Найти в Дзене

Как работают финансовые сценарии.

Хотим мы этого или нет, но у каждого из нас есть свой внутренний сценарий обращения с деньгами. Он формируется не из таблиц Excel, опыта работы и знаний, а гораздо раньше - в ситуациях, где мы впервые сталкивались с темой выбора, ресурса, доверия, несправедливости или контроля. А еще из неочевидных моментов: что мы чувствовали, когда хотели что-то важное, как реагировали на это взрослые, когда говорили «денег нет». Как решались семейные конфликты, кому в доме разрешалось распоряжаться средствами. Все эти эпизоды не исчезают, этот опыт становится фоном жизни и незаметно продолжает управлять нашими решениями: сколько мы зарабатываем, сколько можем сохранить, как тратим, во что готовы вкладываться.. У каждого человека - своя история. Но почти всегда за финансовыми трудностями стоит не отсутствие знаний, лень или «не тот маркетинг», а вытесненная травма - не всегда осознанная, но влияющая на собственный сценарий в деньгах. Но самое интересное в том, что при понимании механизмов работы фи

Хотим мы этого или нет, но у каждого из нас есть свой внутренний сценарий обращения с деньгами.

Он формируется не из таблиц Excel, опыта работы и знаний, а гораздо раньше - в ситуациях, где мы впервые сталкивались с темой выбора, ресурса, доверия, несправедливости или контроля.

А еще из неочевидных моментов: что мы чувствовали, когда хотели что-то важное, как реагировали на это взрослые, когда говорили «денег нет». Как решались семейные конфликты, кому в доме разрешалось распоряжаться средствами.

Все эти эпизоды не исчезают, этот опыт становится фоном жизни и незаметно продолжает управлять нашими решениями: сколько мы зарабатываем, сколько можем сохранить, как тратим, во что готовы вкладываться..

У каждого человека - своя история. Но почти всегда за финансовыми трудностями стоит не отсутствие знаний, лень или «не тот маркетинг», а вытесненная травма - не всегда осознанная, но влияющая на собственный сценарий в деньгах.

Но самое интересное в том, что при понимании механизмов работы финансовые сценарии могут даже помогать в достижении целей.

И для этого их нужно увидеть, распознать и научиться «применять по назначению». Потому что пока мы о них не знаем, мы не можем это регулировать.

Я помню, как когда я была маленькой, мы ели черную икру ложками. У нас в доме всегда было всё - это был наш уровень нормы.

Но стоила эта «норма» дорого: родители постоянно жили в напряжении, в режиме высокой ответственности.

Это был особый контраст: с одной стороны, напряжение, усталость, перегруз. А с другой - как будто ничего из этого не считалось чем-то особенным. Вроде бы все есть - и кажется, что так и должно быть.

Но дальше - по-нарастающей. Сделала хорошо? - Молодец, но можно и лучше, так любой может.

Получила результат? - Ну, а что ты хотела - это же нормально.

Так незаметно у меня сформировались две травмы:

— травма небезопасности, потому что постоянное напряжение было фоном.

— травма обесценивания, потому что сколько ни старайся - все как будто просто «должно быть», без признания.⠀

И вот ты вырастаешь с ощущением, что все могло бы быть лучше: и денег больше, и результаты выше.

——

Совершенно того не подозревая, я пришла с этой «концепцией» в свой первый банк, и уже через полгода заняла свое место в управлении маркетинга.

Я просто не умела работать кое-как и всегда делала максимум. С моим перфекционизмом мои результаты казались мне не достаточными. Текущие задачи были слишком банальны, и хотелось придумать что-то интересное, классное, нужное - и я придумывала.

Меня премировали, повышали, и это давало мне возможность постоянно расти в доходах - мне нужны были средства на недвижимость, путешествия, заботу о себе.

И тогда, и сейчас - я кайфую от зарабатывания и от того, что могу монетизировать свое время и быть вкладом в семью, благотворить, жить так, как я хочу - все это для меня моя безопасность.

Потом были другие банки, а эти сценарии - обесценивания и безопасности делали мою работу круче, а доходы - выше. Но ощущение «не до» не проходило.

Только спустя годы, когда я стала изучать психологию все глубже, я увидела, как это работает.

Мы не замечаем, как травма становится логикой жизни, а сценарий - системой координат.

Сейчас я это легко диагностирую, и в зависимости от ситуации и целей, мы работаем, исправляя то, что мешает, и задействуем то, что помогает.

Финансовых сценариев множество. Я буду рассказывать о них подробнее.

Но даже травма обесценивания может иметь разные корни и быть, например, гиперкомпенсацией.

Ключевое: «Меня не видят», «Моя ценность под сомнением».

Компенсация: «Я докажу, что я значим и талантлив».

И доказывает - через проекты, успехи, инициативы, популярность.

Да, на травме можно строить карьеру. Можно достигать, впечатлять, добиваться, и многие именно так и делают. Но все это до определенного момента.

С годами цена этого подхода становится все ощутимее: перегруз, тревожность, невозможность остановиться, чувство, что сколько бы ни сделал - все равно мало. И начинаются сбои.

Поэтому увидев, как эти сценарии работают, можно научиться жить не из этой гонки, а - с пониманием, с выбором и с интересом.

Чтобы за результатами шла не усталость, а удовлетворение. Чтобы успех больше не был способом выжить, а стал способом жить.