекламирую этакое суперпрофильное техническое училище. Путягу, если по-простому. И когда я обсудил это со знакомым немецким инженером (он окончил Hochschule), тот вдруг с гордостью сообщил, что мое ощущение недалеко от истины: «мы готовим не учёных, а инженерных рабочих для индустрии».
Содержание многих модулей, кстати, вполне коррелирует с таковым у наших предметов. По крайней мере в теоретической части. Мне рассказывали, что изученные ранее в России дисциплины вполне и без проблем перезачитывают.
Про отсев, то есть отчисление
По материалам «Известий» в российских ВУЗах по разным направлениям подготовки от 15 до 32% и даже 40% из поступивших отчисляются (статистика с 2016 по 2021 год) и не получают заветный диплом. При этом больше всего выбытия наблюдается по специальностям, связанным с математикой, естественными и инженерными науками и сельским хозяйством. Причинами называют — неспособность осваивать программу, а также потерю мотивации в связи с недостаточной заинтересованностью работать по специальности. В общем-то это коррелирует с моим опытом. У нас за первые два курса обучения было отчислено около 30% по потоку и практически 50%, если рассматривать отдельно взятую группу. Зато потом оставшихся тянули до диплома: проводили беседы, сотни раз делали последние китайские предупреждения, натягивали сову на глобус оценки.
В Германии около трети местных студентов не завершает свою учебу, это если смотреть статистику. Однако, если почитать истории русскоязычных обучающихся, то они называют страшные цифры, например, якобы из 800 поступивших на специальность «информатика», диплом в среднем получает 100 человек. Наши отмечают, что это потому, что профессура лютует на экзаменах, ничего нельзя списать, нельзя купить, и всем все равно, сколько по итогу закончит учебу. Аборигены с этим не согласны. Считают, что так как берут в ВУЗ по баллам аттестата даже умственно отсталых, люди просто не тянут. Школьная жизнь не готовит их к теоретической физике, аналитической химии и высшей математике. Еще проблема в том, что никто никого не заставляет учиться: не стоит над душой и не оказывает всяческого социального давления — современные немцы от такого начинают расслабляться и читать Карла Маркса филонить. Первую сессию у них закрывают, говорят, всего 30% с первого раза. Также германские недоросли винят во всем подработки, ну то есть возможность совмещать учебу и работу в пивном баре. Эти грязные бумажки, что там зарабатываются, они, видите ли, мешают правильно расставлять приоритеты. Как и сама жизнь без цели внятных ограничений — неторопливая, когда в общем случае можно не спешить: поучиться на одном направлении, потом поездить по другим странам, затем найти себя вернуться и перевестись учиться в другое место. Наши парни скажут — российская армия часто способствует любви к российскому же высшему образованию куда больше, нежели все эти призвания и предназначения. И еще: на неметчине регулярно поднимают вопрос, что учиться мешает бесплатность, типа это тоже плохо сказывается на успеваемости, надо бы ее взять и отменить, тогда все наладится. Ох уж эти европейские теоретики…
Жизнь после диплома
На выходе вы будете иметь диплом бакалавра или магистра. Специалитет, аспирантура — это отголоски советской системы образования, поэтому в немецком краю они вроде как отсутствуют. Хотя про дипломированного специалиста, который может сразу поступать в докторантуру применительно к Германии я слышал.
А вот какова ценность документа, тут у меня ответа нет. Ясен пень, что немецкий диплом будет котироваться, прежде всего в Европе. Российский диплом имеет значение в России и странах СНГ. Что касается остального мира, то тут слишком много нюансов, чтобы разбирать их в этой статье.
По части сопутствующих знаний все зависит от студента и его учебы, сама по себе бумажка ничего никому не гарантирует. Да, работодатель в России меньше смотрит на оценки, ему бывает важен факт наличия высшего образования по определенной специальности (часто по формальным причинам), дальше он будет смотреть на бойца в деле — все равно доучивать. Немецкие компании больше ориентируются, например, на баллы в дипломе. Выпускник с 1.0–2.0 балами, гарантированно получит работу, так как там все знают, что чтобы их получить надо быть если не гением, то крайне неординарной личностью. Но не все инженеры с дипломами работу по специальности по итогу находят.
Давайте подведем некоторый итог по плюсам и минусам двух систем высшего технического образования. Конечно, будем исходить из того, что студент с душой и энтузиазмом учился, а не досиживал до последнего звонка штаны.
И что же выбрать?
На самом деле, объективно — не такая большая разница между университетами, ну например, МГТУ (Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана) и TUM (Мюнхенский технический университет), сколько между МГТУ и техническим университетом какого-нибудь Нового Урюпинска. И в этом, конечно, есть объективные причины, достаточно посмотреть на карту России и Германии. Ну можно еще списки высших учебных заведений сравнить в количественном отношении.
Также я в начале статьи обещал рассказать про свой опыт работы с немецкими инженерами. Между тем, он очень разный.
