Найти в Дзене
Жить легко

Декоративно-прикладное и народное искусство Подмосковья. Каталог выставки. Библиотека коллекционера

Доброго дня, читатель!

Давно ничего не рассказывала и не показывала из книг. Вроде и книг ещё много не охваченных, а не собраться с мыслями. Знаете, бывают такие издания, что невозможно дать краткое описание. Начинаешь выбирать и понимаешь: и это важно, и этот абзац тянет за собой два следующих, а вот это будет интересно коллекционерам фарфора, ой, а вот эта информация заинтересует любителей текстиля... И в результате метаний что важно и интересно, а что можно опустить - привожу почти весь текст целиком.

Так произошло и с каталогом выставки Декоративно-прикладное и народное искусство Подмосковья. Будет много текста и много фотографий. А главное - будет много имён художников, работавших на предприятиях, тех, художников, чьи имена обычно остаются "за кадром" при выпуске изделий в промышленном масштабе.

Каталог выпущен издательством "Советский художник" в 1990 году по заказу Дирекции выставок Художественного фонда Союза художников РСФСР. Инициатором и организатором проведения выставки была Московская областная организация Союза художников РСФСР.

Автор вступительной статьи Галина Константиновна Пилипенко.

"На территории Московской области сосредоточены многие предприятия лёгкой промышленности и уникальные художественные промыслы. На выставках, представляющих искусство Подмосковья, можно увидеть редкостное разнообразие произведений народного и декоративно-прикладного искусства: изделия из фарфора, керамики и стекла, декоративные и плательные ткани, ворсовые ковры, модели одежды, ювелирные изделия, жостовские подносы, федоскинская лаковая миниатюрная живопись, абрамцево-кудринская резьба по дереву, хотьковская резьба по кости, загорские матрешки, богородская скульптура и игрушки, павловские платки - такое впечатляющее зрелище представляет обычно этот раздел.

Многие художники декоративно-прикладного искусства Подмосковья работают в промышленности, что сразу предполагает некоторую универсальность творческой деятельности, соединения в одном лице художника - создателя уникальных выставочных произведений и проектировщика образцов для массового выпуска, огромное тиражирование которых требует особо чёткой функциональной целесообразности и лаконичности художественного языка. Но современная советская промышленность функционирует таким образом, что высококлассные, оригинальные работы экспонируются в основном на зарубежных выставках, а массовая продукция для народа обречена, видимо, оставаться маловыразительной и заурядной. Недавний всплеск интереса к малосерийным работам оказался слишком кратковременным. При нынешнем фатальном дефиците предприятия фарфоровые, как, впрочем, и ковровые, и прочие, и прочие, опять "гонят вал". Это маленькое отступление на злобу дня сделано не ради красного словца, но для более глубокого понимания экономической и социокультурной ситуации, в которой находятся сейчас художники промышленности. И хотя на производстве лёгкой жизни у художников не было никогда, все-таки этот период (когда старая экономическая система разрушена, а новая не создана) отличается особо значительными трудностями.

На двух крупнейших в Советском Союзе фарфоровых заводах - Дмитровском и Дулевском - работают сильные коллективы художников. Такое положение сложилось исторически. Старейший в нашей стране Дмитровский фарфоровый завод, основанный в 1766 году англичанином Гарднером, и Дулевский, основанный русским промышленником Г. Кузнецовым в 1832 году, издавна славились своей продукцией не менее заводов французских и саксонских. В советское время период расцвета этих заводов связан с именами Петра Васильевича Леонова - на Дулевском заводе и Евгения Петровича Смирнова - на Дмитровском, которых по праву можно считать основоположниками советской московской школы фарфора. Люди яркие и талантливые, они были главными художниками этих заводов, определявшими их художественную линию, их стиль и направление.

Тодорская Вера Ивановна. Дулево. Ваза и блюдо. Комплект. 1988 год.
Тодорская Вера Ивановна. Дулево. Ваза и блюдо. Комплект. 1988 год.

Современная экспозиция дулевского фарфора представлена декоративным комплектом "Осень в России" В. Яснецова, сервизом "Квартет Бородина" (в описании к фотографии - композиция, прим. автора) Г. Сорокиной, декоративными вазами В. Тодорской, кофейных набором "Бутоны" С. Аникина.

Галина Иосифовна Сорокина. Композиция "Квартет Бородина" Дулево. 1988 год.
Галина Иосифовна Сорокина. Композиция "Квартет Бородина" Дулево. 1988 год.

Без преувеличения можно сказать, что явлением в фарфоре стали пейзажи, написанные В. Яснецовым по глазури: "Золотистая осень", " Серебристые ивы", "Лунная ночь". Самобытный талант Натальи Роповой проявился с новой силой в её сервизах "Мирное небо" и "Вечерние напевы".

