Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Память сердец” (2025, El secreto del orfebre): Отыграть назад

Оглавление

“Память сердец” – испанская романтическая фэнтази-драма Ольги Осорио. С испанского языка название фильма переводится как “Секрет ювелира”; в основу сценария лёг одноимённый роман 2003 года Элии Барсело (Elia Barceló), которая променяла академическую деятельность на писательство. И стала успешной в этом деле – пара её романов были экранизированы, многие переведены с испанского на 17 языков (и русский в том числе). Любимые темы Барсело – это память, любовь и смерть. Собственно, в этом фильме на фоне основной темы бессмертной любви, неподвластной времени, исследуется память, способная помогать и разрушать.

Для режиссёра Ольги Осорио это второй полнометражный фильм после семейной комедии 2023 года “Прыжок в будущее” (2023, ¡Salta!). “Идея, которая у нас была, заключалась в том, чтобы сделать классический фильм, историю любви, похожую на те, которые мы видели в классическом кино, и которые сейчас нам доводится видеть не так часто,” – говорит о своём новом кино Осорио.

постер к фильму “Память сердец” (2025)
постер к фильму “Память сердец” (2025)

Сюжет

Поскольку это фэнтази-драма, действие тут развивается в отрыве от рационального мышления. Эта история предлагает больше пофилософствовать о превратностях любви, принять неизбежность, чем укорять себя за ошибки.

Главный герой Хуан Пабло (в исполнении Марио Касаса) живёт в Барселоне в 1999 году. Ему 42 года, он работает ювелиром и у него всегда печальный взгляд. Всё, что у него есть – это его мастерство и большой секрет, который он хранит последние 23 года.

Он вспоминает лето 1976 года, которое он провёл в маленьком городке Виласанте на практике в местной редакции. Хуану было 19 лет (эту роль исполнил Энцо Оливер), он учился в университете и мечтал стать учителем или журналистом. В то лето он влюбился в портниху Селию (в исполнении Мишель Дженнер), которая была старше него на 23 года и которую за спиной все называли Пенелопа, потому что она “застряла в прошлом и состарилась в ожидании”. Её у алтаря бросил жених-иностранец, и с тех пор она помешалась, как объяснили ему жители городка.

В настоящем у Хуана всё же есть земные дела – он должен готовиться к ювелирной выставке в Нью-Йорке и съездить в родной город Онейра, чтобы уладить семейные дела. По пути в Онейру Хуан решает остановиться в Виласанте. Он прибывает туда ночью и снимает номер в отеле. Утром он с удивлением обнаруживает, что проснулся в июле 1953 года.

Вскоре он понимает, что это неспроста, так у него появился шанс исправить одну ошибку.

актёры и режиссёр фильма “Память сердец” (2025). Слева-направо: Марио Касас, Мишель Дженнер, Ольга Осорио, Энцо Оливер и Зои Льенас-Бонафонте (Селия в 1953 году)
актёры и режиссёр фильма “Память сердец” (2025). Слева-направо: Марио Касас, Мишель Дженнер, Ольга Осорио, Энцо Оливер и Зои Льенас-Бонафонте (Селия в 1953 году)

Мысли и впечатления после просмотра

Мне кажется, истинное название подошло бы больше – “Секрет ювелира”. В этом названии уже заложено что-то сказочное, таинственное, но при этом снижает уровень сладости. Это название лучше передаёт суть истории, отсылая к человеческой натуре. Человек часто совершает поступки, о которых потом сожалеет, они тяжелее от того, что невозможно вернуться во времени и исправить ошибку. Фраза “Секрет ювелира” в таком контексте звучит метафорически – любой секрет, который таится в сердце и всем подряд его не рассказать.

И фильм как раз предлагает порассуждать на тему управления временем – что, если появится возможность вернуться назад, то куда и что именно нужно будет сделать иначе. В фильме часто упоминается Фридрих Ницше и его концепция вечного возвращения (eternal return или eternal recurrence). Для иллюстрации этой концепции добавлен спецэффект в виде некого облачка то ли из насекомых, то ли просто из каких-то мелких частиц, которые меняют форму и витают над городом. То ли это само время становится видимым на мгновение, то ли сама судьба.

