Доброго дня, читатель!
Давно ничего не рассказывала и не показывала из книг. Вроде и книг ещё много не охваченных, а не собраться с мыслями. Знаете, бывают такие издания, что невозможно дать краткое описание. Начинаешь выбирать и понимаешь: и это важно, и этот абзац тянет за собой два следующих, а вот это будет интересно коллекционерам фарфора, ой, а вот эта информация заинтересует любителей текстиля... И в результате метаний что важно и интересно, а что можно опустить - привожу почти весь текст целиком.
Так произошло и с каталогом выставки Декоративно-прикладное и народное искусство Подмосковья. Будет много текста и много фотографий. А главное - будет много имён художников, работавших на предприятиях, тех, художников, чьи имена обычно остаются "за кадром" при выпуске изделий в промышленном масштабе.
Каталог выпущен издательством "Советский художник" в 1990 году по заказу Дирекции выставок Художественного фонда Союза художников РСФСР. Инициатором и организатором проведения выставки была Московская областная организация Союза художников РСФСР.
Автор вступительной статьи Галина Константиновна Пилипенко.
"На территории Московской области сосредоточены многие предприятия лёгкой промышленности и уникальные художественные промыслы. На выставках, представляющих искусство Подмосковья, можно увидеть редкостное разнообразие произведений народного и декоративно-прикладного искусства: изделия из фарфора, керамики и стекла, декоративные и плательные ткани, ворсовые ковры, модели одежды, ювелирные изделия, жостовские подносы, федоскинская лаковая миниатюрная живопись, абрамцево-кудринская резьба по дереву, хотьковская резьба по кости, загорские матрешки, богородская скульптура и игрушки, павловские платки - такое впечатляющее зрелище представляет обычно этот раздел.
Многие художники декоративно-прикладного искусства Подмосковья работают в промышленности, что сразу предполагает некоторую универсальность творческой деятельности, соединения в одном лице художника - создателя уникальных выставочных произведений и проектировщика образцов для массового выпуска, огромное тиражирование которых требует особо чёткой функциональной целесообразности и лаконичности художественного языка. Но современная советская промышленность функционирует таким образом, что высококлассные, оригинальные работы экспонируются в основном на зарубежных выставках, а массовая продукция для народа обречена, видимо, оставаться маловыразительной и заурядной. Недавний всплеск интереса к малосерийным работам оказался слишком кратковременным. При нынешнем фатальном дефиците предприятия фарфоровые, как, впрочем, и ковровые, и прочие, и прочие, опять "гонят вал". Это маленькое отступление на злобу дня сделано не ради красного словца, но для более глубокого понимания экономической и социокультурной ситуации, в которой находятся сейчас художники промышленности. И хотя на производстве лёгкой жизни у художников не было никогда, все-таки этот период (когда старая экономическая система разрушена, а новая не создана) отличается особо значительными трудностями.
На двух крупнейших в Советском Союзе фарфоровых заводах - Дмитровском и Дулевском - работают сильные коллективы художников. Такое положение сложилось исторически. Старейший в нашей стране Дмитровский фарфоровый завод, основанный в 1766 году англичанином Гарднером, и Дулевский, основанный русским промышленником Г. Кузнецовым в 1832 году, издавна славились своей продукцией не менее заводов французских и саксонских. В советское время период расцвета этих заводов связан с именами Петра Васильевича Леонова - на Дулевском заводе и Евгения Петровича Смирнова - на Дмитровском, которых по праву можно считать основоположниками советской московской школы фарфора. Люди яркие и талантливые, они были главными художниками этих заводов, определявшими их художественную линию, их стиль и направление.
Современная экспозиция дулевского фарфора представлена декоративным комплектом "Осень в России" В. Яснецова, сервизом "Квартет Бородина" (в описании к фотографии - композиция, прим. автора) Г. Сорокиной, декоративными вазами В. Тодорской, кофейных набором "Бутоны" С. Аникина.
Без преувеличения можно сказать, что явлением в фарфоре стали пейзажи, написанные В. Яснецовым по глазури: "Золотистая осень", " Серебристые ивы", "Лунная ночь". Самобытный талант Натальи Роповой проявился с новой силой в её сервизах "Мирное небо" и "Вечерние напевы".
Художник Дмитровского завода в Вербилках Борис Калита серьёзное внимание уделяет формообразованию. Его персональная выставка, прошедшая недавно в истринском Новоиерусалимском монастыре, убедительно продемонстрировала успехи Б. Калиты на этом направлении.
Ведущие мастера Дмитровского фарфора П. Смирнов, А. Харитонов, А. Горькова в наборах и композициях "Карнавал", " Регата", "Торжество" также расширяют свои поиски новых форм и декора.
В подмосковной керамике, достаточно разнородной по своему художественному уровню, можно встретить и работы холодные, многословные, сконструированные, и работы наивно-вторичные. Но произведения Н. Леонова, В. Булыгиной, А. Ситника, Г. Одинокой всегда заметно выделяются своей образной насыщенностью и цветовой декоративность.
