Продолжая тему варвара, или - варварства.
Вот что о Пушкине и варварстве русском (российском) пишет Д.С. Мережковский в очерке "Пушкин" (1896):
"Еще шаг, еще усилие — и Пушкин поднял и вынес бы русскую поэзию, русскую культуру на мировую высоту. В это мгновение завеса падает, голос поэта умолкает навеки, и в сущности вся последующая история русской литературы есть история довольно робкой и малодушной борьбы за пушкинскую культуру с нахлынувшею волною демократического варварства, история могущественного, но одностороннего воплощения его идеалов, медленного угасания, падения, смерти Пушкина в русской литературе.Трудность обнаружить миросозерцание Пушкина заключается в том, что нет одного, главного произведения, в котором поэт сосредоточил бы свой гений, сказал миру все, что имел сказать, как Данте — в «Божественной комедии», как Гёте — в «Фаусте»".
Не прав Мережковский в одном: такое произведение у Пушкина - есть! Но он об этом, к сожалению, не знал. Это - сказка "Конёк-Горбунок".
Именно это утверждает и "Эскиз марионеток" С.Д. Лебедевой.
Почему этот эскиз это утверждает? Да потому что первая фигура здесь - Старик-отец, отчасти похожий на В.И. Ленина, - на самом деле, конечно, никакой не Ленин, а родоначальник западноевропейской литературы - великий слепец Гомер!
Вы видите, - он протягивает руки куда-то - влево, - на Запад? Он зовёт быть свидетелями события, которое здесь совершается.
А что здесь совершается? А здесь идёт превращение Конька-Горбунка из игрушки-лошадки в прекрасного царя, и Царь-Девица запускает новое время Жизни Пушкина! Другое время, другое измерение, другая литературная история!
И на Ленина этот Гомер похож отчасти, может быть, "для конспирации", - но если серьёзно, - потому что это событие - революционно. А ассоциировалась с революцией тогда (как и теперь, впрочем), - конечно, - фигура Ленина.
И что, это всё придумала скульптор С.Д. Лебедева? И поместила фото со своими марионетками на страницу 29 книги о себе, а сами марионетки, - из осторожности, - уничтожила? (Так написано в Списке работ в этой книге: марионетки сделаны в 1936 году и не сохранились).
При всём уважении к этому скульптору, мы не готовы такое утверждать. За этой её работой нам видится более крупная фигура, и фигура писателя, а не художника. Поскольку, - действительно, - "художники так не мыслят"!*
*Слова В.Г. Перельмутера в телефонном разговоре со мной о марионетках С.Д. Лебедевой 04.07.2015 г.
А вот слова Мережковского из той же статьи, - о Пушкине и Гомере:
"С такою именно простотою описывает Гомер картины эллинской жизни, также не заботясь о прекрасном, — рассказывая, как его герои едят, спят, умываются, как царская дочь Навзикая полощет белье на речке, — и все выходит прекрасным, как из рук Творца. Не все ли равно: унылые и уютные зимние пейзажи русской деревни или цветущие острова Ионического моря? — оба художника смотрят на мир детскими, полными любопытства глазами. Для них нет нашего разделения на прозу и поэзию, на будни и праздники, на красивое и некрасивое. Все прекрасно, все необычайно: земля и небо как будто только что созданы. И легкие узоры мороза на стеклах, и веселые сороки на дворе, и горы, устланные блистательным ковром зимы, и крестьянская лошадка, плетущаяся рысью, и ямщик в тулупе, и мальчик, посадивший Жучку в салазки, — все это дает ощущение такой свежести, такой радости, какие бывают только в первоначальном детстве. В поэзии Пушкина и Гомера чувствуется спокойствие природы. Здесь и вдохновение — не восторг, а последнее безмолвие страсти, последняя тишина сердца".
Вряд ли Лебедева это читала. Хотя, - может быть, - ведь она, помимо этих марионеток, делала проект памятника Пушкину в Михайловском, у неё были эскизы этого памятника, кроме того, она лепила Голову Пукшина... В то время Мережковского как эмигранта не издавали, но ещё вполне можно было обнаружить в домашней библиотеке дореволюционные издания...
И всё же, думаю, почти уверена, - что идея Эскиза марионеток была не её, - не её, а одного известно писателя, - не побоюсь этого слова, - великого.
Продолжение: