Найти в Дзене
Голландец в России

О чём мечтают оленеводы Ямала, и почему они не возвращаются в город

Несколько дней я был в гостях у оленеводов на Ямале, которые живут в тундре. Они мне показали свою жизнь и мы разговаривались об их жизни. "В чём счастье?" Это такой простой вопрос, но не каждый может на его ответить. Я задал его оленеводу, и он быстро и чётко ответил. Ниже я расскажу, что оленеводы думают о тундре, будущем оленеводства и почему не хотят возвращаться в город, где жить легче, комфортнее и со всеми удобствами рядом. Сложности В предыдущей статье я показывал вам, как выглядит чум оленеводов, и что там внутри. И самое трудное для меня, пока я там был, показалось отсутствие туалета и душа. Но то, что для меня казалась сложность, на самом деле для оленеводов не так сложно, оленеводы мне ответили. Душ? - Привыкаешь, что не можешь мыться горячей водой. Летом можно мыться в речке или делать такую мобильную баню. Туалет? - Туалет тут природный! :) Просто отойдешь подальше и можешь делать свои дела. Опять, привыкаешь! Без кухни? - Кухня есть! Только поменьше, чем в квартирах.

Несколько дней я был в гостях у оленеводов на Ямале, которые живут в тундре. Они мне показали свою жизнь и мы разговаривались об их жизни. "В чём счастье?" Это такой простой вопрос, но не каждый может на его ответить. Я задал его оленеводу, и он быстро и чётко ответил.

Ниже я расскажу, что оленеводы думают о тундре, будущем оленеводства и почему не хотят возвращаться в город, где жить легче, комфортнее и со всеми удобствами рядом.

Сложности

В предыдущей статье я показывал вам, как выглядит чум оленеводов, и что там внутри. И самое трудное для меня, пока я там был, показалось отсутствие туалета и душа.

Привет! Меня зовут Махил, и я голландец в России. Моим читателям не нужно покупать билеты, чтобы отправиться в далёкое место, они читают мой блог и путешествуют вместе со мной. Присоединяйтесь!
Привет! Меня зовут Махил, и я голландец в России. Моим читателям не нужно покупать билеты, чтобы отправиться в далёкое место, они читают мой блог и путешествуют вместе со мной. Присоединяйтесь!

Но то, что для меня казалась сложность, на самом деле для оленеводов не так сложно, оленеводы мне ответили.

Душ? - Привыкаешь, что не можешь мыться горячей водой. Летом можно мыться в речке или делать такую мобильную баню.
Туалет? - Туалет тут природный! :) Просто отойдешь подальше и можешь делать свои дела. Опять, привыкаешь!
Без кухни? - Кухня есть! Только поменьше, чем в квартирах. Готовить получается отлично!

А какие трудности тогда есть здесь в тундре, где до ближайшего города - более ста километров?

Знакомьтесь: это Виталий, главный оленевод на этом стойбище.

Мы с Виталием обсуждаем жизнь в тундре. Я так понимаю, в магазин не часто ходят. Фото: Голландец в России
Мы с Виталием обсуждаем жизнь в тундре. Я так понимаю, в магазин не часто ходят. Фото: Голландец в России

И он очень интересно рассказывает о своей жизни. Я спросил его, сколько времени он едет до ближайшего магазина?

"Магазин далековато - на снегоходе обычно день едем, 10-12 часов. Получается день - туда, день - обратно. И день по магазинам походить, посмотреть, что дешевле и где лучше. Такая поездка тоже - дорого из-за бензина. А если поломки, то тогда на упряжках едем. Тогда два дня туда, и два дня обратно. В общем, почти неделя." Поэтому ездят не так часто. И основной продукт в тундре - это оленина.

С оленем готовят всё - первые блюда, вторые блюда, разные закуски.
С оленем готовят всё - первые блюда, вторые блюда, разные закуски.

Поэтому обычно продукты покупают на целое лето и осень, до первого снега. Важно, чтобы продукты долго хранились. Это может быть, например, макароны, рис, гречка, варенья, молоко сгущенное, мука, сахар, что-то для чая: сушки, печенья, сухари, конфеты, разные сладости. Чтобы дольше хранилось, из хлеба делают сухари.

- А бывают моменты, когда вы думаете: "Всё, я хочу обратно в город"? - я спросил Виталия.

-4

- Да, такое бывает. Когда дождь идёт целый день, несколько дней или даже неделю, тогда всё промокнет и не успевает высохнуть. Тогда я думаю: всё, хочу обратно в посёлок. Но когда дождь закончится, солнце вернётся, и я понимаю, что здесь моё место. Тут чувствую себя свободно и как дома."

Но потом Виталий поделился, что ему кажется, что через 50 лет оленеводов может не остаться. Это трудная жизнь, и молодёжь выбирает что проще. И тогда в тундре останутся только медведи и волки, и больше никого не будет.

Будущее

Я решил спросить самого младшего из взрослых оленеводов в этой стойбище, Никиту, что он думает о жизни в тундре, нравится ему ли тут жить?

