Найти в Дзене

Как внутренние страхи не дают нам говорить свободно

Размышления тренера речи, который каждый день видит, как голос связан со страхом Когда ко мне приходят люди учиться говорить — будь то на камеру, на сцену или просто уверенно в зале переговоров — они часто думают, что проблема в технике. «Я плохо формулирую», «Мне не нравится мой голос», «Я не умею держать внимание». Всё это, конечно, имеет место. Но чаще всего речь спотыкается не о слова. Она спотыкается о страх. Страх говорить — древнее, чем само искусство речи. Он у нас буквально вшит в тело. Выживание и голос, как риск Роберт Уилсон в «Психологии эволюции» очень просто и красиво объясняет, почему мы так устроены. Человек эволюционно — не одиночка. Мы всегда жили группами, племенами. И попасть в немилость группы — это был приговор. Изгнание означало смерть. Лишиться защиты, пищи, огня. И вот тут важно понять: любое выступление — это выход из толпы. Это как будто ты говоришь: «Послушайте меня. Смотрите на меня». И внутренние древние механизмы тут же включают сигнал тревоги: «Ты выс
Оглавление

Размышления тренера речи, который каждый день видит, как голос связан со страхом

Когда ко мне приходят люди учиться говорить — будь то на камеру, на сцену или просто уверенно в зале переговоров — они часто думают, что проблема в технике. «Я плохо формулирую», «Мне не нравится мой голос», «Я не умею держать внимание». Всё это, конечно, имеет место. Но чаще всего речь спотыкается не о слова. Она спотыкается о страх.

Страх говорить — древнее, чем само искусство речи. Он у нас буквально вшит в тело.

Момент ведения фестиваля ПРО ДОБРО
Момент ведения фестиваля ПРО ДОБРО

Выживание и голос, как риск

Роберт Уилсон в «Психологии эволюции» очень просто и красиво объясняет, почему мы так устроены. Человек эволюционно — не одиночка. Мы всегда жили группами, племенами. И попасть в немилость группы — это был приговор. Изгнание означало смерть. Лишиться защиты, пищи, огня.

И вот тут важно понять: любое выступление — это выход из толпы. Это как будто ты говоришь: «Послушайте меня. Смотрите на меня». И внутренние древние механизмы тут же включают сигнал тревоги:

«Ты высовываешься. Сейчас проверят — достоин ли ты остаться в племени».

Телу всё равно, что это просто презентация или видео для соцсетей. Для него это древний экзамен на «принадлежность».

Почему даже умные и уверенные люди боятся говорить вслух

Самое парадоксальное, что страх говорить есть даже у тех, кто блестяще пишет, хорошо разбирается в теме или харизматичен в жизни. Потому что знание не отменяет биологию.

Даже у тренеров речи бывает, что перед сложной аудиторией внутри поднимается это дрожание:

— А вдруг отвергнут?

— А вдруг не поймут?

— А вдруг «не примут»?

И вот, вроде взрослый, современный человек, с айфоном и карьерой, а внутри всё тот же доисторический ребёнок, который боится, что его оставят у костра одного.

Камера и микрофон — те же «глаза племени»

Вы удивитесь, но страх говорить на камеру ничем не отличается от страха выйти к людям. Камера — это глаза, это потенциальная критика, это проверка.

Записываешь сторис — а внутри ощущение, что тебя вот-вот осудят. Потому что мозг не различает цифрового и живого зрителя. Для него это одинаковая угроза — показаться слабым, нелепым, отвергнутым.

Как с этим жить: не побороть, а осознать

Вот тут я всегда говорю своим ученикам — и себе тоже: не нужно с этим «бороться». С биологией не поспоришь. Но можно с ней… подружиться.

Осознание работает как рассеивание тумана. Когда ты понимаешь, почему тебе страшно, ты уже меньше обвиняешь себя в «слабости». Это не слабость. Это защита, отточенная тысячелетиями.

Работа с живой аудиторией
Работа с живой аудиторией

Что реально помогает

  • Частота контакта. Эффект привыкания никто не отменял. Чем чаще ты слышишь свой голос, видишь себя на видео, тем менее чужим это кажется.
  • Принцип «по чуть-чуть». Маленькие публичные шаги — залог свободы. Начать говорить на совещании. Потом — короткое видео. Потом — вебинар.
  • Принятие несовершенства. Никто не ждёт идеала. А если и ждёт — это его иллюзия. Ты живой человек, не отточенный сценарий.
  • Честность с собой. Признать: «Да, мне страшно. Но я всё равно это сделаю». Это ключевой навык, который, по сути, важнее техники речи.

Голос как индикатор свободы

Когда человек говорит свободно, голос звучит иначе. Он не зажат, не натянут, он живой, он пластичный. Это не значит, что страх исчез совсем. Но он становится… фоном, а не главным актёром.

И в этом, пожалуй, самая красивая правда про речь. Речь — это не просто слова. Это маркер того, насколько ты готов выходить за рамки собственного страха. И чем чаще ты это делаешь, тем свободнее звучит твой голос — и тем меньше ты боишься быть собой.

Завершая это размышление

Бояться говорить — это не про слабость. Это про нас, про нашу эволюцию.

Но выбирать — говорить несмотря ни на что — это про взрослость и про свободу.

И это навык, который, как любой другой, тренируется. Спокойно. Шаг за шагом. С уважением к себе.

А страх? Он никуда не денется. Но он перестаёт командовать.

#победитьстрах #речь