В 1970-е советский кинематограф переживал настоящий расцвет. При том фильмы, которые снимали, были на самые разные темы и в самых разных жанрах. Особое место в этой плеяде удачных картин занимают фильмы о детях и подростках и для детей и подростков. Картина Ильи Фрэза " Чудак из пятого Б" стала определённым успехом среди работ на эту тему. Конечно, советский кинематограф работал с оглядкой на цензуру. Тематические ограничения отсекали ряд острых тем. Ещё в 1930-е годы советские писатели и кинематографисты напали на " золотую жилу"проблем подрастающего поколения. Это была относительно безопасная тема, которую обсуждали беспрепятственно. Конечно, никто не посмел бы игнорировать " воспитание здоровой советской молодёжи". Но под него гибкие сценаристы и режиссёры подводили разговоры о вечных проблемах : порядочности, преданнсти (и не только Родине), здоровых отношениях с миром и с собой. Ещё до Великой Отечественной войны вся страна зачитывалась " подростковыми "повестями Аркадия Гайдара. Их экранизировали.
Классиком картин о проблемах детей и подростков стал режиссёр Динара Асанова. Но у неё были предшественники, одним из которых стал Илья Фрэз. Основная часть фильмов Асановой - про тяжёлые, болезненные проблемы. Фрэз так же говорил о детях. Но до снятого им уже в 1980 году фильма " Вам и не снилось"... это были довольно весёлые, надзирательные и не слишком правдоподобнве истории в духе социалистического реализма-приукрашивания действительности. Конечно авторы " Чудака из пятого Б" понимали : история про пятикоассника, который на самом деле не озорник и хулиган, как всем видится, а добрейшей души человек, который нашёл себя в роли доброго и нежного вожатого первоклассников, выглядит не слишком правдоподобно.
Но объчвленной целью было воспитание и пробуждение добрых чувств. Пусть даже демонстрируя вообродаемую реальность. Фильм вышел на экраны в 1972 году. И многим зрителям понравилась незамысловатая история двоечника и озорника Бори Збандуто, которого в исправительнах целях назначили вожатым первого класса. И тут-то Боря себя и проявил благородным рыцарем и чуть ли не отцом нескольких десятков малышей. Поиски исполнителя роли Бори были долгими. Андрей Войновский, который в итоге сыграл и сыграл Борю, до "Чудака...." уже снялся в фильме " Весёлое волшебство". Но на озорника и балагура мальчик был совсем не похож. Фрэз вспоминал : " Андрей Войновский был необычен. Внешне нескладный, смешной паренёк. Всегда задумчивый, без тени улыбки на лице, он всё делал всерьёз, а смотреть без смеха на него было невозможно, хотя он совсем никого не старался смешить. Никогда не гримасничал, не корчил рожи. Всё на полутонах, на внутреннем, ему присущем юморе."
Судьба Андрея Войновского сложилась неудачно. Он окончил ГИТИС. Сыграл в кино несколько эпизодических ролей. В 2015 году в возрасте 56 лет погиб от удара н.о.ж.о.м, который нанёс ему знакомый во время драки. Главным, за что критиковали картину, был вовсе не сюжет из области борьбы хорошего с ещё лучшим, свойственной произведениям соцреализма. Фильм ругали за древние " виды неправдоподобия". Например, какому пятикласснику разрешат провести в первом классе контрольную вместо заболевшей учительницы. Родители маленькой Нины Морозовой уехали на работу в другую страну. Девочку оставили на бабушку. Несколько часов первоклассница гуляет по городу в обществе пятиклассника, а бабушка даже не думает волноваться.