Наталья Николаевна Ропова. "Мирное небо". Сервиз. 1984 год, фарфор, надглазурная роспись.
Наталья Николаевна Ропова. "Мирное небо". Сервиз. 1984 год, фарфор, надглазурная роспись.

Художник Дмитровского завода в Вербилках Борис Калита серьёзное внимание уделяет формообразованию. Его персональная выставка, прошедшая недавно в истринском Новоиерусалимском монастыре, убедительно продемонстрировала успехи Б. Калиты на этом направлении.

Борис Ефимович Калита. Чайно-кофейный сервиз "Праздничный". 1987 год. Вербилки (Дмитровский фарфоровый завод)
Борис Ефимович Калита. Чайно-кофейный сервиз "Праздничный". 1987 год. Вербилки (Дмитровский фарфоровый завод)

Ведущие мастера Дмитровского фарфора П. Смирнов, А. Харитонов, А. Горькова в наборах и композициях "Карнавал", " Регата", "Торжество" также расширяют свои поиски новых форм и декора.

Пётр Евгеньевич Смирнов. Сервиз "Мороз и солнце".1987 год, фарфор, надглазурная роспись. Вербилки.
Пётр Евгеньевич Смирнов. Сервиз "Мороз и солнце".1987 год, фарфор, надглазурная роспись. Вербилки.

Владимир Васильевич Моисеенко. "Осень рыжая". Комплект ваз. 1987 год. Фарфор, надглазурная роспись.
Владимир Васильевич Моисеенко. "Осень рыжая". Комплект ваз. 1987 год. Фарфор, надглазурная роспись.

В подмосковной керамике, достаточно разнородной по своему художественному уровню, можно встретить и работы холодные, многословные, сконструированные, и работы наивно-вторичные. Но произведения Н. Леонова, В. Булыгиной, А. Ситника, Г. Одинокой всегда заметно выделяются своей образной насыщенностью и цветовой декоративность.

Галина Сергеевна Одинокая. Загорск. Декоративные сосуды "Семья". 1988 год. Шамот, поливы.
Галина Сергеевна Одинокая. Загорск. Декоративные сосуды "Семья". 1988 год. Шамот, поливы.

Шестидесятые - семидесятые годы отмечены расцветом советского художественного стекла. Имена Н. Матушевской, Н. Ганф, Е. Жигалкиной связаны с произведениями этого периода. Позднее в МООСХ пришли стекольщики А. Воронцова и А. Михалев. На этой выставке мы можем познакомиться с декоративной композицией "Саяны", выполненной А. Воронцовой и А. Михалевым, декоративным комплектом "Полярная ночь" Н. Матушевской, в которых авторы обратились к теме природы, окружающей человека.

Алла Николаевна Воронцова. Александр Александрович Михалев. Декоративная композиция "Саяны". 1983 год. Гутное стекло.
Алла Николаевна Воронцова. Александр Александрович Михалев. Декоративная композиция "Саяны". 1983 год. Гутное стекло.

Огромным спросом у покупателей пользуются ворсовые ковры Люберецкого и Обуховского комбинатов. Появляются они в экспозициях выставок подмосковных художников, зачастую вызывая споры о том, может ли машинный жаккардовый двухполотный ковер быть уникальным произведением? В основном художники ковровых предприятий замкнуты на производственных проблемах, и редко кто из них пытается создавать экспериментальные работы. Для участия в выставках художники, скорее, обращаются к созданию гобеленов, хотя язык ковра и гобелены различен и поиски нового в искусстве гобелена вряд ли принесут какие-либо положительные результаты в развитии ковроделия. А между тем практика декоративно-прикладного искусства показывает, что уникальные выставочные произведения очень часто помогают рождению интересных идей и находок для массового производства. Подтверждение тому - блестящий взлёт в развитии советского стекла, когда накопленный багаж образных и пластических идей воплотился в ряде интереснейших находок для массового и машинного производства Дятьковского, Гусевского, Ленинградского стекольных заводов. В творчестве же художников ковровых предприятий преобладает некая аморфность и самоуспокоенность. Присутствует, к сожалению, она и в среде нынешнего молодого поколения мастеров этой отрасли. И все же активно работали в своё время над созданием новых ковров Люберецкие художники старшего поколения Надежда Ивановна Еремеева, Наталья Алексеевна Скалкина, Е. Шестакова. Показывают возможности выхода из сложившихся стереотипов и Александр Вольфович Сойфер в коврах "Дубрава", " Лесная поляна" и Валентина Фахриевна . Кутуб-Заде в ковре "Родники".

А вот фотографий ковров нет, совсем. Поругать - поругали, и ничего не показали, несмотря на то, что в конце каталога приведён полный список произведений с выставки и ковры там есть (прим. автора).

