Удивительный Ильинский маяк, построенный женщиной и возродившийся к жизни не раз, является трогательной достопримечательностью Феодосии. И одним из тех мест, которое я рекомендую посмотреть в Крыму.
Как добраться до Ильинского маяка
Добраться до этой достопримечательности от Феодосии довольно просто по навигатору. Даже если со связью не очень, дорога довольно простая и понятная, запутаться сложно. Можно подъехать на машине (в том числе, на такси), а можно, как я, дойти пешком. Я добиралась от биостанции (Курортное). То есть доезжала до Феодосии на 101 автобусе, а потом просто шла пешком по навигатору. А, например, от железнодорожного вокзала Феодосии до Ильинского маяка маршрут такой:
Ближе к месту:
Идти почти час, но я привычная много ходить, и мне такая прогулка не составила труда. Виды по пути открывались потрясающие. Даже недострой и заброшки не смогли их испортить.
Можно ли подойти к Ильинскому маяку
Как и все действующие российские маяки, Ильинский маяк закрыт для посещения, и зайти на его территорию нельзя.
Но можно подойти довольно близко к башне, не нарушая запретов. Забор вокруг не глухой, всё прекрасно видно.
Более того, даже лавочки и столик для отдыха есть.
Точнее, всё это даже в двойном размере.
А на одном из столиков такая трогательная надпись:
Мне не удалось узнать, кто такая Инна. Но, наверное, кто-то из семьи смотрителей Ильинского маяка.
Недалеко от маяка сохранилось несколько немецких дотов.
Во время Великой Отечественной Войны эта территория была оккупирована немцами, и при её освобождении залпом из орудия башню маяка разрушили, а затем восстановили.
Сегодня Ильинский маяк светит с высоты 65 метров над уровнем моря, его дальность – 21 морская миля.
Я спустилась и к берегу моря у маяка. Местность суровая. Не хотела бы я оказаться здесь в дождь. Кажется, увязнешь в потоках воды и грязи по пояс.
И все равно красиво.
У Ильинского маяка есть своя история. Впечатляющая и трогательная, как все истории о маяках.
История Ильинского маяка
После того, как в 1890 году базу Черноморского флота перенесли в Севастополь, и город стал закрытым, встал вопрос о переносе коммерческого порта. Выбор пал на Феодосию. Место для стоянки кораблей было удобным, но далеко выступающий в море скалистый мыс Святого Ильи затруднял проход к порту судам, идущим с запада. В сочетании с многочисленными рифами, периодическими шквалистыми ветрами и туманами, это место создавало большую опасность для моряков. Поэтому остро нуждалось в маяке. Место для него было выбрано в 1894 году, вот только средств на строительство не нашлось. Корабли заходили в бухту по огням феодосийского яхт-клуба. Это не всегда помогало. Так, в 12 милях от мыса Святого Ильи разбился о рифы и затонул пароход «Великий князь Константин», а через некоторое время та же участь постигла и пароход «Владимир». Погибло много людей. Да и до этого здесь разбивались в щепки корабли и рыбацкие баркасы.
Ситуацию смогла изменить всего одна женщина, Евдокия Николаевна Рукавишникова. Нет, конечно же, не она одна. Но именно Евдокия Николаевна взяла ситуацию в свои руки, изыскала средства, сначала собственные, а когда их не хватило, нашла выход из ситуации.
Летом 1897 года Евдокия Николаевна и Константин Васильевич Рукавишниковы привезли в Феодосию 19-летнего сына Колю, тяжело больного туберкулёзом. Болезнь развивалась стремительно, надежды на выздоровление было мало. Молитвы и крымский климат помогли, сын потихоньку пошёл на поправку. Он очень любил бывать в порту, общался с моряками, заводил дружбу с капитанами, которые затем бывали на обедах у Рукавишниковых. Те не раз поднимали вопрос о необходимости строительства маяка. А потом случилась трагедия – крушение парохода «Великий князь Константин», и Евдокия Николаевна поняла, что она не может больше бездействовать.
Хотя это слово, бездействие, никогда к ней было не применимо. Она, как и муж, всегда была фигурой деятельной, а ещё очень религиозной. Сострадание у нее было в крови. Рукавишниковы жертвовали крупные средства на благотворительность. Евдокия Николаевна нередко лично участвовала в строительстве и организации больниц, училищ, приютов, родильных домов, храмов при них и прочих богоугодных заведений. А на территории их общей родовой дачи в Феодосии был устроен детский лагерь Рукавишниковского сиротского приюта для малолетних преступников. И вот, осенью 1897 года Евдокия Николаевна Рукавишникова подала заявление в Дирекцию маяков о желании принять на свой счёт постройку маяка на мысе Святого Ильи. Супруг поддержал её в этом решении.
Кто-то, возможно, подумает, что легко участвовать в таких мероприятиях, когда есть деньги. Рукавишниковы оба были людьми не бедными. Евдокия Николаевна из богатого купеческого рода, Константин Васильевич на тот момент был московским градоначальником. Но для того, чтобы понять, какой широкой души это были люди, достаточно знать, что для того, чтобы участвовать в строительстве Ильинского маяка, они заложили и продали всё, что было возможно. На эти деньги построили деревянную будку, которую установили на высоких козлах, а в ней – швейцарскую систему освещения Линдберга. И в 1899 году на мысе Святого Ильи начал действовать маяк, который при помощи переменного огня с белыми и зелёными огнями предупреждал суда об отмелях и опасностях.
Одно только печалило Евдокию Николаевну Рукавишникову – отсутствие туманного колокола. Такие помогали судам ориентироваться в условиях плохой видимости, сквозь которые лучи маяка не пробивались, например, из-за тумана. И вот сидела Евдокия Николаевна на заложенной даче в Феодосии и думала, как быть. И придумала. Начала вязать и подавать кошелёчки, чтобы собрать нужную сумму на колокол. Такое стремление помогать трогало многих. И некоторые покупали, а затем возвращали ей кошелёчки, наполненные деньгами... Невероятно трогательная история, согласитесь. Как и все истории о маяках. И пусть маяк был перестроен в 1912 году, а во время Великой Отечественной Войны разрушен и отстроен заново, всё равно первым человеком, который дал спасительный свет судам, заходящим в порт Феодосии, была Евдокия Николаевна Рукавишникова.
Сегодня у Ильинского маяка есть смотрители огня и самого маяка. Все процессы автоматизированы. Но необходимо следить за исправностью системы и чистотой стекол оптики.
Ещё больше маячных историй здесь:
Уважаемые читатели!
Буду благодарна за Вашу реакцию на мои материалы! Пожалуйста, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь. Этим вы поддерживаете мой блог и вдохновляете меня создавать новые материалы.