Страх делает нас трусами. Мы переходим дорогу, когда видим "опасного" типа. Убегаем от бездомных собак. Прячем глаза от неудобных людей. А что, если сделать наоборот? Пойти навстречу страху? Недавно я проверил эту теорию на практике, и история получилась неожиданная.
Как-то много лет назад в городском районе, где находится наш офис, у меня произошел показательный случай. Пошел в магазин за сигаретами в послеобеденное время, и там находился какой-то непонятный мужчина - из тех, по которым сразу видно, что он не в себе, возможно, с психическими заболеваниями. К тому же он был явно не трезв. За давностью лет я уже не помню, что именно тогда произошло в магазине, но у нас с ним случился какой-то инцидент, мини-конфликт. Я его попросил вести себя прилично - он начал орать на весь магазин, привлекая внимание продавцов. Кричал, что все продавцы его давно знают, что все на районе его знают, и нечего его пугать. В итоге я ретировался и ушел из этого магазина едва ли не как побитая собака, грубо говоря. Далее в течение ряда лет я этого мужчину встречал на улице в том же районе близ нашего офиса, но никогда близко с ним не общался - он меня, вероятно, не помнил.
И вот буквально недавно я снова встретил его на улице также недалеко от нашего офиса, в районе рынка. Дело в том, что в свободное время я люблю совершать длительные пешие марши - такие прогулки. Стараюсь ходить без телефона в руках, один, где-то по 10 км по городу, выбираю себе всякие маршруты. Вот и в тот вечер я прошел уже больше половины своего маршрута, и, проходя в районе рынка, издалека увидел этого мужчину. Он шел по тротуару не твердой походкой, резко изменил маршрут движения и подошел к какому-то другому мужчине с непонятными просьбами. Было далеко от меня, я не слышал, о чем он говорил, но явственно видел, как мужчина, к которому он подошел, изменился в лице и поспешил уйти.
Меня и этих двух разделял светофор и примерно 100 метров. У меня было стойкое желание свернуть влево на перекрестке, а не идти к нему прямо, как я хотел изначально. Но потом я решил пойти прямо, подумав: чего собственно бояться? "Иди туда, где страшно" - есть такой тезис, у меня он стоит на заставке смартфона. Я действительно пошел прямо. Маргинального вида мужчина тоже пошел прямо, не видя меня, далее он перешел проезжую часть, создавая опасность дорожного движения, зашел в бутик сотовой связи. Я же пошел далее не спеша прогулочным шагом, после чего этот мужчина также зигзагом из салона связи прошел на остановку автобусов, где сидела одна взрослая женщина. Подходя к остановке, я увидел, как этот мужчина резко подошел к этой женщине - у нее прямо домиком нахмурились брови. Она без испуга, но с каким-то отвращением поспешила куда-то уйти, и тут у меня сработал какой-то, наверное, рефлекс. Все равно я в тот момент праздно гулял, у меня было достаточно времени, и я поступил следующим образом.
Простите меня, этот мужчина маргинального вида и читатели, за грубое сравнение, но я поступил так, как часто поступал на улице с уличными собаками. Часто ведь бывает, что собаки кидаются на прохожих, лают, пугают. У меня уже давно есть такой метод с собаками, который пока всегда неизменно выручал: как только собаки начинают гавкать, я начинаю на них бежать - у них происходит какой-то когнитивный резонанс, собаки потом пугаются и сбавляют агрессию. В итоге просто тявкают, и я спокойно ухожу далее.
Так и в этом случае: как только женщина поспешила отойти и пересесть на другую лавку, я сам подошел к этому мужчине, который сидел на лавке, присел к нему и сказал: "Есть сигарета?" У него также сложились брови домиком, было видно, что ему неприятно общаться, хотя буквально на моих глазах он с тремя людьми уже пообщался, которые не хотели никаких контактов. Далее я спросил у него, есть ли спички - сказал, что тоже нет. Примечательно, что я смотрел ему в глаза, был доброжелателен и открыт к общению. В итоге мы с ним разговорились и достаточно мило просидели где-то минут тридцать, не меньше, вместе на скамье остановочного павильона, беседуя обо всем. Действительно, у него видимо есть какие-то отклонения - я, конечно, не хочу врать и что-то утверждать, - и он был определенно не трезв, в состоянии остаточного опьянения. Он представился Коляном.
Оказалось, что у него вполне резонные мысли в голове. В разговоре он мне пожаловался, что его якобы преследует полиция за то, что он украл в супермаркете корм для кота, который стоит 3000 тенге. Я ему сказал: "Ну ведь ты украл?" Подумал пару секунд он и ответил: "Да, я украл." Я намекал ему на то, что сам виноват в преследовании. Далее он начал спрашивать у меня, кого я знаю, где я живу. Я ему сказал микрорайон, где я живу, потом - кого я знаю в районе, кого я знаю на вокзале, кого я знаю еще в какой-то локации. Я честно сказал, что никого нигде не знаю, потому что сам родом из деревни и в этих районах никого не знаю. Он согласился со мной, сказав: "Ну да, в принципе."
Пока мы с ним разговаривали, мимо проезжали автобусы, и пассажиры с неприкрытым отвращением и страхом смотрели на этого мужчину и коротко на меня - ну на меня почти не смотрели, смотрели на мужчину. Мы с ним с интересом побеседовали, после чего тепло попрощавшись, я ушел. Сказал ему: "Счастливо, тебе всего хорошего, счастливо!" Он также сказал: "И тебе счастливо!" Это прозвучало очень тепло. Я благополучно пошел своей дорогой, он остался на остановке.
Какова мораль всей этой басни? Морали нет, наверное. Суть в том, что не надо никого особо бояться - ни собак, ни людей маргинального вида, потому что хочется надеяться, что изначально все люди в душе своей добрые, созидательные. Конечно, это спорный вопрос. В целом, как я рассказал, мне самому это было интересно, потому что мог бы быть другой сценарий. Я мог также идти как робот прямо через светофор, делая вид, что его не замечаю, а он обязательно до меня добрался бы, ко мне подошел бы с непонятными просьбами, и там пришлось бы возможно снова нарваться на скандал, как много лет назад с ним же. Было бы неприятно, конечно - ничего страшного, я думаю, не произошло бы, но было бы неприятно. А так я с ним пообщался, узнал о том, что он сидел в изоляторе для административно арестованных 55 суток с начала года, на июнь, что он украл корм для кота и прочее. Жаль, я не сфотографировался с ним на память. Такая история.