Никита - молодой и очень активный оленевод. Он научил меня управлять оленями в упряжке. Спасибо ему!
Никита - молодой и очень активный оленевод. Он научил меня управлять оленями в упряжке. Спасибо ему!

"Мне очень нравится жизнь здесь в тундре. Я здесь родился и вырос. Сейчас я на летних каникулах тут, приехал помогать моим родителям, а в сентябре вернусь в колледж. Я учусь на пожарного. Тундра - это место, где мои ум и душа отдыхают. Но я пока не знаю, буду ли я жить в тундре или в посёлке. Есть ещё время решить."

Почему тундра?

Один из старших оленеводов, Олег, ему 59 лет, он всю жизнь живёт в тундре. Его родители жили в тундре, и он продолжает их дело.

Я спросил его: "Не хотели другую жизнь?" - "Нет. Мы в посёлок ездим только за продуктами. А потом сердце тянет сюда. Хочется с оленями, без них тяжело".

Олег Егорович рассказал много интересное о своей жизни.
Олег Егорович рассказал много интересное о своей жизни.

Также спросил другого оленевода, который после дождливого дня вернулся в стойбище весь мокрым, мне ответил на вопрос - не сложно ли жить здесь, когда дождь идёт, например: "Я не думаю о том, сложно или нет. Просто надо идти и делать, и всё."

Женщины в тундре

Я тоже решил спросить хозяйку чума где я жил, Катю. Она рассказала, что женщины на стойбище встают рано, в 5 утра уже топят печку. И пока мужчины едут в стадо, женщины рубят дрова, готовят завтрак.

Рубить дрова, кстати, женская работа. Я попробовал - это оказалось непросто!
Рубить дрова, кстати, женская работа. Я попробовал - это оказалось непросто!

Потом они начинают шить. Они одежду шьют сами. Каждый день шьют, что-то ремонтируют.

Стирают руками в тазике. Есть порошок и мыло. Летом стали возить маленькие машинки стиральные.

Почему она выбрала жизнь в тундре? Потому что она с детства в чуме живёт, и уже привыкла.

Фото: Голландец в России
Фото: Голландец в России

Что тяжело тут? Тяжело, когда метель целый день или дождь. Но олени голодные, и несмотря на погоду приходится каслать (кочевать). А в дождь чум ставить тяжело - он мокрый. Тогда доски накидают, постель под плёнку спрячут, чум поставят. А потом начинают печку топить и сушиться.

У женщин в тундре много работы.
У женщин в тундре много работы.

Какая мечта? Чтобы дети выучились и чтобы не ездили так в чуме, а в городе остаются. У оленеводов маленькая зарплата. Но сама она не хочет в посёлок возвращаться. "Душно в посёлке жить. Там не спится в посёлке. Тянет сюда. Так тяжело в посёлке, скучно. А тут хорошо: у нас авки (ручные олени), собаки, дети".

Почему такая жизнь?

У каждого оленевода тут родители и более далёкие предки жили такую жизнь в природе. Они все - дети тундры. Некоторые уезжают в посёлок или город, а другие остаются или вернутся позже.

Я заметил, что они любят своих оленей. Даже знают их по лицу! Чтобы вы понимали насколько это уникально - у них в стаде более трёх тысяч оленей.

Часть оленей - их, часть - совхоза. Фото: Голландец в России
Часть оленей - их, часть - совхоза. Фото: Голландец в России

Олени - их семья. Работы в тундре много, и она нелёгкая, но тут чувствуют тишину, свободу.

И правда, хотя я, наверное, не готов стать оленеводам, потому что это очень сложно, я их понимаю.

Оленеводы рассказали, что в городе может быть сложно, например, перейти дорогу.
Оленеводы рассказали, что в городе может быть сложно, например, перейти дорогу.

В городе есть и другие люди, которых нужно принять во внимание. В городе много правил. Нет, не говорю, что это плохо, но если сравнить - в тундре мало ограничений. Сам решаешь куда поехать и где пожить. И мне кажется, это ключевое слово - свобода.

Что для оленевода счастье

В конце хочу вернуться к Виталию. Он родился в тундре, после школы решил жить в посёлке. Но ему там стало тесно и спустя 5 лет он вернулся в тундру заниматься оленями.

-12

Я ему предложил сыграть в игру: я ему называю одно слово, и он должен был сказать первое, о чём он подумал.

- Тундра

- Это моя страна, моя свобода

- Свобода

- Это моя жизнь в тундре

- Счастье

- Это моя семья, мои олени, мои собаки и природа вокруг.

Да, видно, что Виталий нашёл своё счастье. Это прекрасно и радует! Желаю всем моим друзьям в тундре, оленеводам, счастья. Да, и желаю нам всем счастья! Если вы его уже нашли, берегите его! И если нет, то желаю стать счастливым!

В моём Телеграме "Discovering Russia / Исследуем Россию" я рассказывал о поездке к оленеводам почти в режиме реального времени (начало в закреплённом сообщении).

Сейчас там я начинаю рассказ про мою поездку в Екатеринбург (и бесплатно делюсь полезными советами - что посмотреть и как сэкономить) - если вам интересно, присоединяйтесь!

Если вам понравилась моя статья, поддержать мой блог можете здесь.