Мне тридцать три. Я учитель русского языка. Точнее, был. Школа у нас обычная. Не элитная, не провальная. Средняя. Со средними детьми, средними стенами, средними окладами и — вот это, кстати, отдельно хочется подчеркнуть — необычайно самоуверенной директоршей. Такой, знаешь, типичной: строгий каре, уверенный голос, деловой тон с оттенком презрения ко всем, кто не умеет кивать с нужной скоростью. Я пришёл в эту школу пять лет назад. Молодой, полный надежд. Хотел работать с подростками. Говорить с ними о Чехове, о внутренней речи, о чистоте языка. Хотел учить не только грамматике, но и нюансам, смыслам, подтекстам. И сначала получалось.
Они слушали. Смеялись на уроках. Писали сочинения не по шаблону, а — как умели, но по-настоящему. Но потом — по нарастающей. Новая отчётность. Бумаги. Охапки методичек. Бесконечные таблицы. И директор со своими «инициативами».
В какой-то момент школа перестала быть школой. Стала... предприятием? Обслуживающим центром? Или армией, где все ходят по строю?