Пожалуй ни в каком виде текстиля не меняется так быстро мода, как в тканях. Среди художников этого раздела хочется назвать Н. Некрасову, Н. Дубенскую - опытных известных мастеров по ткани, представляющих такие произведения, как панно "Птицы над городом", декоративная ткань "Движение" и другие.

Надежда Васильевна Дубенская. Декоративная ткань "Дачный витраж". 1988 год, х/б, працио, рельеф.
Надежда Васильевна Дубенская. Декоративная ткань "Дачный витраж". 1988 год, х/б, працио, рельеф.

Творчество художника по тканям Л. Елисеевой, так же как и художников-ювелиров А. Голикова, О. Карандашовой, А. Камахина, выделяют богатство ассоциаций и отличное владение техникой. "

Вот здесь сделаю отступление: выделенный кусочек текста ЕДИНСТВЕННОЕ упоминание ювелиров в этом каталоге. Вскользь, небрежно, без указания на каких предприятиях работали... Для меня это загадка. Почему такое пренебрежение? Или есть "высокое" искусство, золото-серебро на экспорт, а остальное не достойной даже упоминания? Фотографии украшений в каталоге есть, но мало. А в полном каталоге работ упоминаются порядка 15 мастеров-ювелиров и более 30-ти работ.

Александр Гаврилович Голиков. Подольск. Комплект брошей. 1988 год.
Александр Гаврилович Голиков. Подольск. Комплект брошей. 1988 год.

Аркадий Сергеевич Камахин. Москва. Брошь "Архитектура". Металл, перламутр. 1988 год.
Аркадий Сергеевич Камахин. Москва. Брошь "Архитектура". Металл, перламутр. 1988 год.
Евгений Михайлович Головастов. Химки. Комплект "Икар". 1987 год.
Евгений Михайлович Головастов. Химки. Комплект "Икар". 1987 год.

Виктор Александрович Беляев. Подольск. Комплект "Вьюнок". 1987 год.
Виктор Александрович Беляев. Подольск. Комплект "Вьюнок". 1987 год.

В конце данного обзора размещу фотографии страниц с именами и перечнем работ ювелиров, представленных на этой выставке. А пока вернемся к вступительной статье к каталогу.

"Федоскинская лаковая миниатюра - один из старинных народных промыслов в Подмосковье. Федоскино - всемирно известный центр русских художественных лаков, их родина.

Евгений Иванович Старых. Шкатулка "Федоскино". 1988 год.
Евгений Иванович Старых. Шкатулка "Федоскино". 1988 год.

Светоносность федоскинской миниатюрной живописи, мастерство художников разных поколений - С. Чижова, В. Липицкого, М. Пашинина, Н. Солонинкина - принесли Федоскину всемирную известность.

Николай Михайлович Солонинкин. Панно М. В. Ломоносов. 1988 год.
Николай Михайлович Солонинкин. Панно М. В. Ломоносов. 1988 год.

Родина русской керамики Гжель недавно отметила своё 650-летие. Кажется, гжельский фарфор едва ли не самый популярный, модный сегодня. Активно работают в объединении Г. Денисов, Т. Дунашова, А. Федотов, В. Розанов, Н. и В. Бидаки. Постоянно обновляется ассортимент, а с ним растет и цена на гжельский фарфор.

Татьяна Сергеевна Дунашова. Туалетная шкатулка. 1987 год.
Татьяна Сергеевна Дунашова. Туалетная шкатулка. 1987 год.

Но вот уж, право, новое не значит лучшее. В ассортименте и на выставках появляется все больше сухих, многословных работ, неоправданно дорогих по цене. Хотелось бы пожелать всему коллективу художников Гжели более разумно подходить к внедрению новых образцов.

Ираида Алексеевна Хазова. Чайный сервиз "Узор". 1987 год.
Ираида Алексеевна Хазова. Чайный сервиз "Узор". 1987 год.

Хорошо бы наряду с новыми оставлять в производстве и прежние работы Н. Бессарабовой, Т. Дунашовой, Л. Азаровой как образцы высокого художественного уровня и критерий для младших поколений художников.

Выставка народного и декоративно-прикладного искусства Подмосковья даёт возможность заново осмыслить вопросы, которые требуют незамедлительных решений, и от этих решений будет зависеть дальнейшая судьба народных промыслов. В связи с этим вспоминаются слова, которые любил провозглашать замечательный советский художник-фарфорист П. В. Леонов в своей "дулевской академии": " Оптимизм, помноженный на оптимизм". Будем надеяться... "

Напомню, статья написана в 1990 году... А результаты "оптимизма" и новой экономики мы можем наблюдать в нашей действительности...

И фотографии страниц с именами и названиями работ ювелиров, представленных на выставке.

-19

-20

-21

-22

-23

-24

-25

-26

И риторический вопрос: не сохранились ли фотографии этой выставки в архивах Союза художников?

Благодарю за внимание.