Найти в Дзене

Директор в школе заставляет учителей красить, делать стулья и столы. Жаль мне вас

Мне тридцать три. Я учитель русского языка. Точнее, был. Школа у нас обычная. Не элитная, не провальная. Средняя. Со средними детьми, средними стенами, средними окладами и — вот это, кстати, отдельно хочется подчеркнуть — необычайно самоуверенной директоршей. Такой, знаешь, типичной: строгий каре, уверенный голос, деловой тон с оттенком презрения ко всем, кто не умеет кивать с нужной скоростью. Я пришёл в эту школу пять лет назад. Молодой, полный надежд. Хотел работать с подростками. Говорить с ними о Чехове, о внутренней речи, о чистоте языка. Хотел учить не только грамматике, но и нюансам, смыслам, подтекстам. И сначала получалось.
Они слушали. Смеялись на уроках. Писали сочинения не по шаблону, а — как умели, но по-настоящему. Но потом — по нарастающей. Новая отчётность. Бумаги. Охапки методичек. Бесконечные таблицы. И директор со своими «инициативами».
В какой-то момент школа перестала быть школой. Стала... предприятием? Обслуживающим центром? Или армией, где все ходят по строю?

Мне тридцать три. Я учитель русского языка. Точнее, был. Школа у нас обычная. Не элитная, не провальная. Средняя. Со средними детьми, средними стенами, средними окладами и — вот это, кстати, отдельно хочется подчеркнуть — необычайно самоуверенной директоршей. Такой, знаешь, типичной: строгий каре, уверенный голос, деловой тон с оттенком презрения ко всем, кто не умеет кивать с нужной скоростью.

Директор пытается упавлять
Директор пытается упавлять

Я пришёл в эту школу пять лет назад. Молодой, полный надежд. Хотел работать с подростками. Говорить с ними о Чехове, о внутренней речи, о чистоте языка. Хотел учить не только грамматике, но и нюансам, смыслам, подтекстам.

И сначала получалось.

Они слушали. Смеялись на уроках. Писали сочинения не по шаблону, а — как умели, но по-настоящему.

Но потом — по нарастающей. Новая отчётность. Бумаги. Охапки методичек. Бесконечные таблицы. И директор со своими «инициативами».

В какой-то момент школа перестала быть школой. Стала... предприятием? Обслуживающим центром? Или армией, где все ходят по строю?

А потом был тот самый август.

Готовимся к 1 сентября, как всегда. Уроков нет, но все должны быть. Ключевое слово — «должны».

Завуч звонит мне в 8:30 утра:

— Илья, ты где?

— Доброе утро. Я дома. У меня на сегодня никаких указаний не было.

— Ну как же! Полы же надо покрасить в кабинете №17. Директор просила!

Я, мягко говоря, опешил.

— А зачем я? Я же преподаватель.

— Ну, Илья, у нас каждый год так. Своими силами. У нас нет бюджета. Ну ты же понимаешь...

Нет, не понимаю.

Я пришёл.

Пустая школа. Запах краски уже стоял в коридоре. В учительской — три женщины с малярными валиками.

На меня смотрят с облегчением. Мол, пришёл-таки.

А я стою и понимаю, что...
что-то внутри меня не даёт согнуться.

Через час заходит директор.

Голос жёсткий, уверенный.

— Что ты стоишь? Ты же русский ведёшь. В 17-м кабинет твой. Бери кисточку.

Я молчу.

Она повторяет. Уже с интонацией приказа:

— Ты меня слышал?

И вот тут я сказал:

— Я — учитель. Не маляр. Не плотник. Не разнорабочий.

— А кто же тебе пол покрасит? — удивилась она, как будто я спросил, кто ей кофе принесёт.

— Наверное, тот, кто за это получает зарплату, — сказал я. — Но точно не я.

В кабинете повисла тишина.

Такая, знаешь, густая.

Одна из учительниц — Валентина Сергеевна, биолог — шепнула:

— Не кипятись. Ещё же работать...

А директор сказала спокойно, как будто констатировала факт:

— Если ты считаешь, что не обязан — тогда, Илья, пиши заявление. По собственному.

В этот момент я понял: всё.

Это не педагогика. Это не про детей. Это про слом.

Ты или подчиняешься — или уходишь.

Я выбрал уйти.

Когда я пришёл на следующий день с заявлением, никто не удивился.

Ни директор. Ни завуч. Ни коллеги.

Кто-то даже облегчённо выдохнул: «Молодой, найдёт себя».

Кто-то шепнул в спину: «Слишком гордый».

А кто-то просто отвернулся.

А я?

Я чувствовал свободу и глухую боль.

Потому что я правда любил преподавать.

Но не в таких условиях.

Не с кисточкой.

Не с угрозой.

Не с «ты обязан, потому что у нас так принято».

Ты знаешь, я ведь не против помочь. Я и доску сам когда-то вешал, и жалюзи на окно. Да не в этом дело. Дело в системе, которая приняла за норму — требовать невозможное.

Которая считает, что учитель — это дешёвая рабочая сила.

Что можно заменить зарплату лозунгом «для детей».

Что можно сломать достоинство — и человек всё равно останется. Куда он денется?

А я вот ушёл.

Сейчас я работаю репетитором.

И впервые за много лет — не чувствую тревоги в воскресенье вечером.

Не думаю, что мне завтра скажут: «Принеси краску», «Помой окна», «Подпиши, что ты был на субботнике».

Я работаю на себя.

С детьми, с родителями, с уважением.

Да, меньше стабильности. Но больше — жизни.

Я больше не чувствую себя винтиком в системе, где не уважают твоё «нет».

А уметь говорить «нет» — это вообще, мне кажется, главная защита от выгорания.

Я не герой. Я просто не смог.

И вот сижу, пью чай.

Думаю: а если бы я тогда согласился?

Красил бы сейчас полы?

Жалел бы?

Да.

Пожалел бы. Но только о том, что не ушёл раньше.

Группа ВКонтакте — https://vk.com/andreymath

Телеграм-канал —
https://t.me/+QrWp-Z4VyKJkNzRi