Шестидесятые - семидесятые годы отмечены расцветом советского художественного стекла. Имена Н. Матушевской, Н. Ганф, Е. Жигалкиной связаны с произведениями этого периода. Позднее в МООСХ пришли стекольщики А. Воронцова и А. Михалев. На этой выставке мы можем познакомиться с декоративной композицией "Саяны", выполненной А. Воронцовой и А. Михалевым, декоративным комплектом "Полярная ночь" Н. Матушевской, в которых авторы обратились к теме природы, окружающей человека.
Огромным спросом у покупателей пользуются ворсовые ковры Люберецкого и Обуховского комбинатов. Появляются они в экспозициях выставок подмосковных художников, зачастую вызывая споры о том, может ли машинный жаккардовый двухполотный ковер быть уникальным произведением? В основном художники ковровых предприятий замкнуты на производственных проблемах, и редко кто из них пытается создавать экспериментальные работы. Для участия в выставках художники, скорее, обращаются к созданию гобеленов, хотя язык ковра и гобелены различен и поиски нового в искусстве гобелена вряд ли принесут какие-либо положительные результаты в развитии ковроделия. А между тем практика декоративно-прикладного искусства показывает, что уникальные выставочные произведения очень часто помогают рождению интересных идей и находок для массового производства. Подтверждение тому - блестящий взлёт в развитии советского стекла, когда накопленный багаж образных и пластических идей воплотился в ряде интереснейших находок для массового и машинного производства Дятьковского, Гусевского, Ленинградского стекольных заводов. В творчестве же художников ковровых предприятий преобладает некая аморфность и самоуспокоенность. Присутствует, к сожалению, она и в среде нынешнего молодого поколения мастеров этой отрасли. И все же активно работали в своё время над созданием новых ковров Люберецкие художники старшего поколения Надежда Ивановна Еремеева, Наталья Алексеевна Скалкина, Е. Шестакова. Показывают возможности выхода из сложившихся стереотипов и Александр Вольфович Сойфер в коврах "Дубрава", " Лесная поляна" и Валентина Фахриевна . Кутуб-Заде в ковре "Родники".
А вот фотографий ковров нет, совсем. Поругать - поругали, и ничего не показали, несмотря на то, что в конце каталога приведён полный список произведений с выставки и ковры там есть (прим. автора).
Пожалуй ни в каком виде текстиля не меняется так быстро мода, как в тканях. Среди художников этого раздела хочется назвать Н. Некрасову, Н. Дубенскую - опытных известных мастеров по ткани, представляющих такие произведения, как панно "Птицы над городом", декоративная ткань "Движение" и другие.
Творчество художника по тканям Л. Елисеевой, так же как и художников-ювелиров А. Голикова, О. Карандашовой, А. Камахина, выделяют богатство ассоциаций и отличное владение техникой. "
Вот здесь сделаю отступление: выделенный кусочек текста ЕДИНСТВЕННОЕ упоминание ювелиров в этом каталоге. Вскользь, небрежно, без указания на каких предприятиях работали... Для меня это загадка. Почему такое пренебрежение? Или есть "высокое" искусство, золото-серебро на экспорт, а остальное не достойной даже упоминания? Фотографии украшений в каталоге есть, но мало. А в полном каталоге работ упоминаются порядка 15 мастеров-ювелиров и более 30-ти работ.
В конце данного обзора размещу фотографии страниц с именами и перечнем работ ювелиров, представленных на этой выставке. А пока вернемся к вступительной статье к каталогу.
"Федоскинская лаковая миниатюра - один из старинных народных промыслов в Подмосковье. Федоскино - всемирно известный центр русских художественных лаков, их родина.
Светоносность федоскинской миниатюрной живописи, мастерство художников разных поколений - С. Чижова, В. Липицкого, М. Пашинина, Н. Солонинкина - принесли Федоскину всемирную известность.
Родина русской керамики Гжель недавно отметила своё 650-летие. Кажется, гжельский фарфор едва ли не самый популярный, модный сегодня. Активно работают в объединении Г. Денисов, Т. Дунашова, А. Федотов, В. Розанов, Н. и В. Бидаки. Постоянно обновляется ассортимент, а с ним растет и цена на гжельский фарфор.
Но вот уж, право, новое не значит лучшее. В ассортименте и на выставках появляется все больше сухих, многословных работ, неоправданно дорогих по цене. Хотелось бы пожелать всему коллективу художников Гжели более разумно подходить к внедрению новых образцов.
Хорошо бы наряду с новыми оставлять в производстве и прежние работы Н. Бессарабовой, Т. Дунашовой, Л. Азаровой как образцы высокого художественного уровня и критерий для младших поколений художников.
Выставка народного и декоративно-прикладного искусства Подмосковья даёт возможность заново осмыслить вопросы, которые требуют незамедлительных решений, и от этих решений будет зависеть дальнейшая судьба народных промыслов. В связи с этим вспоминаются слова, которые любил провозглашать замечательный советский художник-фарфорист П. В. Леонов в своей "дулевской академии": " Оптимизм, помноженный на оптимизм". Будем надеяться... "
Напомню, статья написана в 1990 году... А результаты "оптимизма" и новой экономики мы можем наблюдать в нашей действительности...
И фотографии страниц с именами и названиями работ ювелиров, представленных на выставке.
И риторический вопрос: не сохранились ли фотографии этой выставки в архивах Союза художников?
Благодарю за внимание.