На Фольксвагене все инженеры вроде разбирались в вопросах своей компетенции, но мгновенно отступали и превращались в глухонемых, если надо было заниматься чем-то другим. Когда случился косяк с трансформатором, то главному технарю задавали вопрос — как же так получилось, что марка и модель отправлялись на согласование и вы его согласовали, а теперь не принимаете. Его путанный ответ наш переводчик перевести так и не смог: что-то про разные отделы, случайность и волю господа-бога. Тамошние инженеры издавали подробные технические указания по всем работам, пугая адскими карами за несоблюдение, а сами же им потом не следовали, когда пахло жаренным или не получалось. Вероятно, это следствие конкретной среды, но большую часть времени они занимались не проверками, расчетами и проектированием, а поиском виновных и перекладыванием ответственности. Ну такое впечатление складывалось, опять же субъективное.
На австрийском деревообрабатывающем предприятии главный немецкий инженер постоянно орал, у него дергалось плечо и менялось настроение. Он давил и набивал себе цену. При этом, конечно, был классным специалистом, к тому же — быстро и по месту принимающим решение: как проектировать, как строить. Проверял каждый чертеж досконально, вплоть до мельчайшего размера, диаметра трубы. Говорят, он уже построил для компании несколько заводов. И в то же время, многие его решения, которые он продавливал, оказывались не лучшими. И очень самоуверенными. Как-то ругались мы с ним до хрипа в части необходимости размещения задвижки. Он кричал про многие лишние евро своего заказчика, которые я не экономлю и про отсутствие практической необходимости. Я ссылался на требования безопасности. Волевым образом задвижку по итогу исключили. Угадайте, какое было одно из первых замечаний инспектора, когда объект уже построили, смонтировали и пытались сдать? Правильно — поставить эту чертову задвижку.
Иногда очень сложно было найти общие интерфейсы. Когда мы занимались автоматикой, совместно с немцами, часто они присылали какие-то непонятные документы и требовали в ответ ненужные с нашей стороны данные. А нужное наоборот не выдавали до самого конца. Потом они могли очень подробно на сотнях листах спроектировать систему, педантично включив в документацию каждый сторонний паспорт и инструкцию, причем не учесть, что данную систему при текущих условиях использовать нельзя.
В небольшой немецкой конторе, что занималась конструированием котлов, их главный инженер сам делал все — тепломеханические схемы, считал конструктив, разве в цеху изготовлением не занимался. И в общем-то справлялся, пока вдруг не уволился, как сказал — в соседнем бюро предложили на 100€ больше.
В общем, если поставить рядом хорошего русского и немецкого инженера, абстрагироваться от личных качеств — то разницы не будет. То есть, сразу после выпуска немецкий специалист может и имеет какие-то преимущества по навыкам с точки зрения работодателя, то уже через пару лет они все нивелируются.
Немецкий выпускник — это «продукт», оптимизированный под нужды локального рынка. Он умеет решать типовые задачи, которые для этого рынка сейчас актуальны. Догадывается, как избежать юридического риска (какая страна, такие и риски). Его готовят к рутинной работе в условиях жесткой иерархии и возможного докапывания к любой мелочи.
Из нашего стараются сделать универсального солдата, который способен решать нестандартные задачи (но не всегда может потом реализовать придуманное на практике). Он менее зажат рамками (строгость законов у нас компенсируется необязательностью их исполнения), плохо интегрируется в компании, что работают по западным стандартам и процедурам («зачем эти ненужные документы?», «а как же творчество?»).
Какое образование по итогу выбрать, зависит от личных условий. Где кто хочет жить: в России или Европе. И как дальше существовать — сразу войти в специальность (впрочем, колледжи и техникумы всегда ждут держат двери открытыми) на относительно высокий оклад, но без перспектив фундаментального развития. Или пройти путь «доработки напильником», получить колоссальный опыт по своей и смежных специальностях — развиваться в том направлении, которое будет востребовано в конкретный момент времени.
Если бы мне снова пришлось выбирать, то я бы остановился на российском ВУЗе. Мне его преимущества близки и сермяжны. Открывающиеся возможности прельщают больше. Но, конечно, кое-какие элементы из немецкой высшей технической школы я бы все-таки позаимствовал. Что не говори, но закрепление теории практикой и большая осмысленность с учетом реалий нам крайне необходимы. Впрочем, об этом я уже неоднократно писал.
А что бы выбрали вы?
Ознакомиться с содержанием журнала.
Уважаемые коллеги, желаю хорошего дня. Подписывайтесь, чтобы иметь возможность обсудить со мной вашу задачу в комментариях. Буду рад лайку, альтернативному мнению или истории по теме статьи. При желании вы можете поблагодарить автора чашкой кофе для стимулирования мыслительного процесса и блогерского энтузиазма.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №1: Оценки, суждения и предложения по рассматриваемым вопросам являются личным мнением автора.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №2: Техническая информация, представленная на сайте, не является официальной и предоставлена только в целях ознакомления. Владелец сайта не несет никакой ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной из данного источника.
Все изображения, если не указано иное, либо выполнены автором, либо взяты из открытых источников.