Идея вечного возвращения, упоминаемая в фильме, – это проживание жизни снова и снова, повторяя каждую деталь, каждые боль и радость; эта идея выглядит особенно привлекательно, когда человек думает о том, что ему придётся пережить эту жизнь заново, вплоть до её самого конца. Словом, Ницше верил в ужас существования (horror of existence), в мир, наполненный бессмысленными страданиями. Он также верил в вечное повторение (eternal recurrence), в то, что наши жизни будут повторяться бесконечно и что в каждой жизни каждая деталь будет в точности одинаковой. Но он не учёл, что, возвращаясь, человек бы знал, где оступился и мог бы это изменить. Или нет?

Пусть этот фильм прежде всего романтический, но уж совсем уйти в дешёвую сладость ему по-хорошему мешают правильно расставленные акценты. Марио Касас, умея перевоплощаться в разных людей на экране, и здесь создал довольно приземлённый образ героя, потерпевшего неудачу. Его Хуан Пабло, будучи молодым мужчиной, выглядит всё же погасшим и уставшим, его съедает тайна, романтика давно уже потеряла блеск для него. Он не обрёл семьи, скорее всего не позволил себе это сделать в качестве наказания. И вот этот баланс ещё заметной красоты и груза печали, изображённый Касасом, отлично вписывается в историю. Глядя на его Хуана Пабло, можно сказать, что этот парень высоко взлетел когда-то, но неудачно приземлился.

Сюжетная линия развивается так, что становится понятно, почему Хуан Пабло поступает именно так, как поступает. Предсказать развитие в целом возможно, но это не мешает просмотру. История удивительным образом способна удержать у экрана даже в этом случае. Действительно интересно узнать, как сложится судьба этих людей.

Помимо превратностей любви в фильме поднимается тема самоопределения – на примере Селии показано, как важно следовать за своей мечтой, несмотря на осуждение и непонимание со стороны общества. Жених Селии, равно как и её отец, не одобряли её стремления вести собственное дело, но Хуан Пабло постарался объяснить, что, веря им, она застрянет в маленьком городке, в то время как на самом деле она создана для высокого полёта и большого города, такого, как Нью-Йорк. В его попытке объяснить были и его любовь к ней, и желание искупить вину.

Главной страстью Селии является портновское дело, и художник по костюмам Альберто Валькарсель (Alberto Valcárcel), вдохновляясь Кристобалем Баленсиага и “Римскими каникулами”, создал потрясающий гардероб для этого персонажа, чтобы подчеркнуть её вкус и дать зрителям доказательство, что Селия действительно талантливый художник. И потом в образе Селии заложен мотив Пенелопы, верной жены Одиссея. Только в контексте сюжета “Секрета ювелира” она должна соткать свою собственную судьбу, а не путаться в ткани прошлого.

За две недели это второй романтический фильм, просмотренный мной. Первым был “Материалисты”, понравившийся мне, несмотря на то, что в нём не было крутых поворотов, хотя очень того хотелось; вторым стал этот испанский фильм, который оказался лучше, чем я ожидала.

Фильм заканчивается сценой в нью-йоркском отеле “Челси” (The Chelsea), что само по себе говорит о многом. В лобби отеля висела фотография, на которой Селия запечатлена с американской певицей Патти Смит, крёстной мамой панк-рока. Отель “Челси” – это культовое место в Нью-Йорке, это знаковое место, неразрывно связанное с музыкантами, писателями и художниками. Потому, раз фото Селии есть в этом отеле, это без лишних слов показывает, как много она добилась в своей профессии и какой значимой фигурой стала в культурной жизни Нью-Йорка и, возможно, за его пределами. Это доказывает, что тогда она послушала совета Хуана Пабло и покинула свой маленький городок, окружённый крепостной стеной и горами.

По итогу это очень приятное кино, я бы сказала, редкое. О любви, о борьбе за своё место в жизни, о том, как жестоки маленькие городки. И сделано это кино очень душевно. При просмотре можно отдохнуть; и самым близким по впечатлениям для меня является романтическая драма “Бруклин” (2015) с Сиршей Ронан.

***